Презентация, доклад к уроку русского языка для 10 класса по теме Текст как произведение речи

Содержание

ЯЗЫК-РЕЧЬ-ТЕКСТЯзык существует и выполняет своё назначение в речи в форме текстовВсе тексты объединены речевой ситуацией, коммуникативным процессомТекст создаётся говорящим, его автором и адресован слушателю, читателю, адресатуТекстом принято называть целое произведение, его часть, фрагмент, необходимые для

Слайд 1 ТЕКСТ
КАК

РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

МАОУ СОШ № 1 г.ОКУЛОВКА
ТЕКСТ     КАК    РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Слайд 2 ЯЗЫК-РЕЧЬ-ТЕКСТ
Язык существует и выполняет своё назначение в речи в форме

текстов
Все тексты объединены речевой ситуацией, коммуникативным процессом
Текст создаётся говорящим, его автором и адресован слушателю, читателю, адресату
Текстом принято называть целое произведение, его часть, фрагмент, необходимые для работы
ЯЗЫК-РЕЧЬ-ТЕКСТЯзык существует и выполняет своё назначение в речи в форме текстовВсе тексты объединены речевой ситуацией, коммуникативным

Слайд 3 Признаки текста
Законченность, завершённость
Внутренняя структура, строение
Связность. Средства связи не позволяют ему

«рассыпаться»
Обладает широкой предназначенностью, несёт информацию, повторяющуюся в жизненных ситуациях

Признаки текстаЗаконченность, завершённостьВнутренняя структура, строениеСвязность. Средства связи не позволяют ему «рассыпаться»Обладает широкой предназначенностью, несёт информацию, повторяющуюся

Слайд 4 Текст и его автор
Личность автора нейтральна. Тексты не имеют оценочного,

личностного характера (результаты научной мысли, законы, нормативы деятельности и т. п.)
Личность автора значительна. Тексты личностно окрашены. Информация носит оценочный характер. Текст проистекает из духовного опыта.
Текст – произведение речи, единица языка, грамматическое явление
Текст и его авторЛичность автора нейтральна. Тексты не имеют оценочного, личностного характера (результаты научной мысли, законы,

Слайд 5 Категории, свойственные тексту
Информативность
Членимость (главы, абзацы, ССЦ…)
Связность (смысловая,

грамматическая, внешняя, внутренняя)
Целостность (тема, смысловое ядро, прблематика)
Модальность (отношение автора к проблеме, оценка сообщаемой информации)
Завершённость(соотнесённость конца текста с его началом)
Категории, свойственные текстуИнформативностьЧленимость (главы, абзацы, ССЦ…)Связность (смысловая, грамматическая, внешняя, внутренняя)Целостность (тема, смысловое ядро,

Слайд 6Первое чтение:
- о ком? о чём? – субъект

речи;
- что о них сказано? – предикат;
- выписать ключевые слова-
концепты;
- тема текста

Анализ текста Процесс восприятия текста субъективен

Первое чтение:   - о ком? о чём? – субъект речи;   - что о

Слайд 7 Анализ текста
Второе чтение:
по микротемам составить вопросы;
Сравнить вопросы, выявить

повторяющиеся, составить более крупные;
Найти, что предлагает автор по решению определённых вами вопросов (это авторская позиция);
Проверьте: вопрос (проблема) – ответ (авторская позиция) логически соотносятся
Анализ текстаВторое чтение: по микротемам составить вопросы;Сравнить вопросы, выявить повторяющиеся, составить более крупные;Найти, что предлагает

Слайд 8Продолжаем анализ текста
Третье медленное чтение:
- что-то

не понимаете – остановитесь, прочитайте ещё раз, попытайтесь непонятное сделать для себя понятным через контекст;
- проверьте, правильно ли сориентировались в теме, проблематике, в авторской позиции;
- обратите внимание, на каком материале автор исследует тему и ставит проблемы
Продолжаем анализ       текстаТретье медленное чтение:- что-то не понимаете – остановитесь, прочитайте

Слайд 9 Лингвокультуроведческий анализ текста
Разбор текста во взаимосвязи языка

и культуры
Выделение семантико-структурных элементов текста
Анализ языковых единиц в соответствии с содержанием
Определение коммуникативной, социокультурной, кумулятивной, эстетической функции;
Выявление историко-культурной информации;
Выявление и лингвоконцептуальный анализ культуроносной лексики

Лингвокультуроведческий     анализ текстаРазбор текста во взаимосвязи языка и культурыВыделение семантико-структурных элементов текстаАнализ

Слайд 10 ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ТЕКСТА
Структурный анализ (микротемы, абзацы,

предложения)
Обосновать развитие мысли автора (тема- рема)
Анализ значимых в семантическом плане языковых единиц
Анализ культуроносной лексики (внешняя и внутренняя форма, семантическое поле,словообразовательное «гнездо»)
Осуществить комментарий концептов
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ТЕКСТАСтруктурный анализ (микротемы, абзацы, предложения)Обосновать развитие мысли автора (тема- рема)Анализ

Слайд 11 Словарь урока
Ключевые слова, концепты – это слова со всеми

его лексическими значениями и культурными смыслами, которые существуют или могут возникнуть в ментальном сознании

Словарь урокаКлючевые слова, концепты – это слова со всеми его лексическими значениями и культурными смыслами,

Слайд 12 Концептами являются
Слова, отражающие
национальное своеобразие народа;
его обычаи, традиции, обряды;
явления, предметы, события

;
состояние науки, искусства;
нравственность, этикет;
особенности природы, экологическое состояние…

Концептами являютсяСлова, отражающиенациональное своеобразие народа;его обычаи, традиции, обряды;явления, предметы, события ;состояние науки, искусства;нравственность, этикет;особенности природы, экологическое

Слайд 13 Фоновая лексика
Отражает фоновые знания, т.е. сведения, известные всем членам определённого

национально-культурного сообщества
Анализ концептов и фоновой лексики позволяет более полно овладеть темой и аргументированно написать сочинение по исходному тексту
Фоновая лексикаОтражает фоновые знания, т.е. сведения, известные всем членам определённого национально-культурного сообществаАнализ концептов и фоновой лексики

Слайд 14 Функции текста
Функция – назначение, роль
Учёные выделяют до 25 функций
Основные:
коммуникативная

– средство общения;
познавательная – средство познания мира;
кумулятивная – коллекция, банк информации
Функции текстаФункция – назначение, рольУчёные выделяют до 25 функцийОсновные:коммуникативная – средство общения;познавательная – средство познания

Слайд 15 При анализе текста
Можно идти от анализа слов-концептов к анализу текста

и написанию сочинения
Может быть обратный порядок… Опишите его.
При анализе текстаМожно идти от анализа слов-концептов к анализу текста и написанию сочиненияМожет быть обратный порядок…

Слайд 16 УСПЕХОВ
В анализе текстов
В овладении темой
В написании сочинений


Презентацию

составил учитель русского языка и литературы В.В. Крылов.
УСПЕХОВВ анализе текстовВ овладении темойВ написании сочинений Презентацию составил учитель русского языка и литературы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть