Презентация, доклад к уроку русского языка, 6 класс Ода и две буквы Н в прилагательных

Содержание

Мораль: Мир — большое зеркало, которое отражает наш внутренний мир и возвращает нам  наше отношение к жизни. Хотите, чтобы вас окружали теплые и светлые люди и события, - самим надо стать теплым и светлым. Улыбнитесь, и весь

Слайд 1



Зеркальная комната.
Во дворце одного очень богатого хана была зеркальная комната. Все

стены, пол и потолок в ней были из зеркал. Однажды в этот зал попала собака и застыла, как вкопанная. Со всех сторон ее окружали собаки. Она оскалилась. Зеркала многократно отразили ее оскал, и собаки вокруг тоже показали клыки. Собака в ужасе залаяла, и эхо вновь многократно отразило ее лай. Всю ночь собака металась по залу, лаяла и кидалась на мнимых зеркальных врагов. Утром ее нашли бездыханной. А все могло сложиться иначе, будь она немного дружелюбнее и протяни лапу и повиляй приветливо хвостом, вместо злобного оскала. 
Зеркальная комната.Во дворце одного очень богатого хана была зеркальная комната. Все стены, пол и потолок в ней

Слайд 2



Мораль: Мир — большое зеркало, которое отражает наш внутренний мир и возвращает

нам  наше отношение к жизни. Хотите, чтобы вас окружали теплые и светлые люди и события, - самим надо стать теплым и светлым. Улыбнитесь, и весь мир вокруг улыбнется вам в ответ.
Мораль: Мир — большое зеркало, которое отражает наш внутренний мир и возвращает нам  наше отношение к жизни. Хотите,

Слайд 3



Открытие – это процесс действия по значению глагола открыть .
а) То,

что установлено, открыто исследованием, изысканиями; вновь открытая истина.
б) разг. То, что постигнуто, раскрыто, обнаружено кем-либо.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.
Открытие – это процесс действия по значению глагола открыть .а) То, что установлено, открыто исследованием, изысканиями; вновь

Слайд 4



Система оценивания:
Верно выполненное индивидуальное задание – 3 балла
(с одной ошибкой

– 2 балла, с двумя ошибками – 1 балл).
Верно выполненное задание в парах – 2 балла
(с одной/двумя ошибками – 1 балл).
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:
«5» - 10 – 11 баллов;
«4» - 8 – 9 баллов;
«3» – 7 – 5 баллов.
Система оценивания:Верно выполненное индивидуальное задание – 3 балла (с одной ошибкой – 2 балла, с двумя ошибками

Слайд 5



Задание:( индивидуальное на повторение)
Вставьте буквы, выделите суффиксы и определите способ словообразования

этих слов:
Камыш…вый, плюш…вый, замш…вый, груш…вый, холщ…вый, кумач…вый, перц…вый, еж…вый, дворц…вый)
Задание:( индивидуальное на повторение)Вставьте буквы, выделите суффиксы и определите способ словообразования этих слов:Камыш…вый, плюш…вый, замш…вый, груш…вый, холщ…вый,

Слайд 6



Проверьте себя и оцените:
камышовый, плюшевый, замшевый, грушевый, холщовый, кумачовый, перцовый, ежовый,

дворцовый
Проверьте себя и оцените:камышовый, плюшевый, замшевый, грушевый, холщовый, кумачовый, перцовый, ежовый, дворцовый

Слайд 7



Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные

прилагательные.
Лебединый – лебедь (-ин-)
Кожаный – кожа (-ан-)
Глиняный – глина (-ян-)
Традиционный – традиция (-онн-)
Клюквенный – клюква (-енн-)
Каменный – камень (-н-)
Осенний – осень (-н-)
Старинный – старина (-н-)
Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные.Лебединый – лебедь (-ин-)Кожаный – кожа

Слайд 8



Проверяем:
Лебединый – лебедь (-ин-)
Кожаный – кожа (-ан-)
Глиняный – глина (-ян-)
Традиционный –

традиция (-онн-)
Клюквенный – клюква (-енн-)
Каменный – камень (-н-)
Осенний – осень (-н-)
Старинный – старина (-н-)
Проверяем:Лебединый – лебедь (-ин-)Кожаный – кожа (-ан-)Глиняный – глина (-ян-)Традиционный – традиция (-онн-)Клюквенный – клюква (-енн-)Каменный –

Слайд 9



Тема -
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Тема - Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Слайд 10



Цель - выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от

имён существительных.
Цель - выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

Слайд 11



Лебединый←
Кожаный←
Глиняный←
Традиционный←
Клюквенный←
Каменный←
Старинный←
лебедь (-ИН-)
кожа (-АН-)
глина (-ЯН-)
традиция (-ОНН-)
клюква (-ЕНН-)
камень (-Н-)
старина

(-Н-)

Обратите внимание!

Лебединый←Кожаный←Глиняный←Традиционный←Клюквенный←Каменный←Старинный←лебедь (-ИН-)кожа (-АН-)глина (-ЯН-)традиция (-ОНН-)клюква (-ЕНН-)камень (-Н-)старина (-Н-)Обратите внимание!

Слайд 12



СТЕКЛЯННЫЙ
ОЛОВЯННЫЙ
ДЕРЕВЯННЫЙ
ВЕТРЕНЫЙ
ЗАПОМНИ!
Слова-исключения!

СТЕКЛЯННЫЙОЛОВЯННЫЙДЕРЕВЯННЫЙВЕТРЕНЫЙЗАПОМНИ!Слова-исключения!

Слайд 14



Запомни! Н входит в корень
павлиНий, зелёНый, сиНий, свиНой, багряНый,

юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий)
Запомни! Н входит в кореньпавлиНий, зелёНый, сиНий,   свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий)

Слайд 15



1. Определяю, относится ли слово к исключениям.

да нет
Пишу по памяти
2. Определяю, от какой части речи образовано прилагательное
От существительного
3. Определяю, как образовано прилагательное

С помощью суффиксов С помощью суффиксов –енн-, -онн- –ин-, -ан-, -ян. От основы на –н-

Пишу –н- Пишу –нн-
1. Определяю, относится ли слово к исключениям.       да

Слайд 16



А сейчас, пользуясь алгоритмом, объясните написание одной или двух Н в

словах. (Устно по цепочке)
 
Лебеди…ый – лебедь (-ин-)
Кожа…ый – кожа (-ан-)
Глиня…ый – глина (-ян-)
Традицио…ый – традиция (-онн-)
Клюкве…ый – клюква (-енн-)
Каме…ый – камень (-н-)
Осе…ий – осень (-н-)
Стари…ый – старина (-н-)
А сейчас, пользуясь алгоритмом, объясните написание одной или двух Н в словах. (Устно по цепочке) Лебеди…ый – лебедь

Слайд 17



Вставьте на месте пропусков буквы н или нн, пользуясь опорной таблицей

и алгоритмом действий.
исти…ый
маши…ый
производстве…ый
стекля…ый
безветре…ый
пусты…ый
станцио…ый
глиня…ый
лун…ый
бараба…ый
овся…ый
Вставьте на месте пропусков буквы н или нн, пользуясь опорной таблицей и алгоритмом действий.исти…ыймаши…ыйпроизводстве…ыйстекля…ыйбезветре…ыйпусты…ыйстанцио…ыйглиня…ыйлун…ыйбараба…ыйовся…ый

Слайд 18



Проверьте себя и оцените!
истинный
машинный
производственный
стеклянный
безветренный
пустынный
станционный
глиняный
лунный
барабанный
овсяный

Проверьте себя и оцените!истинныймашинныйпроизводственныйстеклянныйбезветренныйпустынныйстанционныйглиняныйлунныйбарабанныйовсяный

Слайд 19



Работа с текстом ( в парах).
Задания: прочитать текст, озаглавить его.
Что

придает тексту образность, выразительность?
Найдите и подчеркните эпитеты, вставьте буквы в слова и устно объясните написание слов с пропущенными буквами.
 
Уд..вителен лес з…мой! Д..ревья одеты в серебря…ые шу(б,п)ки. Все сверкает алмазной россыпью. Величестве..ные ели тянут..ся к синему небу снежными в..ршинами. З..мний лес не бе..жизнен..ый, а ж..вой. На снежном ковре много зверин..ых сл..дов. Под хру(п,б)ким лед..ным настом видны мыш…ные норки. Всю з..му л..жит в берлог.. сон..ый медведь. В морозные дни лес похож на ч…десный камен...ый замок.
Работа с текстом ( в парах). Задания: прочитать текст, озаглавить его.Что придает тексту образность, выразительность?Найдите и подчеркните

Слайд 20



Проверьте и оцените себя:
Удивителен лес зимой! Деревья одеты в серебряные шубки.

Все сверкает алмазной россыпью. Величественные ели тянутся к синему небу снежными вершинами. Зимний лес не безжизненный, а живой. На снежном ковре много звериных следов. Под хрупким ледяным настом видны мышиные норки. Всю зиму лежит в берлоге сонный медведь. В морозные дни лес похож на чудесный каменный замок.
Проверьте и оцените себя:Удивителен лес зимой! Деревья одеты в серебряные шубки. Все сверкает алмазной россыпью. Величественные ели

Слайд 21



Какое правило мы сегодня изучили?
Что можно сказать об исключениях из

правила?
Какие виды работ мы делали?
Удалось ли нам достичь цели нашего исследования?
- Как вы оцениваете в общем свою работу на уроке?
Какое правило мы сегодня изучили? Что можно сказать об исключениях из правила? Какие виды работ мы делали?

Слайд 22



Цветной диктант (индивидуально)
Если в слове пишется н, то сектор закрашиваем зелёным

цветом, а если нн– красным.

Внимание! Н НН
Ледя(н,нн)ая скульптура
Были(н,нн)ый богатырь
Деревя(н,нн)ый стол
Ржа(н,нн)ой хлеб
Румя(н,нн)ое яблоко
Авиацио(н,нн)ый полет
Клюкве(н,нн)ый сок
Кожа(н,нн)ая куртка

Цветной диктант (индивидуально)Если в слове пишется н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если нн– красным.Внимание!

Слайд 23



Проверьте себя и оцените!
Нет ошибок – 3 балла
Одна ошибка – 2

балла
Две-три ошибки – 1 балл






Проверьте себя и оцените!Нет ошибок – 3 баллаОдна ошибка – 2 баллаДве-три ошибки – 1 балл

Слайд 24



Домашнее задание:
Учить правило на стр. 20 – 21.
На выбор:
Сочинить стихотворение

или мини-сказку, используя прилагательные с суффиксами Н и НН.
Упражнение №340.
Домашнее задание: Учить правило на стр. 20 – 21.На выбор:Сочинить стихотворение или мини-сказку, используя прилагательные с суффиксами

Слайд 28Одна и две буквы Н в прилагательных
Автор: Овсянникова Галина Павловна, учитель

русского языка и литературы ГБОУ лицея № 410 Пушкинского района Санкт-Петербург

Урок русского языка в 6 классе

Одна и две буквы Н в прилагательныхАвтор: Овсянникова Галина Павловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея

Слайд 30Оценки за урок
1 правильный полный ответ – 1 балл.
Верно выполненное задание

в парах – 2 бала
(с одной/двумя ошибками – 1 балл).
Правильно выполненное индивидуальное задание – 3 балла (с одной ошибкой – 2 балла, с двумя ошибками – 1 балл).
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:
«5» - 5-6 баллов;
«4» - 4-3 балла;
«3» – 2 балла.
Оценки за урок1 правильный полный ответ – 1 балл.Верно выполненное задание в парах – 2 бала

Слайд 31Открытие -
Процесс действия по значению глагола открыть .
а) То, что

установлено, открыто исследованием, изысканиями; вновь открытая истина.
б) разг. То, что постигнуто, раскрыто, обнаружено кем-либо.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.
Открытие - Процесс действия по значению глагола открыть .а) То, что установлено, открыто исследованием, изысканиями; вновь открытая

Слайд 32Проблемный вопрос
«Почему хлопья – овсяНые, а учитель – ОвсяННикова»?

Проблемный вопрос«Почему хлопья – овсяНые, а учитель – ОвсяННикова»?

Слайд 33Как образовались слова?
Лебединый←
Кожаный←
Глиняный←
Традиционный←
Клюквенный←
Каменный←
Старинный←
лебедь (-ИН-)
кожа (-АН-)
глина (-ЯН-)
традиция (-ОНН-)
клюква (-ЕНН-)
камень (-Н-)
старина (-Н-)

Как образовались слова?Лебединый←Кожаный←Глиняный←Традиционный←Клюквенный←Каменный←Старинный←лебедь (-ИН-)кожа (-АН-)глина (-ЯН-)традиция (-ОНН-)клюква (-ЕНН-)камень (-Н-)старина (-Н-)

Слайд 34Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Слайд 35Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных

Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных

Слайд 36Обратите внимание!
Лебединый←
Кожаный←
Глиняный←
Традиционный←
Клюквенный←
Каменный←
Старинный←
лебедь (-ИН-)
кожа (-АН-)
глина (-ЯН-)
традиция (-ОНН-)
клюква (-ЕНН-)
камень (-Н-)
старина (-Н-)

Обратите внимание!Лебединый←Кожаный←Глиняный←Традиционный←Клюквенный←Каменный←Старинный←лебедь (-ИН-)кожа (-АН-)глина (-ЯН-)традиция (-ОНН-)клюква (-ЕНН-)камень (-Н-)старина (-Н-)

Слайд 37Слова-исключения
ОЛОВЯННЫЙ
СТЕКЛЯННЫЙ
ДЕРЕВЯННЫЙ
ВЕТРЕНЫЙ
ЗАПОМНИ!

Слова-исключенияОЛОВЯННЫЙСТЕКЛЯННЫЙДЕРЕВЯННЫЙВЕТРЕНЫЙЗАПОМНИ!

Слайд 39Попарно обсудите и вставьте на месте пропусков буквы н или нн,

пользуясь опорной таблицей
Попарно обсудите и вставьте на месте пропусков буквы н или нн, пользуясь опорной таблицей

Слайд 40Проверьте себя!

Проверьте себя!

Слайд 41Оцени себя!
Верно выполненное задание в парах – 2 бала
С одной/двумя

ошибками – 1 балл
Оцени себя!Верно выполненное задание в парах – 2 бала С одной/двумя ошибками – 1 балл

Слайд 42Проблемный вопрос
«Почему хлопья – овсяНые, а учитель – ОвсяННикова»?

Прилагательное «овсяные» ?

овес+ -ян-
Фамилия «Овсянникова» ? овсянник ? овсян(ый) + -ник-
Проблемный вопрос«Почему хлопья – овсяНые, а учитель – ОвсяННикова»?Прилагательное «овсяные» ? овес+ -ян- Фамилия «Овсянникова» ? овсянник

Слайд 43ЦВЕТНОЙ ДИКТАНТ
Внимание! Н НН
Ледя(н,нн)ая

скульптура
Были(н,нн)ый богатырь
Деревя(н,нн)ый стол
Ржа(н,нн)ой хлеб
Румя(н,нн)ое яблоко
Авиацио(н,нн)ый полет
Клюкве(н,нн)ый сок
Кожа(н,нн)ая куртка


ЦВЕТНОЙ ДИКТАНТВнимание!    Н     ННЛедя(н,нн)ая скульптура

Слайд 44Проверь себя
Нет ошибок – 3 балла
Одна ошибка – 2 балла
Две-три ошибки

– 1 балл















Проверь себяНет ошибок – 3 баллаОдна ошибка – 2 баллаДве-три ошибки – 1 балл

Слайд 45Оценки за урок
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:
«5» - 5-6 баллов;
«4» - 3-4 балла;
«3» –

2 балла.
Оценки за урокИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:«5» - 5-6 баллов;«4» - 3-4 балла;«3» – 2 балла.

Слайд 46Рефлексия
«мне было комфортно работать», «я понял изучаемый материал полностью»
«при изучении темы

возникли трудности, остались непонятные моменты»
«я устал, было неинтересно», «я почти не понял изучаемую тему»




Рефлексия«мне было комфортно работать», «я понял изучаемый материал полностью»«при изучении темы возникли трудности, остались непонятные моменты»«я устал,

Слайд 47Благодарю за плодотворное сотрудничество!


Благодарю за плодотворное сотрудничество!

Слайд 48«Любознательность создает ученых и поэтов» Анатоль Франс
Выполни на выбор одно из заданий-открытий:

придумай песенку, сказку, стихотворение, создай таблицу, схему для быстрого запоминания изученного правила. Подумай и предложи свой оригинальный способ запоминания орфограммы.

Успехов!

«Любознательность создает ученых и поэтов» Анатоль ФрансВыполни на выбор одно из заданий-открытий: придумай песенку, сказку, стихотворение, создай

Слайд 49Список используемых источников
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 6

класс / Под редак­цией М.М.Разумовской. - М.:Дрофа,2004
Русский язык. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009
Уроки русского языка в 6 классе: поурочные планы по программе М. М. Разумовской./сост. О. А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2007

Список используемых источниковМетодические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 6 класс / Под редак­цией М.М.Разумовской. -

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть