Презентация, доклад к уроку Роль изобразительно - выразительных средств языка в произведениях художественной литературы

Содержание

Введение в тему Мне холодно. Прозрачная весна В зеленый пух Петрополь одевает, Но, как медуза, невская волна Мне отвращенье легкое внушает. По набережной северной реки Автомобилей мчатся светляки, Летят стрекозы

Слайд 1Презентация
РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПрезентацияРОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Слайд 2 Введение в тему
Мне холодно. Прозрачная

весна В зеленый пух Петрополь одевает, Но, как медуза, невская волна Мне отвращенье легкое внушает. По набережной северной реки Автомобилей мчатся светляки, Летят стрекозы и жуки стальные, Мерцают звезд булавки золотые, Но никакие звезды не убьют Морской волны тяжелый изумруд.

1916 О.Э.Мандельштам
Петро́поль - риторическое и поэтическое название города Петербурга, начиная с Петра I.
Введение в тему Мне холодно. Прозрачная весна В зеленый пух Петрополь

Слайд 3ТЕМА УРОКА

Роль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях художественной литературы

ТЕМА УРОКАРоль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях художественной литературы

Слайд 4Цели урока

Образовательные:
Повторить и обобщить основные виды изобразительно-выразительных средств языка.
Совершенствовать навыки

и умения различать изобразительно-выразительные средства: лексические, синтаксические, тропы.
подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Развивающие:
Продолжить работу по совершенствованию языкового чутья.
Развивать навык работы с текстом художественного произведения.
Развивать умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Воспитательные:
Формировать в сознании учащихся бережное отношение к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.
Воспитывать у учащихся чувство гордости родным русским языком.

Цели урокаОбразовательные: Повторить и обобщить основные виды изобразительно-выразительных средств языка.Совершенствовать навыки и умения различать изобразительно-выразительные средства: лексические,

Слайд 5 Мой верный друг! Мой друг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!
В.Брюсов
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственное слово.
А.Ахматова
В каждом слове бездна пространства;
Каждое слово необъятно, как поэт.
Слов немного, но они так точны, что обозначают всё.
Н.В.Гоголь
Мой верный друг! Мой друг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Слайд 6Распределите термины на две группы:
Гипербола,анафора, метафора, литота, антитеза, градация, метонимия, инверсия,

олицетворение, параллелизм, перифраза, эпифора, эпитет.

Тропы Стилистические фигуры






Гипербола
Метафора
Литота
Метонимия
Олицетворение
Перифраза
Эпитет











Анафора
Антитеза
Градация
Инверсия
Параллелизм
Эпифора







Распределите термины на две группы:Гипербола,анафора, метафора, литота, антитеза, градация, метонимия, инверсия, олицетворение, параллелизм, перифраза, эпифора, эпитет.

Слайд 7 Соотнесите тропы и их определения
Б
Г
А
В
Д

Соотнесите тропы и их определенияБГАВД

Слайд 8Найди ошибку в определении тропа
ЛИТОТА - троп,

состоящий в том, что вместо названия одного предмета даётся название другого.
ЭПИТЕТ - троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления.
МЕТОНИМИЯ - образное определение.
СИНЕКДОХА - троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. 

Найди ошибку в определении тропаЛИТОТА     - троп, состоящий в том, что

Слайд 9Соотнесите стилистические фигуры и их определения
Б
Д
Г
В
А

Соотнесите стилистические фигуры и их определенияБДГВА

Слайд 10Соотнесите лексические средства и их определения
Г
Д
Б
А
В

Соотнесите лексические средства и их определенияГДБАВ

Слайд 11 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ТРОПЫ – наклоны

головы вправо – влево, руки на поясе.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ (СТИЛИСТИЧЕСКИЕ) ФИГУРЫ – движения плечами назад – вперёд, руки к плечам.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА – повороты туловища вправо – влево, руки в замок за затылок.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКАТРОПЫ – наклоны головы вправо – влево, руки на

Слайд 12Какой троп использован в стихотворении?
Мело, мело по всей земле
Во все пределы…

Б.Пастернак
Какой троп использован в стихотворении?Мело, мело по всей землеВо все пределы…

Слайд 13Какой прием использован в стихотворении?
Выхожу один я на дорогу

М.Лермонтов
Какой прием использован в стихотворении? Выхожу один я на дорогу

Слайд 14Какой прием использован в произведении?
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты

и могучая,
Ты и бессильная…
(Н.А.Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо»)
Какой прием использован в произведении?Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная… (Н.А.Некрасов,

Слайд 15Какой троп использован в произведении?
Попрыгунья стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не

успела,
Как зима катит в глаза.
(И.А.Крылов, «Стрекоза и муравей»)
Какой троп использован в произведении?Попрыгунья стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза.

Слайд 16Какая фигура использована в произведении?
И день настал. Встаёт с одра Мазепа,

сей страдалец хилый, Сей труп живой, ещё вчера Стонавший слабо над могилой.
(А. С. Пушкин. «Полтава»)
Какая фигура использована в произведении?И день настал. Встаёт с одра  Мазепа, сей страдалец хилый,  Сей труп

Слайд 17Какой троп использован в произведении?
Когда он прочитал «Попрыгунью» Чехова, он долго

не мог прийти в себя.
В.Некрасов
Какой троп использован в произведении?Когда он прочитал «Попрыгунью» Чехова, он долго не мог прийти в себя.

Слайд 18«Незнакомка – это не просто дама в черном платье со страусовыми

перьями на шляпе. Это дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового…»
А.А. Блок
«Незнакомка – это не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это дьявольский сплав

Слайд 19А.Блок. «Незнакомка»
ЧТЕНИЕ И СЛУШАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А. БЛОКА «НЕЗНАКОМКА»

А.Блок. «Незнакомка»ЧТЕНИЕ И СЛУШАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А. БЛОКА «НЕЗНАКОМКА»

Слайд 20 Анализ стихотворения

Анализ стихотворения

Слайд 22Вывод
Какова роль изобразительно – выразительных средств в произведениях художественной литературы?


Какова

практическая направленность знаний изобразительно – выразительных средств и их роли в тексте?
Вывод Какова роль изобразительно – выразительных средств в произведениях художественной литературы?Какова практическая направленность знаний изобразительно – выразительных

Слайд 23Алгоритм выполнения задания 24 ШАГ 1.

Внимательно прочитайте рецензию. Обратите

внимание на такие слова, как ТРОП, ЛЕКСИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО, СИНТАКСИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО, т.к. они являются подсказкой.
Алгоритм выполнения задания 24   ШАГ 1.  Внимательно прочитайте рецензию. Обратите внимание на такие слова,

Слайд 24ШАГ 2.
Проанализируйте список терминов, перечисленных в задании. Сгруппируйте их.

ТРОПЫ -

Т
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА – Л
СИНТАКСИЧЕСКИЕ - С
ШАГ 2. Проанализируйте список терминов, перечисленных в задании. Сгруппируйте их.ТРОПЫ - ТЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА – ЛСИНТАКСИЧЕСКИЕ - С

Слайд 251. анафора – с
2. метафора – т
3.гипербола – т
4. профессиональные слова

–л
5.парцелляция – с
6. лексический повтор – с
7. противопоставление – с
8. контекстные синонимы – л
Т.о., область поиска указанного языкового средства заметно сузилась.
1. анафора – с2. метафора – т3.гипербола – т4. профессиональные слова –л5.парцелляция – с6. лексический повтор –

Слайд 26ШАГ 3.
Вспомните определения этих понятий. Сопоставьте с примерами.

Расположите термины в нужном

порядке.

ШАГ 4.

ШАГ 3.Вспомните определения этих понятий. Сопоставьте с примерами.Расположите термины в нужном порядке.ШАГ 4.

Слайд 27Критерии оценивания задания 24
За каждую верную цифру, соответствующую номеру термина из

списка, экзаменуемый получает 1 балл.
4 балла – нет ошибок
3 балла – 1 ошибка
2 балла – 2 ошибки
1 балл – верно указана только одна цифра
0 баллов – полностью неверный ответ(неверный набор цифр) или его отсутствие.
Критерии оценивания задания 24За каждую верную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает 1 балл.4 балла

Слайд 28Рефлексия
Обобщим, что мы узнали на уроке.

Какую роль играют изобразительно-выразительных средств

языка в произведениях художественной литературы и в жизни человека?
РефлексияОбобщим, что мы узнали на уроке. Какую роль играют изобразительно-выразительных средств языка в произведениях художественной литературы и

Слайд 29Домашнее задание
Проанализировать с точки зрения использования изобразительно – выразительных средств стихотворение

поэта Серебряного века.
Выполнить задание 24 ЕГЭ по русскому языку.
Домашнее заданиеПроанализировать с точки зрения использования изобразительно – выразительных средств стихотворение поэта Серебряного века.Выполнить задание 24 ЕГЭ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть