Презентация, доклад к уроку русского языка Н и НН в разных частях речи 7 класс

Содержание

ЦЕЛЬ1. Определить по каким правилам согласная удваивается.2. Всегда ли удвоение согласной следует этим правилам?

Слайд 1КОГДА СОГЛАСНЫЕ В СЛОВЕ УДВАИВАЮТСЯ?
Над проектом работала
Парамонова Вероника, 7а класс
Средняя школа

№26
г. Петропавловска-Камчатского, 2019г

Руководитель проекта
Учитель Иващенко Людмила Ивановна




КОГДА СОГЛАСНЫЕ В СЛОВЕ УДВАИВАЮТСЯ?Над проектом работалаПарамонова Вероника, 7а классСредняя школа №26г. Петропавловска-Камчатского, 2019гРуководитель проектаУчитель  Иващенко

Слайд 2ЦЕЛЬ
1. Определить по каким правилам согласная удваивается.
2. Всегда ли удвоение согласной

следует этим правилам?

ЦЕЛЬ1. Определить по каким правилам согласная удваивается.2. Всегда ли удвоение согласной следует этим правилам?

Слайд 3ПРЕДПОЛОЖИМ, ЧТО СОГЛАСНАЯ В СЛОВЕ УДВАИВАЕТСЯ СОГЛАСНО ОПРЕДЕЛЁННЫМ ПРАВИЛАМ.
Надо опытным путём

определить, каковы же эти правила.
Заглянем в словарь!
ПРЕДПОЛОЖИМ, ЧТО СОГЛАСНАЯ В СЛОВЕ УДВАИВАЕТСЯ СОГЛАСНО ОПРЕДЕЛЁННЫМ ПРАВИЛАМ.Надо опытным путём определить, каковы же эти правила.Заглянем в

Слайд 4НАПРИМЕР, ПРОИЗВОДНЫЕ: ЖУЖЖАТЬ, ДРОЖЖИ, ССОРИТЬСЯ, ЖЖЁТ – ЭТО ИСКОННО РУССКИЕ СЛОВА
Вывод:

в исконно русских словах удваиваются буквы Ж и С
А почему?
Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, можжевельник, жужжать, жжёшь и в производных от них (исключения?)
НАПРИМЕР, ПРОИЗВОДНЫЕ: ЖУЖЖАТЬ, ДРОЖЖИ, ССОРИТЬСЯ, ЖЖЁТ –   ЭТО ИСКОННО РУССКИЕ СЛОВА Вывод: в исконно русских

Слайд 5ПРОИЗВОДНЫЕ РАС-СУЖДАТЬ, РАС-СКАЗАТЬ, ВОЗ-ЗРЕНИЕ, РАС-СПРОСИТЬ, РАС-СМОТРЕТЬ


ВЫВОД: согласные удваиваются на

стыке приставки и корня.
ПРОИЗВОДНЫЕ РАС-СУЖДАТЬ, РАС-СКАЗАТЬ, ВОЗ-ЗРЕНИЕ, РАС-СПРОСИТЬ, РАС-СМОТРЕТЬ    ВЫВОД: согласные удваиваются на стыке приставки и корня.

Слайд 6ПРОИЗВОДНЫЕ ЛУНА – ЛУН-Н-ЫЙ КАРМАН – КАРМАН-Н-ЫЙ ИСТИНА – ИСТИН-Н-ЫЙ НЁС-СЯ


А здесь

согласная удваивается на стыке суффикса и корня.

ПРОИЗВОДНЫЕ  ЛУНА – ЛУН-Н-ЫЙ КАРМАН – КАРМАН-Н-ЫЙ ИСТИНА – ИСТИН-Н-ЫЙ  НЁС-СЯ   А здесь

Слайд 7А ЕСЛИ ВЗЯТЬ ПРОИЗВОДНЫЕ ИЗ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ? СОЛОМ-ЕНН-ЫЙ, ЧУВСТВ-ЕНН-ЫЙ, ИСКУССТВ-ЕНН-ЫЙ

(-ого! А в

этом слове даже два раза!)
в прилагательных, имеющих суффиксы – ОНН-, -ЁНН-, -ЕНН- согласная всегда удваивается
А ЕСЛИ ВЗЯТЬ ПРОИЗВОДНЫЕ ИЗ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ?   СОЛОМ-ЕНН-ЫЙ,   ЧУВСТВ-ЕНН-ЫЙ, ИСКУССТВ-ЕНН-ЫЙ(-ого! А в этом слове

Слайд 8 ЧТО ВЛИЯЕТ НА УДВОЕНИЕ СОГЛАСНОЙ Н В ПРИЧАСТИИ?
Понаблюдаем
 читанные (где?) на заседании

доклады;
боец, раненный (чем?) вражеской пулей;
депутаты, избранные (кем?) народом

Двойное н пишется в страдательных причастиях прошедшего времени, если есть зависимое слово

ЧТО ВЛИЯЕТ НА УДВОЕНИЕ СОГЛАСНОЙ Н В ПРИЧАСТИИ? Понаблюдаем читанные (где?) на заседании доклады; боец, раненный (чем?)

Слайд 9ИМЕНА
Анна
Бэлла
Инна
Инесса
Нонна
Римма
Стэлла.

Вывод:
эти имена заимствованные, поэтому они пишутся

так же, как и в том языке, откуда к нам пришли
ИМЕНААннаБэллаИннаИнессаНоннаРиммаСтэлла.    Вывод: эти имена заимствованные, поэтому они пишутся так же, как и в том

Слайд 10ЕСЛИ НЕТ ЗАВИСИМОГО СЛОВА?

Вывод:
Двойное н пишется во всех прилагательных, образовавшихся из страдательных

причастий прошедшего времени (или по их типу), если эти прилагательные имеют приставки либо оканчиваются на -ованный, -еванный 

Исключения: жёваный и кованый

усиленное питание, избранных сочинений, вписанный треугольник, выдержанное вино, доверенный человек
рискованный шаг, балованный ребенок, корчёванный участок.

ЕСЛИ НЕТ ЗАВИСИМОГО СЛОВА?Вывод: Двойное н пишется во всех прилагательных, образовавшихся из страдательных причастий прошедшего времени (или по их

Слайд 11ПОЧЕМУ В СЛОВЕ РЕШЁННАЯ (ЗАДАЧА) УДВОЕННАЯ НН?
Усиленное – образовано от глагола

усилить (что сделать( сов.вид)
Решённая- от глагола решить (что сделать?)

Вывод:
Двойное н пишется в страдательных причастиях прошедшего времени, совершенного вида

ПОЧЕМУ В СЛОВЕ РЕШЁННАЯ (ЗАДАЧА) УДВОЕННАЯ НН?Усиленное – образовано от глагола усилить (что сделать( сов.вид)Решённая- от глагола

Слайд 12АЛГОРИТМ ВЫБОРА Н И НН В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ
Определить часть речи

(от какой части речи образовано)

От существительного

От глагола

прилагательное

Отглагольное прилагательное

причастие

Сов. вид

несов. вид

Выдели суффикс

-енн-
(-ённ-)
-онн-

-ан-
-ян-
-ин-

Выдели основу

..н+н

нн

н



Крат. Форма= полн.форма

Искл. Оловянный, деревянный, стеклянный, ветреный

1)завис.слово
(не)
-ованн-
-ёванн-


нн

1) Нет завис.слова
нет
нет -ованн-
-ёванн-

н

Краткая форма

н

Искл. Раненый солдат, но раненный в бою



АЛГОРИТМ ВЫБОРА Н И НН В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ Определить часть речи (от какой части речи образовано)От

Слайд 13ВЫВОД
Значит написание удвоенной согласной подчиняется установленным правилам.


Но неужели нет исключений?

ВЫВОДЗначит написание удвоенной согласной подчиняется установленным правилам.Но неужели нет исключений?

Слайд 14ОБРАТИМСЯ К ДРУГИМ СЛОВАМ: ЗАИМСТВОВАННЫМ
Дискуссия(фран. Discussion-исследование)
Ауттрейд

(англ. outtrade-неудавшаяся торговая сделка.
Аттестация (польск. – Attestacja- свидетельство)
Балл (франц.balle-шар,мяч.



Вывод:
если в том языке слова имели двойную согласную, то в русском языке они её сохранили.

ОБРАТИМСЯ К ДРУГИМ СЛОВАМ: ЗАИМСТВОВАННЫМДискуссия(фран. Discussion-исследование)     Ауттрейд (англ. outtrade-неудавшаяся торговая сделка.Аттестация (польск. –

Слайд 15ОБРАТИМСЯ К ЗАИМСТВОВАННЫМ СЛОВАМ
Агрегат – от нем. aggregat, адрес –от нем.

agresse, апартаменты- от фр. appartament, атака-от attacke, атрибут от фр. attribut, афиша –
от фр. affiche, бизнес -от англ. bisiness, галета- от фр. galette , десерт - от фр. dessert, кавалерия -от нем. cavalleria, коридор – от нем. korridor , мамона – от греч. mammonas, офицер – от нем. offizier, пудинг -от англ. pudding
В этих словах второй согласный «потерялся»

ОБРАТИМСЯ К ЗАИМСТВОВАННЫМ СЛОВАМАгрегат – от нем. aggregat, адрес –от нем. agresse, апартаменты- от фр. appartament, атака-от

Слайд 16ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ В ТАКОМ СЛУЧАЕ, КОГДА НАПИСАНИЕ ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВ В

РУССКОМ ЯЗЫКЕ НЕ СОВПАДАЕТ С ИХ ИСТОЧНИКОМ?

Запоминать или обращаться к орфографическому словарю!!!

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ В ТАКОМ СЛУЧАЕ, КОГДА НАПИСАНИЕ ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ НЕ СОВПАДАЕТ С ИХ

Слайд 17ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ
Русский язык. 7 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. (Т.

А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016 г.
Универскальный словарь русского языка
http://www.internet-school.ru/
Урок интернет-школы
http://n-t.ru/ac/56/os02.htm
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫРусский язык. 7 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть