Слайд 1К уроку русского языка в 5 классе
«Имена существительные, которые имеют
форму только множественного числа»
Учитель русского языка и литературы: Кунаева Татьяна Вячеславовна
Слайд 2Хорошо ли вы усвоили, как правильно образовать формы слова множественного числа
в Р.п. и И.п.?
Проверьте себя!
Ключи: б (конструкторы);
г (чулок);
а (договоры);
б (полотенец).
Слайд 3Определяем проблему урока
Запишите к каждому рисунку слово. Сравните рисунки. Чем отличаются?
Грабли
Грабли Часы Часы
Для обозначения одного и нескольких предметов используется одна и та же форма
множественного числа.
Слайд 4
Пятнадцатое марта.
Классная работа.
Имена существительные, которые имеют форму
только множественного числа.
Слайд 5Сформулируйте цель урока, опираясь на тему.
Познакомиться с …
Учиться находить… и правильно
использовать…
Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно использовать в речи.
Слайд 6Решаем проблему,
открываем новые знания
Прочитайте слова. Что их объединяет?
Сани, клещи, жмурки,
Альпы, сумерки, очки, пятнашкиСани, клещи, жмурки, Альпы, сумерки, очки, пятнашки, КарпатыСани, клещи, жмурки, Альпы, сумерки, очки, пятнашки, Карпаты, сливки, сутки, духиСани, клещи, жмурки, Альпы, сумерки, очки, пятнашки, Карпаты, сливки, сутки, духи, горелки, макароны, каникулы.
Эти существительные имеют форму
только множественного числа.
Слайд 7Сравните с эталоном и оцените себя.
Слайд 8
Создайте на основе текста в рамке
схему. Озаглавьте её.
Слайд 9
Тематические группы имён существительных
только множественного числа
Составные (парные)
предметы
Вещества (продукты)
Явления природы
События
Отрезки
Слайд 10У существительных, имеющих форму только множественного числа есть ещё один секрет,
попробуем его раскрыть
оптический прибор
баллы
Омонимы
Назовите форму этих имён существительных.
Попробуйте образовать форму ед.ч.
Составьте предложения со словами-омонимами ОЧКИ.
Слайд 11Проверьте себя и оцените.
Карточка 1.
Эту ткань изготавливали в XVI веке в
городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой. Из этой прочной ткани шили брюки для моряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для пастухов и золотоискателей. Сейчас их носят люди всех возрастов. Это ДЖИНСЫ
Карточка 2.
Кто и когда их изобрел – неизвестно. В Древней Греции для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венеция – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали носить с XV века. Это ОЧКИ
Карточка 3.
На ночном небе в созвездии Большого Пса есть звезда которую можно видеть только летом. В эту пору работать было тяжело из-за жары и люди отдыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. Это КАНИКУЛЫ.
Слайд 12
Распределительный диктант.
Проверьте себя и оцените.
Слайд 13Подводим итог.
Прочитайте предложение. Что объединяет выделенные слова?
Мне в жизни приходилось
передвигаться на многих видах транспорта: на оленьих нартах по летней тундре, на сибирских санях и салазках, на собаках по зимней тундре, в розвальнях, на телеге, на самолёте, на льдине. (В.Солоухин)
Это существительные, имеющие форму только множественного числа; с точки зрения лексического значения– вид транспорта.
Слайд 14Рефлексия.
Заполните оценочные листы.
- Ребята, у вас на столах лежит конверт.
В нем вы найдете 3 картинки: изображения ОГНЯ, ОРЕШКА и корзины для мусора. Вы должны выбрать и оставить у себя только тот рисунок, который считаете нужным. Рисунки эти обозначают следующее:
ОГОНЬ - на уроке чувствовал себя хорошо, и полученные знания пригодятся в дальнейшем; ОРЕШЕК – не все понял на уроке, полученную информацию нужно дома переосмыслить; КОРЗИНА – ничего не понял, знания не пригодятся.
Слайд 15Домашнее задание «Перекрёсток»
Найдите и выпишите из всех упражнений параграфа сущ-е, которые
могут употребляться только во множественном числе.
Упр. 512, стр.59-60.
Найдите на карте России географические названия (топонимы) только множественного числа и составите с ними 7 предложений.
Мини-исследование. В древнерусском языке было 3 числа: ед., мн. и двойственное число. Какие слова вы бы отнесли к двойственному числу, обоснуйте свой выбор.
Слайд 16Интернет-ресурсы.
http://www.yandex.ru/clck/jsredir?from
http://900igr.net/kartinki/predmety/Instrumenty-v-sadu.files/009-Grabli.html
http://joyreactor.cc/tag/грабли
http://7fon.ru/Картинки/Часы/14.html
http://ru.clipartlogo.com/free/hairdressing-scissors_2.html
http://mobilewallpapers.narod.ru/abstract/index9.htm
http://mirgif.com/foto_ogon.htm
http://www.voborote.ru/Picture.ashx?id=49836
http://school.part-money.ru/img/schoolboy3.jpg