Слайд 1Урок развития речи в 11 классе
Подготовила Паклина Ирина Аркадьевна,
учитель русского
языка и литературы
МОУ «Школа №3» города Алушта
Публицистический стиль. Портретный очерк
Слайд 2Цели:
формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля;
строить предложения и связные тексты
в данном стиле;
подбирать языковые средства для написания портретного очерка, развивать основную мысль очерка, выделять внешний и внутренний портреты героя в тексте
Планируемые образовательные результаты:
учащиеся больше информации получат о публицистике,
узнают характерные особенности портретного очерка,
усовершенствуют умение анализировать текст,
смогут подготовиться к написанию сочинения в жанре портретного очерка.
Слайд 3Очерк издавна считали «королем жанра».
Основа очерка – факт.
Очеркист может писать
практически обо всем: событиях, поступках, людях, проблемах.
Подберите однокоренные слова к слову «очерк»
Портретный очерк
Слайд 4Осью очерка, по возможности,
всегда должны быть живые люди…
М. Горький
Слайд 5очерк
Очерк – художественно-публицистический жанр, характеризующийся образным отражением действительности.
В очерке обычно
присутствуют
конфликт,
ярко выписанные эпизоды,
напряженные диалоги,
приметные детали,
портреты людей.
Слайд 6Слово «портрет» происходит от франц. «portrait», что означает изображение оригинала, «trait
pout trait» - «черта в черту», «черта за чертой».
Виды очерка:
портретный
проблемный
путевой
научно-популярный
Слайд 7Портретный очерк
Настоящий портретный очерк возникает в результате художественного анализа личности героя,
опирающегося на исследование разных ее сторон (нравственной, интеллектуальной, творческой и пр. ), т. е. в результате выявления характера героя.
Слайд 9В портретных очерках пейзаж применяется:
1. В качестве контрастного сравнения между внутренним
состоянием героя и окружающей его природой;
2. Как средство в раскрытии человеческого характера;
3. В качестве фона для портрета героя;
4. Как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т. д.
Слайд 10Художественная деталь в портретном очерке
Можно выделить несколько этапов работы над деталью.
1.
Вычленение опорной детали из обилия впечатлений, окружающих нас.
2. Выбор опорной детали, способной стать сердцевиной не только логической, но и художественной концепции произведения.
3. Приемы обыгрывания деталей в портретном очерке могут быть самыми разнообразными. В одних случаях - это образная трактовка тех или иных событий., в других- для создания символического образа, в третьих- для ассоциативных связок, в четвертых- для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.
Слайд 11Художественная деталь в портретном очерке
Рассмотрим, как используется деталь в очерке Дмитрия
Беловицкого “Павлиныч, говоришь?”.
“На военном параде Шанцева сфотографировали как-то в армейском форме. Было жутко холодно. Как-то заботливый принес ему бушлат и фуражку. Потом в газете снимок и к нему подпись: военная форма цвета хаки идет Шанцеву, как кепка - Лужкову. Шанцев обиделся. “Я, - говорит, - знаю, для чего это делается”. – “Для чего?” - “Впечатление создать, что я злой, некультурный…Человек, взгляд которого тяжел, как штанга…” А мне кажется, что он напрасно обиделся. У Шанцева настороженно- справедливое лицо городового: Где нарушения?! Кому помощь нужна? Меня не обведешь вокруг пальца! Давайте разберемся! Дела делать надо!”.
Слайд 12Портретная характеристика. Внешний портрет
Портретная характеристика
дает возможность наглядно, зримо увидеть героя
и в этом плане она стимулирует читательское воображение
помогает через какие-то внешние детали заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств
с документальной точностью отображения характеризует человека
Слайд 13Работа с текстом
Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и
внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд.
«Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», - пишет Н.Амосов. Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки.
За долгие годы работы Н.М.Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца…
(По К.Григорьеву.)
Слайд 14Работа с текстом
…С молодых лет Б.М.Кустодиев плакался о силе воли –
главного, «чего и недостает мне». Он себя не знал. Пришла большая беда, согнула до земли, а он выпрямился. Растоптала было, а он встал, встал и удивился: «Просто вот рад тому, что живу, вижу голубое небо и горы».
Человек с парализованными ногами, опутанный болью, сумел вырваться из себя, прикованного к креслу-каталке… А по ночам снились кошмары: черные кошки раздирают позвоночник. Вот какая приходила боль – черная. На грани жизни и смерти понял: спасение только в работе. С той поры Кустодиев трудился исступленно: по двенадцать часов в сутки…
Что говорить о мужестве, о силе воли, о героизме, когда к нему, калеке, друзья приходили в горькую для себя минуту, чтобы «унести… запас бодрости, умиления и веры в жизнь». Кустодиева называли «невероятным явлением».
Портрет знаменитого оперного певца Шаляпина написан единым напряжением воли. Кустодиев сам сконструировал приспособление: на потолке блок, через него веревка с грузом, вот и верти полотно в любом направлении, ближе к своему креслу, дольше, в сторону… Приходилось работать, задрав голову кверху.
(По В.Липатову.)
Слайд 15Работа с текстом
Твардовский не относился к людям, с которыми
легко и просто. Но общение с ним, в каком бы настроении он ни был, всегда было интересным. Он никогда не старался казаться умнее, чем он есть, но почему-то всегда чувствовалось его превосходство, даже когда в споре оказывалось, что прав именно ты, а не он. Побежденным, как и большинство людей, признавать себя не любил, но если уж приходилось, то делал всегда это так по-рыцарски, с таким открытым забралом, что хотелось тут же отдать ему свою шпагу. Да, в нем было рыцарство, в этом сыне смоленских лесов, светлоглазом, косая сажень в плечах, умение отстаивать свою правоту, глядя прямо в глаза, не отрекаться от сказанного и не изменять в бою. Это навсегда привлекло меня к нему…
…Он очень не любил, и не всегда мог это скрыть, людей, слишком много уделяющих себе внимания. Какие-нибудь красные носки или излишне пестрый галстук могли сразу же его настроить против человека. Вообще пошлость, в любых ее проявлениях, была ему противопоказана. Я видел, как на глазах терялся у него интерес к такому человеку…
(В.Некрасов.)
Слайд 16Портретный очерк
Портретный очерк – широко распространенный в современной журналистике жанр.
Следует с
особой тщательностью отобрать из биографии человека именно те факты, которые способствовали бы раскрытию вашей основной идеи. А эта идея должна быть обязательно! Ведь почему-то ты выбрал именно этого, а не другого человека!
Что тебя в нем привлекает, восхищает?
Какие у твоего героя есть яркие, только ему присущие черты?
В каких ситуациях он проявил их «во всей красе»?
Слайд 177 заповедей очерка
1. К личности главного героя подойти «окольными путями», наметив
вступление, «не бить в лоб».
2. Лаконично, отдельными деталями описать внешность.
3. Не пренебрегать возможностью использовать цитату. Связь с письменными источниками – это зачастую сильнейший аргумент в пользу развиваемой мысли.
4. Чтобы очерк не стал пространным рассуждением, следует ввести в повествование цвета, запахи, звуки, детали.
5. Обязательно должно быть авторское отношение к изображаемому герою. Собственное понимание жизни очень важно в очерке.
6. Раскрыть характер героя, показывая через других людей его сущность.
7. Диалог является средством индивидуализации героев. Порой он служит началом конфликта, спора, передает настроение героя.
Слайд 18Занимаемся корректурой
Преобразуйте данные предложения, вынося выделенное слово в начало нового предложения.
Допишите еще 2-3 предложения (к каждому из них), помогающие подтвердить мысль, высказанную ранее.
Образец. Он любил музыку самозабвенно. – Музыка. Он любил ее самозабвенно. Играть мог часами. Слушать игру других тоже.
а) Он очень ценил в людях порядочность.
б) Он полюбил тишину с детства.
в) К технике его потянуло рано.
г) Многие годы книги заменяли ему друзей.
Слайд 19
Исправьте стилистические ошибки
Лица у обоих мальчиков по-хозяйски занятые
На мальчике ободранная
рубаха
Он долго смеялся о чем-то
Я никогда не видел таких глаз, наполненные тоской
Мой герой выделяется из своих одноклассников
Наряду с этими чертами характера имеется ряд других…
Слайд 20Пойми другого
Хороший журналист – отличный психолог. Он должен чувствовать настроение своего
собеседника, знать особенности его характера и предвидеть его поведение.
Сейчас каждый из вас попробует стать таким психологом.
В течение 2-3 минут опишите настроение своего соседа. Необходимо прочувствовать человека, его состояние, эмоции, переживания и все это изложить в тексте.
Слайд 21Глаза – зеркало души
Опиши глаза своего соседа, его взгляд, используя слова
для справок.
Бесцветные, быстрые, блестящие, искрометные, открытые, лучистые, задумчивые, лукавые, заспанные, озорные, правдивые, скорбные, удивленные, изучающие, ясные, гневные, беспокойные, беззаботные, внимательные, добрые.
Слайд 22Портретный очерк
В центре портретного очерка – человек с его характером, вкусами
и привычками, своеобразный и неповторимый.
Его сущность раскрывается в конкретных делах и поступках, в напряженных ситуациях, во взаимоотношениях с другими людьми, в том, какие цели он ставит перед собой и какими путями их достигает.
Важную роль в обрисовке героя очерка играет описание внешности героя (портрет) и воспроизведение особенностей его речи (речевая характеристика).
Слайд 23Портретный очерк
«Цену человеку с маху не поставишь. Мои старики по-другому советовали:
обойди, говорят, человека не один раз да разузнай, какой он есть в работе, ловок ли по суседству, каков по хозяйству да по семейности. Одним словом, огляди кругом «без пропуску»… чтобы со всякой стороны человека на полный вершок мерять».
П.Бажов
Слайд 24Домашнее задание
1) выучить материал урока, записанный в тетради;
2) найдите в
периодической печати портретный очерк, определите в нем положительные и, если есть, отрицательные стороны;
3) подготовьте черновик собственного портретного очерка, продумайте заголовок, композицию, выразительные средства для описания вашего героя, а также какую черту характера своего героя вы хотите подчеркнуть.