Презентация, доклад к уроку развития речи в 9 классе Сочинение-рассуждение (собственное высказывание на основе прочитанного текста

Содержание

Закончите начатые утверждения 1. Тема текста – это то, … 2. Основная мысль текста – это то, … 3. Суть рассуждения в…

Слайд 1Часть 3 (9.2) Сочинение-рассуждение (собственное высказывание на основе прочитанного текста)
ГИА-2020


Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей при УлГТУ №45» г. Ульяновска
ЛОБАНОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА

Часть 3 (9.2) Сочинение-рассуждение (собственное высказывание на основе прочитанного текста) ГИА-2020 Учитель русского языка и литературы МБОУ

Слайд 2 Закончите начатые утверждения
1. Тема текста – это то, …
 
2.

Основная мысль текста – это то, …

3. Суть рассуждения в…
Закончите начатые утверждения 1. Тема текста – это то, … 2. Основная мысль текста –

Слайд 3Продолжите
Композиция сочинения-рассуждения представлена так:
1. …………………
2. …………………….
А) ……………………
Б) ………………………
3. ……………………….

ПродолжитеКомпозиция сочинения-рассуждения представлена так:1. …………………2. ……………………. А) …………………… Б) ………………………3. ……………………….

Слайд 4 (1)Для

местных мальчишек море было не курортной экзотикой, а повседневным бытом, родным домом. (2)Поэтому меня, приезжего, но плавающего настоящим кролем, – первый разряд! – они приняли за своего. (3)А вот в приезжем тощеньком мальчике, с завистью взиравшем на их шумное отчаянное береговое братство, местные упорно видели чужака.
(4)Он носил выпуклые круглые очочки, за которые мальчишки метко прозвали бледнолицего мальчугана Бычок - есть в море такая забавная рыбка с огромной головой и вытаращенными в постоянном удивлении глазами. (5)Они презирали его и за суетливую манеру плавать, поэтому в своё братство не принимали.
(5)Но однажды произошло невероятное! (7)Бычок, этот хилый очкарик, осмелился доплыть до Чертова Пальца - мрачной отвесной скалы у самого дальнего входа в бухту! (8)Для него, конечно, это было поистине отчаянным поступком. (9)И молчаливое сопение мальчишек являлось тому свидетельством...
(10)Назад Бычок плыл слишком медленно, нелепо переваливаясь с боку на бок и высоко занося слабые, как тростинки, руки. (11)Вдобавок он то и дело поправлял очки: видимо, вода заливала стекла. (12) Не мог предусмотреть он и ещё одного обстоятельства.
(13)С моря шла мертвая зыбь - широкая медленная волна. (14)Безобидная в открытом море, она свирепела в узких каменных лабиринтах бухты.(15)С каждой новой волной накат у берега становился сильнее и опасней. (16)Справиться с ним мог бы только опытный и сильный пловец. (17)Этого не мог, конечно, знать городской мальчик...
(18)Отбойная волна отшвыривала его назад, словно слепого котенка.
(19)Кто-то из мальчишек неуверенно сказал у меня над ухом:
(20) - Ребята, а Бычок-то тонет...
(21)Их сбивало с толку то, что он не кричал: "Помогите!" или что-нибудь в этом же роде. (22)Бычок тонул молча и, если можно так сказать, с достоинством.

Исходный текст

(1)Для местных мальчишек море было не курортной

Слайд 5 (23)Я натянул ласты, стараясь не упустить глазами

то место, где последний раз мелькнула голова мальчика, и поднырнул под пенный гребень очередного вала. (24)Мне повезло: на четвертом или пятом заходе я задел мальчишку за руку.
(25)Он уже обессилел, обмяк и наглотался воды, но быстро пришел в себя, хотя долго еще морщился и откашливался. (26)Потом, натягивая рубашку, он взглянул на меня и сказал:
(27)- А все-таки я немножко совсем не доплыл... (28)Чуть-чуть...
(29)- Чуть-чуть... - вскипев, передразнил я его. (30)- Не утонул ты чуть-чуть, заморыш несчастный!
(31)Он не обиделся и только глубоко вздохнул.(32) А потом спросил вдруг:
(33) - А завтра вы здесь будете?
(34) - А тебе зачем? - не слишком вежливо буркнул я.
(35)- Я опять поплыву! - горячо выпалил мальчишка. (36)- Понимаете? (37)Я же должен доплыть! (38)Обязательно должен! (39)Ну, а в случае чего... (40)Вы меня опять спасете...(41)Ладно?
(42)Я просто-напросто опешил от такого нахальства. (43)Несколько мгновений я вглядывался в его серьезное очкастое лицо, раздумывая - не дать ли ему хорошенько в воспитательных целях. (44)Но было что-то такое в выражении его глаз, что совершенно неожиданно для себя самого я ляпнул:
(45) - Ладно... приходи, там посмотрим...
(46)И все мальчишки, столпившиеся вокруг нас, радостно загоготали:
(47)- И чего смотреть? (48)Поплывем вместе - и кранты!
(49)Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. (50)Не завтра, так послезавтра...
(По Л.Куклину)

Какие чувства испытали, прослушав текст?
(23)Я натянул ласты, стараясь не упустить глазами то место, где последний раз мелькнула

Слайд 69.2 Объясните смысл последних фраз текста:
«Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг

понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...»
Какая проблема поднята в тексте?
9.2 Объясните смысл последних фраз текста:«Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра,

Слайд 12Автор рассматривает проблему того, что упорство помогает достичь успехов.
В тексте

излагается проблема о силе воли.
Автор анализирует проблему о смелости и характере.
В тексте поднимается проблема целеустремленности и силы воли, что превращает слабого в сильного. 

Найдите проблему исходного текста, в которой нет грамматических ошибок и запишите её в тетрадь.

Автор рассматривает проблему того, что упорство помогает достичь успехов. В тексте излагается проблема о силе воли.Автор анализирует

Слайд 13Так можно начать
Смысл этой фразы я понимаю так…
Размышления героя заканчиваются словами…


По моему мнению, речь идет о том,
Я считаю, что мысль автора, выраженная в выделенном фрагменте текста, заключается в том, …

Так можно начатьСмысл этой фразы я понимаю так…Размышления героя заканчиваются словами… По моему мнению, речь идет о

Слайд 14
Повествование рассказчика о «хилом очкарике» заканчивается словами: "«Бычок радостно

подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...». Сильным человека делают не мускулы, а стремление осуществить свою мечту.
Целеустремленность и сила воли – вот что превращает слабого в сильного. Такой человек точно знает, чего хочет, и обязательно достигнет своей цели. Поэтому прав рассказчик, говоря о Бычке: «…Этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...».

Варианты вступления

Повествование рассказчика о «хилом очкарике» заканчивается словами: 

Слайд 15Ищем доказательства
Причины, вызывавшие негативное отношение местных к Бычку ?
Что изменило отношение

окружающих к Бычку?
Докажем это…
В этом легко убедиться…
Это можно доказать…
Вводные слова, наречия : например, во-первых, во-вторых, поэтому…
Союзы: так как, в связи с тем что…

Ищем доказательстваПричины, вызывавшие негативное отношение местных к Бычку ?Что изменило отношение окружающих к Бычку?Докажем это…В этом легко

Слайд 16Как закончить сочинение
Упорство и сила воли помогают человеку достичь желанной цели

и вызывают уважение окружающих.
Сила воли Бычка убедила всех: его мечта осуществится.
Вводные слова: таким образом, по-моему, следовательно…

Как закончить сочинениеУпорство и сила воли помогают человеку достичь желанной цели и вызывают уважение окружающих. Сила воли

Слайд 17Работаем с текстом

Работаем с текстом

Слайд 19Редактор: найдите ошибки в построении сочинения
Повествование рассказчика о

«хилом очкарике» заканчиваются словами: «Бычок радостно подпрыгнул и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...». В самом деле, сильным человека делают не мускулы, а стремление осуществить свою мечту. И пусть его храбрость немного безрассудна, но она вызывает симпатию к мальчугану.
Во-первых, можно только позавидовать целеустремлённости этого героя: даже смертельная опасность не смогла победить в нём желание осуществить задуманное (предложения 27-38). Во-вторых, Бычок смел, а это свойство присуще только сильным людям (предложения 7,8).
Сила духа Бычка покорила даже местных мальчишек! Таким образом, можно убедиться в том, что упорство и сила воли помогают человеку достичь желанной цели и вызывают уважение окружающих (103 слова).
Редактор: найдите ошибки в построении сочинения   Повествование рассказчика о «хилом очкарике» заканчиваются словами: «Бычок радостно

Слайд 20Образец сочинения

Повествование

рассказчика о «хилом очкарике» заканчивается словами: "«Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...». Действительно, сильным человека делают не мускулы, а стремление осуществить свою мечту.
Во-первых, Бычок смел, а это свойство присуще только мужественным людям (предложения 7,8).
Во-вторых, поражает его целеустремлённость: даже смертельная опасность не смогла победить в нём желание осуществить задуманное (предложения 27-38).
Следовательно, упорство и сила воли помогают человеку достичь желанной цели.
Образец сочинения         Повествование рассказчика о «хилом очкарике» заканчивается словами: 

Слайд 21Рефлексия
1.На уроке я работал...
2.Своей работой на уроке я...
3.Урок для меня

показался.....
4.За урок я...
5.Мое настроение....
6.Материал урока мне помог...
 
Рефлексия  1.На уроке я работал...2.Своей работой на уроке я...3.Урок для меня показался.....4.За урок я...5.Мое настроение....6.Материал урока

Слайд 22Домашнее задание:


Дописать сочинение-рассуждение

Домашнее задание: Дописать сочинение-рассуждение

Слайд 23Спасибо
за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть