Слайд 1
КОРНИ
С
ЧЕРЕДОВАНИЕМ
Алматинская область, Илийский район,
п. Отеген батыр
Учитель русского языка
и литературы
средней школы № 7 С.Е.Эдильгириева
Слайд 2Тема: «Чередование гласных а-о в корне слова»
№ урока по теме –
четвёртый
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: урок-исследование
Слайд 3Цели урока:
- обучающие: Повторить правила выбора букв а-о в
корнях с чередующимися гласными: -лаг-, -лож-; -раст-, -ращ-, -рос-; -скак-, скоч-; -зар-, -зор-; -мак-, -мок- (-моч-). Владеть способами выбора а-о в корнях с чередованием, зависящими от ударения, от последующей согласной, от значения слова. Различать корни с проверяемой, непроверяемой и чередующейся гласной.
- развивающие: способствовать формированию орфографической грамотности учащихся, развитие творческой, речевой и мыслительной активности учащихся.
- воспитательные: воспитывать интерес к орфографии и речевой культуре русского языка.
Оборудование: ИКТ (презентация, игра с триггерами, компьютерный тест), инструкционная карта работы учащегося.
Слайд 4Ход урока
1. Организация начала занятия
Сообщение темы урока.
Выявление проблемы урока:
В каких случаях
происходит чередование гласных а-о в корне слова?
Как выбрать проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корне слова?
Слайд 5Задание №1
Игра с триггерами «Найди чередующиеся гласные в корне слова».
а)
роскошный, росточек, взрастить, бросать, слагать, глагол, ростовщик, проращивать;
б) выскочить, качаться, промокнуть, озарение, поклониться, взмахнуть, сказитель, макнуть.
Слайд 6Задание №2 Запись слов с распределением их по колонкам.
..ктябрь, под..рить, зар..стают,
предпол..жение, св..вают, вест..бюль,
ск..чи, выр..щен, накл..ниться,
бр..сать, г..ризонт, п..левой, в..кзал, рап..рт, р..чной
Слайд 83. Обобщение знаний изученного материала
- От чего может зависеть выбор гласных
а-о в корнях с чередованием?
Слайд 9Задание №3 Работа в группах. Выписать слова и рассказать правило:
1-я группа:
Чередование гласных а//о, зависящих от ударения.
2-я группа: Чередование гласных а//о, зависящих от последующих согласных.
3-я группа: Чередование гласных а//о, зависящих от значения слова.
З..ря, пол..гаться, вым..кнуть, м..кать, подр..стать, укл..няться, з..рянкка, разр..стись, непром..каемый, покл..нник, привск..кивать, пром..чить, оз..рение, отр..слевая, обм..кнуть, з..рька, укл..нчивый, разл..жить. выр..щенный, вым..ченный, пром..кнуть.
Слайд 10Задание №4 Работа за компьютером.
Вставьте в слова пропущенные буквы в
предложения из произведений М.М. Пришвина.
Солнце погрузило как будто под землю золотые ножки своего трона и, большое, чистое, красное, нижним краешком своим кл..нилось к земле.
Антипыч, предл..гая ходить нам разутыми, только не договаривал: «Не зная броду, не лезьте в воду».
Но Митраша, почуяв опасность, остановился и призадумался над своим пол..жением.
И надумал, было, он повернуть, пол..жить ружьё на болото и, опираясь на него, выск..чить.
Тот сильный порыв ветра, когда крикнула бедная Настя, был ещё не последним перед тишиной вечерней з..ри.
Слайд 11Задание №5 Написать сочинение-рассуждение миниатюру (5-6 предложений) на тему:
1-я группа: «Для
чего нужно определять ударение в словах с корнями -зар-, -зор-?»
2-группа: «Почему нужно учитывать сочетание согласных в корнях –лаг-, -лож-?»
3-группа: «Почему важно знать значение слова с корнями
Слайд 124. Закрепление полученных знаний
Задание №6 Компьютерный тест
Слайд 135.Подведение итогов самостоятельной работы на занятии
1. Выставить оценки за тест
2. Домашнее
задание: дописать сочинение-рассуждение, подготовиться к зачёту по теме «Чередование гласных а-о в корне слова».
Слайд 14Интернет-ресурсы
Фон:
http://www.flywebtech.com/images/bg.jpg
Компьютер:
http://moodle.belmont.gloucs.sch.uk/file.php/1/ICT_2.png