Слайд 1Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Урок в 9 классе
Учитель: Мышляева О.А.
Слайд 2Цели урока:
Формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями БСП, определять интонационные
особенности этих предложений и расставлять знаки препинания
Слайд 3Готовимся к ОГЭ
замените словосочетания с согласованием на синонимичные с управлением:
Болотную
воду
Холщовая сумка
Хореографический кружок
Берёзовый ствол
В детском доме
Сургучовая печать
Слайд 4Готовимся к ОГЭ
замените словосочетания с управлением на синонимичные с примыканием:
ухватился
с радостью
взглянул с удивлением
с восторгом поставил
отзывался с гордостью
сделал с аккуратностью
плакал без звука
поступил без жалости
Слайд 5Готовимся к ОГЭ
укажите СПП с неоднородным соподчинением.
1. Дни всё короче,
темнее. 2. Мама больше не берёт меня с собой, потому что в институте холодно, я там мёрзну, скучаю и путаюсь под ногами. 3. После третьего урока, когда началась большая перемена и ребята ушли из класса, в дверях появилась практикантка Ерошкина. 4. Но я ни разу не видел ни одной вещи, которую бы он смастерил, ни одной собаки, которую он научил бы чему-нибудь полезному, ни одной странички, которую он сам бы напечатал.
Слайд 6Актуализация знаний
Что такое БСП? Чем оно отличается от других видов сложных
предложений?
Какие смысловые отношения связывают части БСП?
Какие знаки препинания ставятся в БСП?
В каких случаях в БСП ставится запятая? Точка с запятой?
Слайд 7Найдите и запишите БСП, в которых нужно поставить запятую или точку
с запятой.
Весело проб..рат..ся по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колос..я тихо б..ют вас по лицу васильки цепляют..ся за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рыс..ю. Вот и лес. Статные сосны высоко лепеч..т над вами дли(н,нн)ые висячие ветви берёз едва шевелят..ся могучий дуб стоит как боец подле красивой берёзы.
Слайд 8Актуализация знаний
«1. Один Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал
фразы попроще. 2. За несложными фразами пришли несложные мысли. 3. Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной и той же интонацией. 4. Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало. 5. Он ко всему относился без эмоций. 6. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. 7. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили: в космосе, на Земле или в собственной квартире. 8. Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. 9. К концу жизни у него остались только кавычки.10. Он не высказывал ни одной собственной идеи. 11. Так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. 12. Берегите…”
Что нужно беречь? Продолжите предложение.
Слайд 9Актуализация знаний
1). Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они
ни происходили: в космосе, на Земле или в собственной квартире.
2.) Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки.
3.) Природа является открытым учебником жизни: она вобрала в себя вечную мудрость жизни.
4.) Я скажу: “Не надо рая, дайте родину мою!”.
Что объединяет эти предложения? Чем они отличаются? В каких из них вы можете объяснить постановку двоеточия, в каких – нет? Сформулируйте тему урока.
Слайд 10Работа с учебником, стр.129-130
Объясните слова из текста: «Двоеточие – это распахнутое
окно»
Составьте схему постановки двоеточия в БСП
Двоеточие в БСП
[ ]:[причина] (= потому что, так как)
[ ]:[пояснение] (= а именно, то есть)
[ ]:[дополнение] (= что (и увидел, что…; и услышал, что…; и почувствовал, что…)
Слайд 11Закрепление
Объясните постановку двоеточия в предложениях (устно):
1. Птиц не было слышно:
они не поют в часы зноя.
2. Я понимал: выручить нас может только случайность.
3. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.
4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
5. Опомнилась, глядит Татьяна: Медведя нет; она в сенях.
6. Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался.
Слайд 12Закрепление:
Спишите предложения, объясните постановку знаков препинания:
Весна затягивалась то теплело то ударял
мороз.
Стоило вглядеться в эту картину в ней открывалось столько таинственного и бесконечного.
Я посмотрел назад то был мой старый приятель.
Он поднял глаза маленькое облачко неприметно неслось по небу.
Я говорил тебе ни счастия ни славы мне в мире не найти.
Слайд 13Итоги урока: тест с взаимопроверкой
1. Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного
предложения со значением перечисления ставится:
2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится:
Слайд 143. Укажите верные утверждения.
Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:
а) если вторая
часть указывает причину того, о чём говорится в первой части;
б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов;
в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части;
г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части.
Слайд 154. Найдите предложение, соответствующее схеме
[ ]: [ причина ] (знаки препинания
не проставлены):
а) Настанет утро двинемся в путь.
б) Дрова все вышли топить нечем.
в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.
Слайд 165. Какая схема соответствует предложению
Снизу было хорошо видно колонна машин спускается с
перевала (знаки препинания не проставлены):
а) [ ] - [ ]
б) [ ] : [ ]
в) [ ] ; [ ]
Слайд 176. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:
Любите книгу ( ) она поможет
разобраться в пёстрой путанице мыслей…
а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;
в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.
Слайд 187. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Небо очистилось ( ) замелькали
звёзды:
а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;
в) ставится двоеточие, т. к. второе предложение дополняет содержание первого.
Слайд 198. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:
Вдруг я чувствую ( ) кто-то
берёт меня за плечо и толкает.
а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;
в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть поясняет содержание первой.
Слайд 209. Укажите предложение, в котором надо поставить точку с запятой.
а) Однажды проснулся
он и видит ( ) против его норы стоит рак.
б) Мы побежали в сад, вбежали в беседку, залитую солнцем, сели в кресла ( ) тут же появились мама и Леонид.
в) Сидеть было неудобно ( ) что-то мешало.
г) Уж темнело ( ) на траве появилась роса.
Слайд 21Ключ для проверки
1. Запятая.
2. Точка с запятой.
3. а, б, г; 4.
в; 5. б; 6. в; 7. а; 8. в; 9. б.
“5” - 9; “4” - 7 - 8; “3” - 5 – 6.
Слайд 22Домашнее задание:
Параграф 34
Упражнение 196