Презентация, доклад к уроку русского языка 11 класс.

Содержание

Выразительные средства языка подразделяются в риторике на тропы и фигуры.Троп – это необычное употребление слова, образное использование его, которое способно служить украшением речи.Термин троп восходит к латинскому глаголу со значением «поворачивать» – троп «поворачивает», изменяет значение

Слайд 1
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Слайд 2Выразительные средства языка подразделяются в риторике на тропы и фигуры.

Троп –

это необычное употребление слова, образное использование его, которое способно служить украшением речи.

Термин троп восходит к латинскому глаголу со значением «поворачивать» – троп «поворачивает», изменяет значение слова.
В античной и средневековой риторике выделялось 11 основных тропов. Рассмотрим некоторые из них.
Выразительные средства языка подразделяются в риторике на тропы и фигуры.Троп – это необычное употребление слова, образное использование

Слайд 3
Метафора – перенос имени на основе сходства. В результате метафорического переноса

возникает двуплановость: свойства одного предмета «просвечивают» сквозь признаки другого, прямое значение оттеняется на второй план и становится фоном для переносного.

Чем неожиданнее обнаруженное метафорой сходство, тем ярче метафора.
Так, например, назвав девушку розой или лилией, вы вряд ли будете оригинальны.
А вот метафора Шекспира, сравнившего возлюбленную с музыкой (Ты – музыка, но звукам музыкальным ты внемлешь с непонятною тоской…), безусловно, привлечет внимание.
Метафора – перенос имени на основе сходства. В результате метафорического переноса возникает двуплановость: свойства одного предмета «просвечивают»

Слайд 4
Сильным эстетическим средством становится развернутая метафора, состоящая их ряда

однотипных метафорических употреблений, которые как бы поддерживают друг друга, развивая один центральный образ:

Ведь ночи играть садятся в шахматы
Со мной на лунном паркетном полу,
Акацией пахнет, и окна распахнуты,
И страсть, как свидетель, сидит в углу.

И тополь – король. Я играю с бессонницей.
И ферзь – соловей. Я тянусь к соловью.
И ночь побеждает, фигуры сторонятся,
Я белое утро в лицо узнаю.
(Б.Пастернак. Марбург)


Сильным эстетическим средством становится развернутая метафора, состоящая их ряда однотипных метафорических употреблений, которые как бы

Слайд 5
Олицетворение – разновидность метафоры, троп, состоящий в перенесении свойств

живого существа на неодушевленные предметы:

Когтистый враг, скребущий сердце – совесть, заимодавец жадный, эта ведьма.
(А.С.Пушкин)
Олицетворение – разновидность метафоры, троп, состоящий в перенесении свойств живого существа на неодушевленные предметы:

Слайд 6
Сравнение – троп, близкий к метафоре и отличающийся от

нее наличием специальных сравнительных союзов как, будто, словно, точно, подобно.
Сравнения, как и метафоры, могут быть привычными и необычными, оригинальными, одиночными и развернутыми:

Как правая и левая рука –
Твоя душа моей душе близка.

Мы смежены блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.

Но вихрь встает – и бездна пролегла
От правого и левого крыла!
(М.Цветаева)


Сравнение – троп, близкий к метафоре и отличающийся от нее наличием специальных сравнительных союзов как,

Слайд 7
Эпитет – яркое определение, признак предмета, выражаемый обычно именем

прилагательным.
Эпитет часто сочетается с метафорой, в этом случае перед нами метафорический эпитет:

Золотая голубятня у воды
Ласковой и млеюще-зеленой;
Заметает ветерок соленый
Черных лодок узкие следы.

(А.Ахматова. Венеция)
Эпитет – яркое определение, признак предмета, выражаемый обычно именем прилагательным.  Эпитет часто сочетается с

Слайд 8
Метонимия – перенос наименования по смежности: обозначаемый предмет наделяется

свойствами другого, с которым он тесно связан.

Среди метонимических переносов много привычных, таких, которые мы даже не замечаем

(шерсть – «волосяной покров животных» и «ткань, сделанная из него»
Золото – «металл» и «медаль, сделанная из этого материала»)
Метонимия – перенос наименования по смежности: обозначаемый предмет наделяется свойствами другого, с которым он тесно

Слайд 9
Синекдоха – особая разновидность метонимии, акцентирующая количественный аспект –

наименование целого по части и части по целому.

Когда отец Чичикова поучает сына: «А пуще всего, Павлуша, береги копейку», то он конечно же имеет в виду более крупные суммы.
Синекдоха – особая разновидность метонимии, акцентирующая количественный аспект – наименование целого по части и части

Слайд 10
Гипербола – образное словоупотребление, основанное на преувеличении.

Когда Гамлет говорит о погибшей Офелии:
«Я так любил, как сорок тысяч братьев любить не могут», он употребляет гиперболу.

Гипербол много и в обычной разговорной речи:

сто лет не виделись;
век живи – век учись;
я так голоден, что готов слона съесть.
Гипербола – образное словоупотребление, основанное на преувеличении.   Когда Гамлет говорит о погибшей Офелии:

Слайд 11
Литота – образное словоупотребление, противоположное гиперболе, преуменьшение величины или

значимости признака, предмета, события.

Дни стали короче воробьиного носа.
Литота – образное словоупотребление, противоположное гиперболе, преуменьшение величины или значимости признака, предмета, события.  Дни

Слайд 12
Перифраза – троп, состоящий в использовании описательного выражения вместо

одного слова:

Петербург – «город Петра», «город на Неве».

Перифраза может включать в себя метафору (метафорическая перифраза). Такие образные перифразы любил, например, С.Есенин:
месяц – «всадник унылый»
мельница – «бревенчатая птица с крылом единственным»
трактора – «стальная конница»
Перифраза – троп, состоящий в использовании описательного выражения вместо одного слова:Петербург – «город Петра», «город

Слайд 13
Ирония – употребление слова в противоположном основному значении. Ирония

постоянно используется и в обыденной речи, и в художественной.

Например, о хилом, тщедушном человеке мы можем иронически сказать «настоящий Геркулес»,
О глупом, тупом – «наш Ломоносов».

В басне Крылова к ослу обращаются с вопросом:
«Откуда, умная, бредешь ты, голова?»
Ирония – употребление слова в противоположном основному значении. Ирония постоянно используется и в обыденной речи,

Слайд 14
Реминисценция – скрытая цитация.

Известный пример:
начало пушкинского «Евгения Онегина» –
реминисценция из басни

Крылова:

«Осел был самых честных правил»
Реминисценция – скрытая цитация.Известный пример:начало пушкинского «Евгения Онегина» –реминисценция из басни Крылова:«Осел был самых честных правил»

Слайд 15
Оксюморон – фигура, близкая к антитезе, соединение двух противоположных друг другу

понятий в едином высказывании.

стареющий юноша
красноречивое молчание
горькая радость

«Сорок – старость молодости, пятьдесят – молодость старости» (В.Гюго)
Оксюморон – фигура, близкая к антитезе, соединение двух противоположных друг другу понятий в едином высказывании.стареющий юношакрасноречивое молчаниегорькая

Слайд 16
Градация – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при

котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) предыдущее.

«Сейте разумное, доброе, вечное» (Н.Некрасов)
«дружба в настоящем, подлинном, классическом смысле этого слова – прекраснейшая жемчужина мысли» (К.Маркс)
Градация – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет)

Слайд 17
Инверсия – изменение обычного порядка слов.
В русском языке обычно

сначала идет подлежащее, потом – сказуемое, далее – прямое и косвенное дополнение; определение, как правило, предшествует определяемому слову, обстоятельство стоит в самом начале или в конце предложения.

«Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того – для воровства».(М.Е.Салтыков-Щедрин)
(дополнение стоит перед сказуемым, логически акцентируя два противоположных слова:
для передвижения – для воровства)
Инверсия – изменение обычного порядка слов.  В русском языке обычно сначала идет подлежащее, потом – сказуемое,

Слайд 18
Парцелляция – это особое членение текста, при котором части одного предложения

оформляются как несколько самостоятельных предложений для придания фразе большей выразительности.

«Кто-нибудь всегда смотрит из-за твоего плеча, как ты пишешь.Мать.Учитель.Шекспир.Бог. (М.Эмис)

Парцелляция – художественное средство только в том случае, если несет особую эстетическую нагрузку, если она не случайна, а обусловлена авторским замыслом;
В противном случае это речевая ошибка. (Газеты печатают все факты и ценные материалы. Чтобы люди читали и читали)
Парцелляция – это особое членение текста, при котором части одного предложения оформляются как несколько самостоятельных предложений для

Слайд 19
Риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание – это фигуры, основная цель

которых не в том, чтобы задать вопрос или обратиться к кому-либо, но в том, чтобы привлечь внимание.

«Что мы можем сказать о Боге? Ничего. Что мы можем сказать Богу? Все» (М.Цветаева)
«Сколько бы вам было лет, если бы вы не знали, сколько вам было лет?» (У.Дайер)

Риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание – это фигуры, основная цель которых не в том, чтобы задать

Слайд 20
Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного членения

частей высказывания.

«И отвращение от жизни, и к ней безумная любовь, и страсть, и ненависть к отчизне… и черная, земная кровь сулит нам, раздувая вены, все разрушая рубежи, неслыханные перемены, невиданные мятежи» (А.Блок)
Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного членения частей высказывания.«И отвращение от жизни, и

Слайд 21
Эллипсис – намеренный пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.

«Богаты мы,

едва (вышли) из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом» (М.Лермонтов)
«Я не люблю, когда наполовину (что-то делают) или когда прервали разговор» (В.Высоцкий)

Эллипсис придает высказыванию лаконизм и энергию.
Эллипсис – намеренный пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.«Богаты мы, едва (вышли) из колыбели, ошибками отцов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть