Слайд 1Презентация
РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Слайд 2 Введение в тему
Мне холодно. Прозрачная
весна
В зеленый пух Петрополь одевает,
Но, как медуза, невская волна
Мне отвращенье легкое внушает.
По набережной северной реки
Автомобилей мчатся светляки,
Летят стрекозы и жуки стальные,
Мерцают звезд булавки золотые,
Но никакие звезды не убьют
Морской волны тяжелый изумруд.
1916 О.Э.Мандельштам
Петро́поль - риторическое и поэтическое название города Петербурга, начиная с Петра I.
Слайд 3ТЕМА УРОКА
Роль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях художественной литературы
Слайд 4Цели урока
Образовательные:
Повторить и обобщить основные виды изобразительно-выразительных средств языка.
Совершенствовать навыки
и умения различать изобразительно-выразительные средства: лексические, синтаксические, тропы.
подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Развивающие:
Продолжить работу по совершенствованию языкового чутья.
Развивать навык работы с текстом художественного произведения.
Развивать умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Воспитательные:
Формировать в сознании учащихся бережное отношение к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.
Воспитывать у учащихся чувство гордости родным русским языком.
Слайд 5 Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
В.Брюсов
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственное слово.
А.Ахматова
В каждом слове бездна пространства;
Каждое слово необъятно, как поэт.
Слов немного, но они так точны, что обозначают всё.
Н.В.Гоголь
Слайд 6Распределите термины на две группы:
Гипербола,анафора, метафора, литота, антитеза, градация, метонимия, инверсия,
олицетворение, параллелизм, перифраза, эпифора, эпитет.
Тропы Стилистические фигуры
Гипербола
Метафора
Литота
Метонимия
Олицетворение
Перифраза
Эпитет
Анафора
Антитеза
Градация
Инверсия
Параллелизм
Эпифора
Слайд 7 Соотнесите тропы и их определения
Б
Г
А
В
Д
Слайд 8Найди ошибку в определении тропа
ЛИТОТА - троп,
состоящий в том, что вместо названия одного предмета даётся название другого.
ЭПИТЕТ - троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления.
МЕТОНИМИЯ - образное определение.
СИНЕКДОХА - троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
Слайд 9Соотнесите стилистические фигуры и их определения
Б
Д
Г
В
А
Слайд 10Соотнесите лексические средства и их определения
Г
Д
Б
А
В
Слайд 11 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ТРОПЫ – наклоны
головы вправо – влево, руки на поясе.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ (СТИЛИСТИЧЕСКИЕ) ФИГУРЫ – движения плечами назад – вперёд, руки к плечам.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА – повороты туловища вправо – влево, руки в замок за затылок.
Слайд 12Какой троп использован в стихотворении?
Мело, мело по всей земле
Во все пределы…
Б.Пастернак
Слайд 13Какой прием использован в стихотворении?
Выхожу один я на дорогу
М.Лермонтов
Слайд 14Какой прием использован в произведении?
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты
и могучая,
Ты и бессильная…
(Н.А.Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо»)
Слайд 15Какой троп использован в произведении?
Попрыгунья стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не
успела,
Как зима катит в глаза.
(И.А.Крылов, «Стрекоза и муравей»)
Слайд 16Какая фигура использована в произведении?
И день настал. Встаёт с одра
Мазепа,
сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой.
(А. С. Пушкин. «Полтава»)
Слайд 17Какой троп использован в произведении?
Когда он прочитал «Попрыгунью» Чехова, он долго
не мог прийти в себя.
В.Некрасов
Слайд 18«Незнакомка – это не просто дама в черном платье со страусовыми
перьями на шляпе. Это дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового…»
А.А. Блок
Слайд 19А.Блок. «Незнакомка»
ЧТЕНИЕ И СЛУШАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А. БЛОКА «НЕЗНАКОМКА»
Слайд 22Вывод
Какова роль изобразительно – выразительных средств в произведениях художественной литературы?
Какова
практическая направленность знаний изобразительно – выразительных средств и их роли в тексте?
Слайд 23Алгоритм выполнения задания 24
ШАГ 1.
Внимательно прочитайте рецензию. Обратите
внимание на такие слова, как ТРОП, ЛЕКСИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО, СИНТАКСИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО, т.к. они являются подсказкой.
Слайд 24ШАГ 2.
Проанализируйте список терминов, перечисленных в задании. Сгруппируйте их.
ТРОПЫ -
Т
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА – Л
СИНТАКСИЧЕСКИЕ - С
Слайд 251. анафора – с
2. метафора – т
3.гипербола – т
4. профессиональные слова
–л
5.парцелляция – с
6. лексический повтор – с
7. противопоставление – с
8. контекстные синонимы – л
Т.о., область поиска указанного языкового средства заметно сузилась.
Слайд 26ШАГ 3.
Вспомните определения этих понятий. Сопоставьте с примерами.
Расположите термины в нужном
Слайд 27Критерии оценивания задания 24
За каждую верную цифру, соответствующую номеру термина из
списка, экзаменуемый получает 1 балл.
4 балла – нет ошибок
3 балла – 1 ошибка
2 балла – 2 ошибки
1 балл – верно указана только одна цифра
0 баллов – полностью неверный ответ(неверный набор цифр) или его отсутствие.
Слайд 28Рефлексия
Обобщим, что мы узнали на уроке.
Какую роль играют изобразительно-выразительных средств
языка в произведениях художественной литературы и в жизни человека?
Слайд 29Домашнее задание
Проанализировать с точки зрения использования изобразительно – выразительных средств стихотворение
поэта Серебряного века.
Выполнить задание 24 ЕГЭ по русскому языку.