Слайд 1Роль имени существительного в речи
урок обобщения изученного в 5 классе
Выполнила О.Н.Пономарёва, учитель русского языка и литературы
МОАУ СОШ №1г.Свободного
Слайд 2Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня
уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе проведём урок!
Слайд 3Посмотрите на предложение, о чем идёт речь?
Слов какой части речи
не хватает для понимания смысла предложения?
……. однажды с ……. пришла,
……. с ………. домой принесла:
……………….,
……………….,
……………….,
………………. ,
……….. и …………
Ох!..
Слайд 4Сравните с авторским
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу
Ох!
Слайд 5Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Закрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!
Слайд 6Подумайте, что общего у слов
«овощ» и «фрукт»?
«овощ», подразумеваем
«плод огородный», а фрукт –
«плод фруктового дерева»
Слайд 7Задание 1
Соберите пословицы
1.Лук да баня
родные братья.
2.Лук с чесноком хороши в щи.
3.Съешь морковку всё поправят.
4.Овощи прибавляет кровь.
5.Всякий день с овощами коли яблочка нет.
6.Морковь да хорошую погоду.
7.Редька хвалилась: да не всякий день со щами.
8.Надоел Я и с мёдом хороша!»
9.Капуста любит воду как горькая редька.
Слайд 8Проверим
1.Лук да баня всё поправят.
2.Лук с чесноком родные братья.
3.Съешь морковку коли
яблочка нет.
4.Овощи хороши в щи.
5.Всякий день с овощами да не всякий день со щами.
6.Морковь прибавляет кровь.
7.Редька хвалилась: Я и с мёдом хороша!»
8.Надоел как горькая редька.
9.Капуста любит воду да хорошую погоду.
Слайд 9Задание 2
Отгадайте загадки, вставьте пропущенные буквы
1.Сколько стрел р..стёт на гря..ках,
А стр..льнуть нельзя ребяткам.
(Лук)
2.И р..стёт, и листья копит.
Наб..рает всё кубы..ка.
В середин.. – кочеры..ка.
(Капуста)
3.Летом в огороде – свеж.., зелёные,
А зимою в бочке – ж..лтые, с..лёные.
Отг..дайте, молодц..,
Как з..вут их?...
(Огурцы).
Слайд 10Проверим
1.Сколько стрел растёт на грядках,
А стрельнуть нельзя ребяткам. (Лук)
2.И
растёт, и листья копит.
Набирает всё кубышка.
В середине – кочерыжка. (Капуста)
3.Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут их?...(Огурцы).
Слайд 11Натюрморт - изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве
В число мировых
шедевров входят картины итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо
(1527 – 1593) «Садовник» «Лето»
Слайд 12Задание 3
Вставьте пропущенные буквы
Много интересного можно ра…казать о тыквах.
В Средней Азии
из тыкв делают разную посуду: бутыли, вёдра, ло…ки. Лёгкие сосуды, оплетённые сеткой, очень удобны для запасов воды, масла. В больших тыквах хранят зерно, крупу. В Африке во время дождя путешественники прячут в тыкву одежду, чтобы она не намокла.
А вот в Индии тыкву и…пользуют для ловли обезьян. В небольшой тыкве просверливают маленькое отверстие, индусы насыпают в неё немного риса или других семян. Под деревом, на ветвях которого сидят обезьяны, ра…брасывают эти тыквы. Обезьяны очень любопытны. Как только люди отходят, они быстро спускаются с дерева и запускают лапку в отверстие в тыкве. Лапка нащупывает зёрна риса, наб…рает его в горсть. Но …жатый кулачок уже не проходит в отверстие. Разжать его и выпустить зёрна – жалко. И обезьянка ковыляет на трёх лапах, волоча тыкву за собой. Даже когда прибегают люди, обезьянка продолжает держать кулачок в тыкве, и охотники ле…ко берут любопытного и жадного зверька.
Слайд 13Проверим
Много интересного можно рассказать о тыквах.
В Средней Азии из тыкв делают
разную посуду: бутыли, вёдра, ложки. Лёгкие сосуды, оплетённые сеткой, очень удобны для запасов воды, масла. В больших тыквах хранят зерно, крупу. В Африке во время дождя путешественники прячут в тыкву одежду, чтобы она не намокла.
А вот в Индии тыкву используют для ловли обезьян. В небольшой тыкве просверливают маленькое отверстие, индусы насыпают в неё немного риса или других семян. Под деревом, на ветвях которого сидят обезьяны, разбрасывают эти тыквы. Обезьяны очень любопытны. Как только люди отходят, они быстро спускаются с дерева и запускают лапку в отверстие в тыкве. Лапка нащупывает зёрна риса, набирает его в горсть. Но сжатый кулачок уже не проходит в отверстие. Разжать его и выпустить зёрна – жалко. И обезьянка ковыляет на трёх лапах, волоча тыкву за собой. Даже когда прибегают люди, обезьянка продолжает держать кулачок в тыкве, и охотники легко берут любопытного и жадного зверька.
Слайд 14Задание 4
Подберите синонимы к фразеологизмам
Горе луковое ---------
незадачливый человек
На скорую руку -----------
быстро
Пальчики оближешь -----------
очень вкусно
Слайд 15Задание 5
Вставьте пропущенные буквы
Огурц.., на кустик.., п..мидоры, сер..це, ч..снок, см..тана, май..нез,
р..стительное масло, ск..терть, а…етит, с..лфетки, т..релки, пр..боры, ло...ка, нож(?), ст..каны.
Слайд 16Проверим
Огурцы, на кустике, помидоры, сердце, чеснок, сметана, майонез, растительное масло, скатерть,
аппетит, салфетки, тарелки, приборы, ложка, нож, стаканы.
Слайд 17Функции имён существительных
номинативная
эмоционально-выразительная
эстетическая
коммуникативная
информационная
кумулятивная
Слайд 18Закончите предложения
Сегодня я узнал …
Мне было трудно …
Теперь я могу …
Я приобрёл …
Я научился …
Подведём итоги