Презентация, доклад к уроку русского языка

Содержание

Цели урока:Формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями БСП, определять интонационные особенности этих предложений и расставлять знаки препинания

Слайд 1Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Урок в 9 классе
Учитель: Мышляева О.А.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложенииУрок в 9 классеУчитель: Мышляева О.А.

Слайд 2Цели урока:
Формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями БСП, определять интонационные

особенности этих предложений и расставлять знаки препинания
Цели урока:Формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями БСП, определять интонационные особенности этих предложений и расставлять знаки

Слайд 3Готовимся к ОГЭ
замените словосочетания с согласованием на синонимичные с управлением:
Болотную

воду
Холщовая сумка
Хореографический кружок
Берёзовый ствол
В детском доме
Сургучовая печать


Готовимся к ОГЭ замените словосочетания с согласованием на синонимичные с управлением:Болотную водуХолщовая сумкаХореографический кружокБерёзовый стволВ детском домеСургучовая

Слайд 4Готовимся к ОГЭ
замените словосочетания с управлением на синонимичные с примыканием:
ухватился

с радостью
взглянул с удивлением
с восторгом поставил
отзывался с гордостью
сделал с аккуратностью
плакал без звука
поступил без жалости
Готовимся к ОГЭ замените словосочетания с управлением на синонимичные с примыканием:ухватился с радостьювзглянул с удивлениемс восторгом поставилотзывался

Слайд 5Готовимся к ОГЭ
укажите СПП с неоднородным соподчинением.
1. Дни всё короче,

темнее. 2. Мама больше не берёт меня с собой, потому что в институте холодно, я там мёрзну, скучаю и путаюсь под ногами. 3. После третьего урока, когда началась большая перемена и ребята ушли из класса, в дверях появилась практикантка Ерошкина. 4. Но я ни разу не видел ни одной вещи, которую бы он смастерил, ни одной собаки, которую он научил бы чему-нибудь полезному, ни одной странички, которую он сам бы напечатал.
Готовимся к ОГЭ укажите СПП с неоднородным соподчинением.1. Дни всё короче, темнее. 2. Мама больше не берёт

Слайд 6Актуализация знаний
Что такое БСП? Чем оно отличается от других видов сложных

предложений?
Какие смысловые отношения связывают части БСП?
Какие знаки препинания ставятся в БСП?
В каких случаях в БСП ставится запятая? Точка с запятой?
Актуализация знанийЧто такое БСП? Чем оно отличается от других видов сложных предложений?Какие смысловые отношения связывают части БСП?Какие

Слайд 7Найдите и запишите БСП, в которых нужно поставить запятую или точку

с запятой.

Весело проб..рат..ся по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колос..я тихо б..ют вас по лицу васильки цепляют..ся за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рыс..ю. Вот и лес. Статные сосны высоко лепеч..т над вами дли(н,нн)ые висячие ветви берёз едва шевелят..ся могучий дуб стоит как боец подле красивой берёзы.

Найдите и запишите БСП, в которых нужно поставить запятую или точку с запятой.Весело проб..рат..ся по узкой дорожке

Слайд 8Актуализация знаний
«1. Один Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал

фразы попроще. 2. За несложными фразами пришли несложные мысли. 3. Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной и той же интонацией. 4. Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало. 5. Он ко всему относился без эмоций. 6. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. 7. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили: в космосе, на Земле или в собственной квартире. 8. Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. 9. К концу жизни у него остались только кавычки.10. Он не высказывал ни одной собственной идеи. 11. Так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. 12. Берегите…”

Что нужно беречь? Продолжите предложение.

Актуализация знаний«1. Один Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. 2. За несложными фразами

Слайд 9Актуализация знаний
1). Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они

ни происходили: в космосе, на Земле или в собственной квартире.
2.) Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки.
3.) Природа является открытым учебником жизни: она вобрала в себя вечную мудрость жизни.
4.) Я скажу: “Не надо рая, дайте родину мою!”.

Что объединяет эти предложения? Чем они отличаются? В каких из них вы можете объяснить постановку двоеточия, в каких – нет? Сформулируйте тему урока.



Актуализация знаний1). Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили: в космосе, на Земле

Слайд 10Работа с учебником, стр.129-130

Объясните слова из текста: «Двоеточие – это распахнутое

окно»
Составьте схему постановки двоеточия в БСП


Двоеточие в БСП
[    ]:[причина]                  (= потому что, так как)
[    ]:[пояснение]              (= а именно, то есть)
[    ]:[дополнение]            (= что (и увидел, что…; и услышал, что…; и почувствовал, что…)

Работа с учебником, стр.129-130Объясните слова из текста: «Двоеточие – это распахнутое окно»Составьте схему постановки двоеточия в БСПДвоеточие

Слайд 11Закрепление
Объясните постановку двоеточия в предложениях (устно):
1. Птиц не было слышно:

они не поют в часы зноя.
2. Я понимал: выручить нас может только случайность.
3. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.
4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
5. Опомнилась, глядит Татьяна: Медведя нет; она в сенях.
6. Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался.

Закрепление Объясните постановку двоеточия в предложениях (устно):1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.2.

Слайд 12Закрепление:
Спишите предложения, объясните постановку знаков препинания:
Весна затягивалась то теплело то ударял

мороз.
Стоило вглядеться в эту картину в ней открывалось столько таинственного и бесконечного.
Я посмотрел назад то был мой старый приятель.
Он поднял глаза маленькое облачко неприметно неслось по небу.
Я говорил тебе ни счастия ни славы мне в мире не найти.
Закрепление:Спишите предложения, объясните постановку знаков препинания:Весна затягивалась то теплело то ударял мороз.Стоило вглядеться в эту картину в

Слайд 13Итоги урока: тест с взаимопроверкой
1. Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного

предложения со значением перечисления ставится:
2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится:

Итоги урока: тест с взаимопроверкой 1. Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится:2. Закончите предложение:

Слайд 143. Укажите верные утверждения.
Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:
а) если вторая

часть указывает причину того, о чём говорится в первой части;
б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов;
в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части;
г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части.

3. Укажите верные утверждения.Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:а) если вторая часть указывает причину того, о чём

Слайд 154. Найдите предложение, соответствующее схеме
[ ]: [ причина ] (знаки препинания

не проставлены):
а) Настанет утро двинемся в путь.
б) Дрова все вышли топить нечем.
в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.

4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):а) Настанет утро двинемся в

Слайд 165. Какая схема соответствует предложению
Снизу было хорошо видно колонна машин спускается с

перевала (знаки препинания не проставлены):
а) [ ] - [ ]
б) [ ] : [ ]
в) [ ] ; [ ]

5. Какая схема соответствует предложениюСнизу было хорошо видно колонна машин спускается с перевала (знаки препинания не проставлены):а) [ ]

Слайд 176. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:
Любите книгу ( ) она поможет

разобраться в пёстрой путанице мыслей…
а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;
в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.

6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:Любите книгу ( ) она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей…а) ставится

Слайд 187. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Небо очистилось ( ) замелькали

звёзды:
а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;
в) ставится двоеточие, т. к. второе предложение дополняет содержание первого.

7. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Небо очистилось ( ) замелькали звёзды:а) ставится запятая, т.к. в предложении

Слайд 198. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:
Вдруг я чувствую ( ) кто-то

берёт меня за плечо и толкает.
а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;
в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть поясняет содержание первой.

8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:Вдруг я чувствую ( ) кто-то берёт меня за плечо и толкает.а)

Слайд 209. Укажите предложение, в котором надо поставить точку с запятой.
а) Однажды проснулся

он и видит ( ) против его норы стоит рак.
б) Мы побежали в сад, вбежали в беседку, залитую солнцем, сели в кресла ( ) тут же появились мама и Леонид.
в) Сидеть было неудобно ( ) что-то мешало.
г) Уж темнело ( ) на траве появилась роса.

9. Укажите предложение, в котором надо поставить точку с запятой.а) Однажды проснулся он и видит ( ) против

Слайд 21Ключ для проверки
1. Запятая.
2. Точка с запятой.
3. а, б, г; 4.

в; 5. б; 6. в; 7. а; 8. в; 9. б.


“5” - 9; “4” - 7 - 8; “3” - 5 – 6.

Ключ для проверки1. Запятая.2. Точка с запятой.3. а, б, г; 4. в; 5. б; 6. в; 7.

Слайд 22Домашнее задание:
Параграф 34
Упражнение 196

Домашнее задание:Параграф 34Упражнение 196

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть