Презентация, доклад к уроку Род имен существительных 5 кл.

Содержание

- С добрым утром, начат день,Первым делом гоним лень.На уроке не зевать,А работать и писать.Начинаем урок!

Слайд 1Урок в 5 классе. Род имён существительных.
Подготовила: учитель русского языка и литературы

Самарина Е.А.
Урок в 5 классе. Род имён существительных.Подготовила: учитель русского языка и литературы Самарина Е.А.

Слайд 2
- С добрым утром, начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не

зевать,
А работать и писать.
Начинаем урок!

- С добрым утром, начат день,Первым делом гоним лень.На уроке не зевать,А работать и писать.Начинаем урок!

Слайд 3
Двадцать шестое февраля.
Классная работа.

Двадцать шестое февраля.Классная работа.

Слайд 4

Имя существительное –самостоятельная часть речи.

ДА

Имя существительное –самостоятельная часть речи.ДА

Слайд 5



НЕТ
Имена существительные
отвечают на вопросы

Где?Куда?Когда?
НЕТ    Имена существительные   отвечают на вопросы Где?Куда?Когда?

Слайд 6



ДА
Имя существительное
в предложении обычно является подлежащим

или дополнением.
ДА    Имя существительное в предложении обычно является подлежащим или дополнением.

Слайд 7



ДА
Категория рода имен существительных-постоянный морфологический признак.

ДА    Категория рода имен существительных-постоянный морфологический признак.

Слайд 8



НЕТ
Одушевленные существительные
отвечают на вопрос « что?»

НЕТОдушевленные существительные   отвечают на вопрос « что?»

Слайд 9
-


ДА
платочек
грузчик
тигренок
У данных слов
суффиксальный способ словообразования.

-ДАплаточек грузчик тигренок У данных словсуффиксальный способ словообразования.

Слайд 10



ДА
В художественной литературе широко используется изображение неживых существ как живых.

ДАВ художественной литературе широко используется изображение неживых существ как живых.

Слайд 11
Тема урока:
Род имён существительных.

Тема урока: Род имён существительных.

Слайд 12Цели

урока:
2. Выявить основные способы определения рода

существительных

Повторить известный материал о роде существительных

3. Научиться правильно определять род существительных

Цели     урока:2. Выявить основные способы определения рода существительныхПовторить известный материал о роде существительных

Слайд 13Актуализация знаний.
Женский род

Мужской род

Средний род

Относится к постоянным признакам.
Определять род существительных,
подставляю


слова - помощники:
моя, мой, моё.

Актуализация знаний.Женский родМужской родСредний родОтносится к постоянным признакам.Определять род существительных, подставляю слова - помощники: моя, мой, моё.

Слайд 14Повторим определение рода имён существительных, приводя примеры.


Мир, няня, голубь, дружба,
юноша,

гнездо, голубка,
степь, предание, Коля,
печь.


Повторим определение рода имён существительных, приводя примеры.Мир, няня, голубь, дружба, юноша, гнездо, голубка,степь, предание, Коля,печь.

Слайд 15Определите род существительных
и распределите их по домикам:
озеро
путь
собака
женский род
мужской род
средний род
повидло
плащ
простыня
дядя
училище
гуашь

Определите род существительных и распределите их по домикам:озеропутьсобакаженский родмужской родсредний родповидлоплащпростынядядяучилищегуашь

Слайд 16Решите «уравнения», подобрав вместо Х однокоренные существительные женского рода.
Пианист: пианистка =

солист - х_______
Грек: гречанка = турок - х__________
Купец: купчиха = пловец – х________
Артист: артистка = машинист – х____
В каком случае «уравнение» решить нельзя и почему?

В разговорной речи имеется устойчивая тенденция к образованию парных существительных женского рода по продуктивным моделям: геолог -- геологиня, врач – врачиха. Все они нарушают нормы современного русского литературного языка и употребляются лишь в исключительных случаях

солистка

турчанка

пловчиха – разгов.

машинистка

Решите «уравнения», подобрав вместо Х однокоренные существительные женского рода.Пианист: пианистка = солист - х_______Грек: гречанка = турок

Слайд 17

Определите род данных имён существительных?
Он или она? Мой или моя?
Неясно.


Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте.
Какой мальчик злюка!
Какая девочка злюка!


Определите род данных имён существительных?Он или она? Мой или моя? Неясно. Эти слова называются словами общего рода,

Слайд 18Определите род данных существительных.
Мозоль, тюль, какао, лебедь, вуаль, повидло, шампунь,

туфля, кофе.

Проверь по словарю.
Определите род данных существительных. Мозоль, тюль, какао, лебедь, вуаль, повидло, шампунь, туфля, кофе.Проверь по словарю.

Слайд 19Всегда ли легко определить род?
Запомните!



Два французских слова: какао и кофе –

употребляются как слова двух родов: ароматное какао  – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком».

Всегда ли легко определить род?Запомните!Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное

Слайд 20Упражнение № 500, 501.
Молодцы!

Упражнение № 500, 501.Молодцы!

Слайд 21Род склоняемых имен существительных.
Как мы определяем и выражаем род существительного?
На род

имени существительного (кроме его падежного окончания) указывают:
а) формы прилагательного: большой стол, красная ручка, широкое окно;
б) формы глагола: мальчик читал книгу; девочка изучала язык.
У многих слов трудно определить род. К ним относятся существительные:
а) мужского рода: толь, тюль, ботинок, табель, занавес, комментарий, корректив, овощ, погон, рельс, рояль, санаторий, профилакторий, зал, сленг;
б) женского рода: бандероль, бакенбарда, туфля, тапка, простыня, мозоль, просека, расценка;
в) среднего рода: полотенце, повидло, чучело, щупальце.
Запомните данные слова! Употребление их в другом роде является грубым нарушением нормы!

вывод

Род склоняемых имен существительных.Как мы определяем и выражаем род существительного?На род имени существительного (кроме его падежного окончания)

Слайд 22Исправьте ошибки. Подберите пару.
корова

курица

овца

слониха

волчица
Табуретка


Род и пол животных сводится к замене

имеющегося существительного мужского рода существительным женского рода иного корня: бык – корова.

Исправьте ошибки. Подберите пару.коровакурицаовцаслонихаволчицаТабуретка Род и пол животных сводится к замене имеющегося существительного мужского рода существительным женского

Слайд 23Творческое Задание
Работа со словами:
Повидло, борщ, салат, яблоко, овощ, вермишель.
Группа А: составить

диалог на тему: «меню на завтрашний обед». Группа Б: составить словосочетания. Группа В: определить род существительных.
Творческое ЗаданиеРабота со словами:Повидло, борщ, салат, яблоко, овощ, вермишель.Группа А: составить диалог на тему: «меню на

Слайд 24Задание:
Рассмотрите фото и запишите существитель-
ные мужского, женского и среднего рода,
называющие предметы,

изображённые на нём.
Задание:Рассмотрите фото и запишите существитель-ные мужского, женского и среднего рода,называющие предметы, изображённые на нём.

Слайд 25
Мы должны были:

1. Повторить известные сведения

о роде существительных.
2. Выявить основные способы определения рода.
3. Научиться правильно определять род существительных.
.

Мы смогли:


Цели и результаты урока:

На основе известного материала узнать о разных способах определения рода существительных.
Научиться
правильно определять
род.

Мы должны были:1. Повторить      известные сведения

Слайд 26полезный
интересный
урок
скучный
урок

полезныйинтересный урокскучныйурок

Слайд 27Оцените свою работу на уроке.
Поставьте на полях тетради +, если

отвечаете «ДА», если «НЕТ» , то -
1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное?
2. Сможешь ли ты  определить род имен существительных?
3. Согласен ли ты, что в русском языке только два рода имен существительных?
4. Можешь ли при определении рода пользоваться словами- подсказками?
5. Сможешь ли ты определить среди имен существительных существительные общего рода?
6. А если трудно будет определить род у некоторых существительных, воспользуешься словарем?
- У кого 5 +? Молодцы.
У кого нет, не огорчайтесь, время для исправления ещё есть.
Оцените свою работу на уроке.  Поставьте на полях тетради +, если отвечаете «ДА», если «НЕТ» ,

Слайд 28Параграф-94, упражнение № 505.

Спасибо за урок!
Домашнее задание.

Параграф-94,  упражнение № 505.Спасибо за урок! Домашнее задание.

Слайд 29Хорошо поработали!
Улыбнитесь!

Хорошо поработали!Улыбнитесь!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть