Презентация, доклад к уроку русского языка Буквы Ё-О после шипящих в корне слова

Содержание

Выбери настроение!

Слайд 1Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка  в 5 классе

Слайд 2Выбери настроение!

Выбери настроение!

Слайд 4Вперед! В лабораторию!

Вперед! В лабораторию!

Слайд 5Лист самооценки

Лист самооценки

Слайд 61.Вставь пропущенные буквы.
Перел…жить, прил…гать, обл..жить, сл..гаемое, дол..жить, изл…гать, ул…жить, предл…гать, сл…жение
2.

Вставь пропущенные буквы
Р…стение, выр…сли, разр…статься, отр…сль, дор…сти, р…сток, перер…сли, обр…стать, подр…сли, р…стущий.

Проверочная работа (перфокарта) -ЛАГ-, -ЛОЖ-, -РАСТ(РАЩ)-, РОС

1.Вставь пропущенные буквы.Перел…жить, прил…гать, обл..жить, сл..гаемое, дол..жить, изл…гать, ул…жить, предл…гать, сл…жение2. Вставь пропущенные буквыР…стение, выр…сли, разр…статься, отр…сль,

Слайд 71.Вставь пропущенные буквы.
ПерелОжить, прилАгать, облОжить, слАгаемое, долОжить, излАгать, улОжить, предлАгать, слОжение
2.

Вставь пропущенные буквы
РАстение, вырОсли, разрАстаться, отрАсль, дорАсти, рОсток, перерОсли, обрАстать, подрОсли, рАстущий
1.О, А,О,А,О,А,О,А,О
2.А,О,А,А,А,О,О,А,О,А

Ключ к проверочной работе

1.Вставь пропущенные буквы.ПерелОжить, прилАгать, облОжить, слАгаемое, долОжить, излАгать, улОжить, предлАгать, слОжение2. Вставь пропущенные буквыРАстение, вырОсли, разрАстаться, отрАсль,

Слайд 8Научно-исследовательский институт МОРФЕМИКА(приставка, корень, суффикс, окончание, основа)

Научно-исследовательский институт МОРФЕМИКА(приставка, корень, суффикс, окончание, основа)

Слайд 9Дата_______Класс______
№ бригады_________
Ф.И. лаборанта
Задания:
1.Лабиринт слов
2. Химический опыт №1 (вставь буквы)
3.Химический опыт №2

(подобрать однокоренные слова))
4. Химический опыт №3 (составить правило)
5. Химическйи опыт №4 (составь схему)
6. Химический анализ №1 (подобрать проверочные слова)
7. Химический диктант «Молчанка»
8. Химическйи анализ №2 «Корректор» (исправь ошибки)


Паспорт бригады

Дата_______Класс______№ бригады_________Ф.И. лаборантаЗадания:1.Лабиринт слов2. Химический опыт №1 (вставь буквы)3.Химический опыт №2 (подобрать однокоренные слова))4. Химический опыт №3

Слайд 10Запишите слова группами в зависимости от вида орфограмм. Ноч.., ч..ща, круч.., дрож..,

роскош.., луч.., ключ.., ж..знь, ш..ло, пустош.., щ..вель, ч..до.

Вспоминаем то, что знаем ЛАБИРИНТ СЛОВ

Запишите слова группами в зависимости от вида орфограмм. Ноч.., ч..ща, круч.., дрож.., роскош.., луч.., ключ.., ж..знь, ш..ло,

Слайд 11Запишите слова группами в зависимости от вида орфограмм. «Буква Ь после

букв шип. «Буквы И, У, А после на конце имён сущ.» букв шипящих»
ночь чаща
дрожь круча
роскошь жизнь
луч_ шило
ключ_ щавель
пустошь чудо


Вспоминаем то, что знаем Лабиринт слов

Запишите слова группами в зависимости от вида орфограмм.  «Буква Ь после букв шип.

Слайд 12б…чка

ч…лка
м…д ш…лк
л…дка щ…тка
т…плый ж…лтый

Вставьте букву Ё или О. В каком случае возникла проблема выбора?

Определяем тему урока
Хмический опыт №1

б…чка            ч…лкам…д

Слайд 13
Сравните результаты


бочка

чё/олка
мёд шё/олк
лодка щё/отка
тёплый жё/олтый

Определяем тему урока

Сравните результатыбочка            чё/олкамёд

Слайд 14В некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные.

Дружно живут согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.
Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящая.
- А какие шипящие согласные вы знаете? (Ж, Ш, Ч, Щ) Что мы ёще о них знаем? (Ж и Ш – всегда твёрдые, Ч и Щ – всегда мягкие).
С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё! То все буквам подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с о. Вот и приходится писать по-разному слова с шипящими и буквами О и Ё.

Сказочный кабинет

В некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные. Дружно живут согласные с гласными. Ещё

Слайд 15 «БУКВЫ Ё, О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА»
Тема урока:

«БУКВЫ Ё, О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ  В КОРНЕ СЛОВА» Тема урока:

Слайд 16Познакомиться со способом выбора О-Ё в корнях после шипящих

Научиться выбирать буквы

Ё или О после ши
пящих в корне и объяснить свой выбор

Цели урока

Познакомиться со способом выбора О-Ё в корнях после шипящихНаучиться выбирать буквы Ё или О после ши пящих

Слайд 17жёлтый крыжовник
шёпот

шорох
чёрный шов
щёлка капюшон

• Подберите к словам 1-го столбика однокоренные слова (глаголы и существительное). Запишите рядом пары однокоренных слов, выделите корень. • Попробуйте сделать то же со словами 2-го столбика. Что получилось?

Решаем проблему, открываем новые знания
Химический опыт №2

Прочитайте слова вслух. Какой звук слышится под ударением после шипящих в корне слова? А какие буквы пишутся?

Обсудите и выполните в парах.

Сравните результаты.

искл.

жёлтый        крыжовникшёпот

Слайд 18жёлтый – желтеть
шёпот – шептать
чёрный – чернеть
щёлка – щель

Установите закономерность в

корнях однокоренных слов.

крыжовник – ?
шорох – ?
шов – ?
капюшон – ?

Проверьте себя.

жёлтый – желтеть
шёпот – шептать
чёрный – чернеть
щёлка – щель

Открой учебник на стр.180. Сравните.

жёлтый – желтетьшёпот – шептатьчёрный – чернетьщёлка – щельУстановите закономерность в корнях однокоренных слов.крыжовник –  ?шорох

Слайд 19В корне после шипящих под ударением пишется Ё, если к нему

можно подобрать проверочное слово с Е
Например, жёлтый – желтеть
Без ударения пишется О, проверочное слово подобрать нельзя.
Например, шоссе
Расскажи это правило друг другу вполголоса.

Химический опыт №3 Правило

В корне после шипящих под ударением пишется Ё, если к нему можно подобрать проверочное слово с ЕНапример,

Слайд 20Ё

О

Есть НЕТ

Схема Химический опыт №4

Ё                ОЕсть

Слайд 21
/


Ё О
Есть проверочное нет проверочного
слово слова

Схема Химический опыт №4

/            Ё

Слайд 22Шоколад, шофёр, крыжовник.
Шов, шоссе, обжора, шорник.
Шорох, чопорный, чащоба.
Капюшон, жокей, трущоба.

Запомним рифмовку


Запишите в тетрадях новые для вас слова.

Кто изображён на картинке?

Что означает слово шорник?

Шорник — человек, который занимается изготовлением
шор, то есть боковых надглазников, которые надеваются
на лошадей для ограничения поля зрения.

Шоколад, шофёр, крыжовник.Шов, шоссе, обжора, шорник.Шорох, чопорный, чащоба.Капюшон, жокей, трущоба.Запомним рифмовку  Запишите в тетрадях новые для

Слайд 23Подбери проверочные слова, если сможешь
Щёлк
Шёлк
Шорох
Жёлудь
Щёки
Чёрный
Шорник

Химический анализ №1

Подбери проверочные слова, если сможешьЩёлкШёлкШорох Жёлудь Щёки ЧёрныйШорник Химический анализ №1

Слайд 24Подбери проверочные слова, если сможешь
Щёлк – щелкать
Шорох -
Шёлк - шелковистый
Жёлудь

- желудить
Щёки - щека
Чёрный - чернеть
Шорник -

Химический анализ №1

Подбери проверочные слова, если сможешьЩёлк – щелкатьШорох - Шёлк - шелковистыйЖёлудь - желудитьЩёки - щекаЧёрный - чернеть

Слайд 25Диктант «Молчанка»

Диктант «Молчанка»

Слайд 26Жёлудь
Пчёлы
Крыжовник
Жонглер
Шёлк
Шоколад
Проверь себя!

ЖёлудьПчёлы Крыжовник Жонглер Шёлк Шоколад Проверь себя!

Слайд 27Чёрный
Шоколад
Дешёвый
Щётка
Шов
Химический анализ №2 «Корректор»

ЧёрныйШоколад Дешёвый Щётка Шов Химический анализ №2 «Корректор»

Слайд 28На уроке я работал активно/пассивно

Своей работой на уроке я доволен/недоволен

Урок показался

мне коротким/длинным

За урок я устал/не устал

Моё настроение улучшилось/ухудшилось

Материал урока был мне понятен/ непонятен

Рефлексия

На уроке я работал активно/пассивноСвоей работой на уроке я доволен/недоволенУрок показался мне коротким/длиннымЗа урок я устал/не усталМоё

Слайд 29Домашнее задание
1.Упр. 443 списать, обозначить изученную орфограмму

2. Творческое задание: составить шуточный

рассказ со славами-исключениями и с буквой е после шипящих – “Шипящий детектив”.


Домашнее задание1.Упр. 443 списать, обозначить изученную орфограмму2. Творческое задание: составить шуточный рассказ со славами-исключениями и с буквой

Слайд 30Выбери настроение!

Выбери настроение!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть