Слайд 1
Урок развития речи в 6 классе
по теме «Приемы сжатия текста»
(на
основе притчи Л. Н. Толстого «Равное наследство»)
6 класс
Автор-составитель: Горелова Ирина Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ ООШ г. Сосновка
Вятскополянского района
Кировской области
2019
Слайд 2
Хорошая речь коротка
Пословица
Слайд 3Тема урока:
Работа с текстом.
Написание сжатого изложения.
Слайд 5Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение,
источник высоких чувств.
Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь.
Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни.
В этом её ценность.
Слайд 6Какой из вариантов сжатого изложения текста можно считать образцом? Почему?
Мечта нужна
не только детям, но и взрослым. Она не даёт нам успокоиться и показывает иную жизнь, заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.
Мечта вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали. Она тревожит. В этом её ценность.
Слайд 7
1 шаг- знакомство с теорией в учебнике о сжатии текста;
2 шаг-
учимся вместе применять полученные знания, пользуясь инструкцией;
3 шаг- работаем самостоятельно.
Слайд 8
Работа с материалом учебника
Слайд 9Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе
нравственное поучение.
Жанровые признаки притчи:
1. Малый объем.
2. Форма сказа.
3. Кольцевая композиция.
4. Сюжет из обыденной жизни.
5. Иносказание.
6. Отвлеченное понятие
7. Нравоучение.
Слайд 10«Равное наследство»
Лев Николаевич Толстой
Слайд 11План работы
Находим ключевые слова.
Обдумываем задания по сжатию текста и сжимаем
текст.
Устраняем речевые и грамматические недочеты.
Воспроизводим варианты-образцы (2-3 человека).
Оформляем записи на доске в таблицу
Слайд 12
Эталон (1 часть текста):
(1) Один купец все свое наследство хотел
отдать старшему, любимому сыну. (3) Мать жалела меньшого сына.
Слайд 13Распределение ролей в группе
Командир - отвечает за работу группы в целом
следит за тем, чтобы работа шла быстро, следит за временем; следит за соблюдением правил групповой работы
Секретарь – записывает от лица группы; делает записи у доски при необходимости
Чтец – читает вслух; проверяет, все ли поняли принятое решение.
Критик – задает уточняющие вопросы, высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
Докладчик – выступает с отчетом группы, рассказывает, что решила группа
Слайд 14Эталон (2 часть текста):
(5) Один раз мать сидела у окна и
плакала; подошел странник и спросил, о чем она плачет? (6) Она сказала, что оба сына ей равны, а отец хочет одному сыну все отдать, а другому ничего. Женщина не знала, как помочь горю. (7) Странник посоветовал женщине объявить сыновьям, что старшему достанется все богатство, а меньшому ничего; и у них будет поровну.
Слайд 15
Самостоятельная работа (3-4 абзац)
Слайд 16Эталон (3 часть текста):
(8) Меньшой сын ушел в чужие страны и
выучился мастерствам и наукам, а старший ничему не учился, потому что знал, что будет богат.
(9) Когда отец умер, старший разорился, а младший обогатился.
Слайд 17Идея текста
Если захочешь и будешь учиться -
сам всего добьешься в
жизни
Слайд 19Какой из вариантов сжатого изложения текста можно считать образцом? Почему?
Мечта нужна
не только детям, но и взрослым. Она не даёт нам успокоиться и показывает иную жизнь, заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.
Мечта вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали. Она тревожит. В этом её ценность.
Слайд 20
Домашнее задание
Написать текст сжатого изложения по притче Л. Толстого в
чистовик.
Дополнительно, по желанию: придумать короткий рассказ, в котором читатели могли бы узнать о том, как младший сын стал богатым. Написать текст от первого лица
Слайд 21Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я
научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Слайд 22
Литература
Л.М. Рыбченкова. «Русский язык. 6 класс».
Л.Н. Толстой «Равное наследство».
Интернет-ресурсы
Портрет Л. Толстого:
https://yandex.ru/search/?text=%D0%BB%D0%B5%D0%B2%20%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&lr=46&clid=1976480&win=87