Слайд 1Урок русского языка в 5 классе
По теме « Буквы О
и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
Учитель русского языка:
Рыбникова Л.М.
МКОУ «СОШ №9»
Слайд 2Пред вами громада – русский язык.
Наслажденье глубокое зовет вас,
наслажденье погрузиться
во всю
неизмеримость его и изловить
чудные законы его…
Н.В.Гоголь
Слайд 3Перед вами слова, запишите их в столбик, вставьте пропущенные буквы ,
выделите части слов с орфограммами.
за библиотек…й
над пашн…й
перед дуб…м
за зайц..й
с каш …й.
за стор…ж…м
Слайд 4за библиотекой – 1 скл., в Т.п. -ой,
над пашней –1
скл., в Т.п. -ей,
перед дубом – 2 скл., в Т.п. -ом,
за зай...м – словарь, 2 скл. , в Т.п. -ом или -ем?
с каш…й– 1 скл., в Т. п. -ой или -ей?
за сторож...м – сторожка, 1 скл., в Т.п. -ом или -ем?
Слайд 5
ТЕМА УРОКА
«Правописание О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих
и Ц».
Слайд 61 группа анализирует слова 1 –го склонения с основой на шипящий
звук.
за тучей, над рощей, со свечой, с лапшой
2 группа анализирует слова 1 –го склонения с основой на Ц.
с овцой, за больницей, с птицей, за курицей
3 группа анализирует слова 2-го склонения с основой на шипящий звук.
над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом
4 группа анализирует слова 2-го склонения с основой на Ц.
с певцом, за красавцем, перед сторожем, с огурцом
Слайд 7Инструкция.
1. Прочитай слово.
2. Найдите ударную гласную, поставьте знак ударения.
3. Под безударной
гласной в окончании поставь точку.
4. Выделите окончание.
5. Выделите основу. Обратите внимание на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.
6. Обратите внимание , какая гласная буква стоит в ударных окончаниях, какая - в безударных.
7. Сделайте вывод , запишите в карточку.
Слайд 8В окончании существительных после шипящих и Ц под ударением пишем О,
без ударения – Е.
Слайд 9за школой – 1 скл., в Т.п. -ой,
над пашней –1
скл., в Т.п. -ей,
перед дубом – 2 скл., в Т.п. -ом,
за больниц…й-1 скл., в Т.п. -ой или -ей?
за месяц...м – словарь, 2 скл. , в Т.п. -ом или -ем?
над туч…й– 1 скл., в Т. п. -ой или -ей?
за сторож...м – сторожка, 1 скл., в Т.п. -ом или -ем?
Слайд 11Поиграем в игру «Назови другим словом».
Суп со свёклой называется –
Небольшой лес
иначе называют –
Рисунок, картину, изображающую природу -
Человека, лечащего людей –
Границу по-другому называют –
Невежливого, грубого человека -
Слайд 12Суп со свёклой называется – борщ…м.
Небольшой лес иначе называют – рощ…й.
Рисунок,
картину, изображающую природу - пейзаж…м.
Человека, лечащего людей – врач…м.
Границу по-другому называют – рубеж…м.
Невежливого, грубого человека—невеж…й.
Слайд 14
Чем занимались сегодня на уроке?
Что нового узнали?
Чему научились?
С каким настроением покидаете урок?
Слайд 15
Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперёд иди сквозь годы,
Оставь
- на этой лучшей из планет
Свой яркий след, живые всходы.
С.Островой
Слайд 16Домашнее задание
упражнение 900 или
теоретический материал на стр.56.