Слайд 2Речевые (риторические, стилистические) фигуры - это любые языковые средства, придающие речи
образность и выразительность.
Слайд 3Фигуры речи
Синтаксические
Семантические
Слайд 4Семантические фигуры речи образуются соединением слов, словосочетаний, предложений или более крупных
отрезков текста, имеющим особую смысловую значимость.
Слайд 5К ним относятся:
сравнение - стилистическая фигура, основанная на образной трансформации грамматически оформленного
сопоставления:
Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье (А.С.Пушкин)
Слайд 6
восходящая градация - фигура речи, состоящая из двух и более единиц, размещённых
по возрастающей интенсивности значения: Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю;
Слайд 7
нисходящая градация - фигура, создающая комический эффект путём нарушения принципа нарастания: Дама, не
боящаяся самого дьявола и даже мыши (М.Твен);
Слайд 8
зевгма - фигура речи, создающая юмористический эффект в силу грамматической или семантической
разнородности и несовместимости слов и сочетаний: Он пил чай с женой, с лимоном и с удовольствием; Шёл дождь и три студента, первый - в пальто, второй - в университет, третий - в плохом настроении;
Слайд 9
каламбур - фигура, представляющая собой игру слов, намеренное соединение в одном контексте
двух значений одного и того же слова или использование сходства в звучании разных слов для создания комического эффекта: В её твореньях красок нет, а на лице их слишком много(П.А.Вяземский);
Слайд 10
антитеза - стилистическая фигура, строящаяся на противопоставлении сравниваемых понятий. Лексическая основа этой
фигуры - антонимия, синтаксическая основа - параллелизм конструкций. Пример: Легко подружиться, тяжело разлучиться; Умный научит, дурак наскучит;
Слайд 11
оксюморон - фигура речи, состоящая в приписывании понятию несовместимого с этим понятием
признака, в сочетании противоположных по смыслу понятий: живой труп; молодые старички; спеши медленно.
Слайд 12По количественному составу синтаксических конструкций различаются фигуры убавления и фигуры добавления.
Слайд 13К фигурам убавления относятся:
эллипсис - стилистическая фигура, состоящая в том, что один
из компонентов высказывания не упоминается, опускается с целью придать тексту больше выразительности, динамичности: Решили лисы кролика запечь, а кролик из духовки - прыг на печь, потом на лавку и в окошко с лавки (Козловский);
Слайд 14
апосиопЕза - умышленно незавершённое высказывание: Вот он вернётся и тогда…;
просиопЕза - опущение начальной части
высказывания, например, употребление отчества вместо имени и отчества;
Слайд 15К фигурам добавления относятся:
повтор - фигура, состоящая в повторении слова или предложения
с целью подчеркивания, усиления мысли;
Слайд 16анадИплозис (подхват) - фигура речи, построенная таким образом, что слово или группа
слов повторяется в начале следующего сегмента: Придёт оно, большое как глоток, - глоток воды во время зноя летнего(Рождественский);
апокойну - свойственное разговорной речи объединение двух предложений в одно высказывание, содержащее общий член: Там сидит человек тебя ждёт.
Слайд 17
пролепса - одновременное употребление существительного и заменяющего его местоимения: Кофе-то, он горячий.
Слайд 18По расположению компонентов синтаксической конструкции выделяется такая фигура речи, как инверсия.
Слайд 19Инверсия - это перестановка синтаксических компонентов предложения, нарушающая их обычный порядок: Он червяков
накопал, удочки притащил; Твоих оград узор чугунный (А.С.Пушкин).
Слайд 20Риторический вопрос - предложение вопросительное по структуре, но повествовательное по цели высказывания.
Риторические вопросы широко распространены как в ораторской, так и в разговорной речи: Разве я не знаю его, эту ложь, которую он весь пропитан? (Л.Н.Толстой).
Слайд 21
параллелизм - тождественное строение двух или более отрезков текста: В каком году -
рассчитывай, в какой земле - угадывай…(Н.А.Некрасов);
хиазм - "перекрещивание", переменная позиция повторяющихся компонентов двух смежных отрезков текста: Мышка боится Мишки - Мишка боится Мышки; Поэзия грамматики и грамматика поэзии - название статьи Р.Якобсона;
Слайд 22
анафора - повторение начальных частей предложения или других отрезков речи: Свалился… А тот-то
был в силе! Свалился… не минуть и нам…(Н.А.Некрасов);
эпифора - повторение конечных частей отрезков речи: Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что (Омар Хайям).
Слайд 23Тропы - это переносы наименования, использование слов, их сочетаний и предложений
для наименования иного предмета в данной речевой ситуации.
Слайд 24Основными видами тропов являются:
метафора - употребление слова в переносном значении, основанное на
сравнении предметов: Ваня сущий вьюн; Это не кот, а бандит(М.А.Булгаков);
метонимия - перенос значения слова по смежности, сопредельности:выутюженный молодой человек; дерзкие глаза;
Слайд 25
ирония - намеренное употребление слов, словосочетаний, предложений и более крупных отрезков текста
в смысле абсолютно противоположном буквальному. Ироническая окраска текста понимается читающим или слушающим за счет владения фоновыми знаниями (знанием ситуации, культурных и иных реалий), а также с помощью интонационных или иных способов подчеркивания автором противоположного смысла высказывания:Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И.А.Крылов).