Презентация, доклад к уроку развития речи по русскому языку в 5 классе Изложение с языковым анализом по тексту К.Г. Паустовского Первый снег

Содержание

Цели урока: закрепить понятие “изложение с языковым анализом”; показать систему языковых средств, использованных в тексте;обогатить язык учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими средствами языка; содействовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся; помочь понять учащимся идею, композицию, детали, связи

Слайд 1Урок развития речи в 5 классе
Изложение
с языковым анализом по тексту
К.Г.

Паустовского "Первый снег"

Учитель русского языка Л.М.Буренкова

МОУ «Средняя школа № 5» г.о.Саранск

Урок развития речи в 5 классеИзложение с языковым анализом по тексту К.Г. Паустовского

Слайд 2Цели урока:
закрепить понятие “изложение с языковым анализом”; показать систему языковых

средств, использованных в тексте;
обогатить язык учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими средствами языка; содействовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся; помочь понять учащимся идею, композицию, детали, связи и зависимости текста; развивать творческие возможности учащихся;
научить понимать и ценить красоту русского языка.
Цели урока:  закрепить понятие “изложение с языковым анализом”; показать систему языковых средств, использованных в тексте;обогатить язык

Слайд 3“Первый снег” - рассказ К.Г. Паустовского, который входит в его книгу

“Летние дни”.
Работая над этим текстом, мы еще раз внимательно рассмотрим, как строится повествование, как автор строго отбирает материал, обратим внимание на лексику и синтаксические особенности предложений.
К.Г.Паустовский - это знакомый вам писатель, вы уже знаете некоторые его произведения. Вы знаете, что он очень любил природу, вот почему в его книгах так много рассказов о животных, птицах, о лесе, о травах и цветах. Но он не только любовался природой, он хотел найти в ней объяснение человеку - его поступкам, мыслям, его желаниям.
Вы уже не один раз видели первый снег. Конечно, первый снег всегда тает, приносит грязь и слякоть, но, несмотря на это, мы всегда рады первому снегу, земля преображается, покрывается белоснежным пушистым ковром.
“Первый снег” - рассказ К.Г. Паустовского, который входит в его книгу “Летние дни”. Работая над этим текстом,

Слайд 4А какие чувства у вас вызывает первый снег?

А какие чувства у вас вызывает первый снег?

Слайд 5Первый снег.
1) Однажды ночью я проснулся от странного ощущения.
2) Мне

показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мертвой”. Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
3) Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.
4) Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.
Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.
5) Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.
6) Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал :
– Первый снег очень к лицу земле.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
Первый снег.1) Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. 2) Мне показалось, что я оглох во сне.

Слайд 6Беседа по тексту.

Понравился ли вам рассказ? Почему? Что вы мысленно увидели,

когда слушали рассказ?
Определите тип речи и стиль этого текста. Докажите свое мнение.
Назовите тему текста, о чем он?
Повествование озаглавлено “Первый снег”. Что отражено в заглавии: тема или идея текста?
Беседа по тексту.Понравился ли вам рассказ? Почему? Что вы мысленно увидели, когда слушали рассказ?Определите тип речи и

Слайд 7План

Странные ощущения.
“Мертвая” тишина.
За стеклами все было снежно и безмолвно.
За два часа

так необыкновенно изменилась земля.
Визит птицы. (Птица за окном.)
“Первый снег очень к лицу земле”.
ПланСтранные ощущения.“Мертвая” тишина.За стеклами все было снежно и безмолвно.За два часа так необыкновенно изменилась земля.Визит птицы. (Птица

Слайд 8
Слова “однажды”, “как-то раз”, “когда-то”, “некогда”
удобны, чтобы начать сообщение

о каком-либо случае, событии, происшествии. Выбор автором такого начала вполне закономерен, потому что он пишет рассказ, то есть литературно-художественное повествование.
Слова  “однажды”, “как-то раз”, “когда-то”, “некогда” удобны, чтобы начать сообщение о каком-либо случае, событии, происшествии. Выбор

Слайд 9Какие слова в первом абзаце употреблены в переносном значении?





“мертвая” тишина,
умер

дождь,
умер ветер,
умер шумливый, беспокойный сад.

Что достигается употреблением этих слов в переносном значении?

Какие слова в первом абзаце употреблены в переносном значении?“мертвая” тишина, умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный

Слайд 10Сравните:
Необыкновенная
необычная,
особенная,
особая -
“мертвая”
тишина;
перестал дождь - умер дождь,
прекратился ветер - умер ветер;


затих шумливый, беспокойный сад - умер сад.

Употреблением слов “мертвая”, “умер” автор хочет подчеркнуть абсолютную тишину, без единого звука, такую необычную, что человеку кажется, что он оглох.

Сравните:Необыкновеннаянеобычная,особенная,особая -“мертвая”тишина; перестал дождь - умер дождь,прекратился ветер - умер ветер; затих шумливый, беспокойный сад - умер

Слайд 11Что нарушает тишину?
Эту тишину нарушает только посапывание кота.
Это дополнение про кота

неслучайно. Затихла природа не только за окном, тишина и в доме. Это посапывание кота подчеркивает тишину. Все спит.
Что нарушает тишину?Эту тишину нарушает только посапывание кота.Это дополнение про кота неслучайно. Затихла природа не только за

Слайд 12Почему же сад был “шумливый”, “беспокойный”?
Сад был такой, потому что вечером

дул ветер, качались деревья, ветки бились друг о друга, и это создавало шум. А то, что деревья качались, создавало впечатление, что сад о чем-то беспокоится.
Почему же сад был “шумливый”, “беспокойный”? Сад был такой, потому что вечером дул ветер, качались деревья, ветки

Слайд 13Сад шумный, волнующийся, трепещущий.

Объясните постановку запятых в первом абзаце.
1) Однажды

ночью я проснулся от странного ощущения.
2) Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мертвой”. Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Подберите синонимы к словам “шумливый”, “беспокойный”.

Сад шумный, волнующийся, трепещущий.Объясните постановку запятых в первом абзаце. 1) Однажды ночью я проснулся от странного ощущения.

Слайд 14Прочитаем второй абзац. Подумайте, почему свет в нем назван “белым” и

“ровным”?

Свет был белый, потому что он исходил от снега. Свет был ровный, потому что исходил от всего снежного полотна. Этот ровный свет не могут прервать плывущие по небу тучи.

Прочитаем второй абзац. Подумайте, почему свет в нем назван “белым” и “ровным”?  Свет был белый, потому

Слайд 15Как автор избегает повторения слова “окно”?
Вместо слова “окно” автор пишет “за

стеклами”. Этим он избегает нежелательного повтора.
Как автор избегает повторения слова “окно”?Вместо слова “окно” автор пишет “за стеклами”. Этим он избегает нежелательного повтора.

Слайд 16
Обратите внимание, во втором абзаце автор опять говорит о тишине. Какое

слово указывает на тишину?
“...было снежно и безмолвно”.

Почему вокруг луны переливался желтоватый круг?
Небо было туманным, поэтому луна светила неярко, и этот свет как бы переливался.

Луна желтоватая, но не желтая. Этот суффикс -оват- указывает на неполноту признака, луна слегка желтая.

Обратите внимание, во втором абзаце автор опять говорит о тишине. Какое слово указывает на тишину?“...было снежно и

Слайд 17
“Стояла одинокая луна”. Почему автор говорит, что луна одинокая? В прямом

или переносном значении дано это слово?
Слово дано в переносном значении, одинокими могут быть только люди. Этим словом автор говорит, что луна также одинока в небе, как и он одинок на земле. Ведь все спят, автор стоит один у окна, среди тишины земной, как луна среди тишины небесной.

В третьем предложении второго абзаца между двумя простыми предложениями стоит тире. Этот знак как бы указывает на две противоположные стороны от окна: одна сторона- это комната, где стоит автор; другая, противоположная, - это снежный сад. Два контраста: дом и улица, тепло и холод. И везде тишина.

“Стояла одинокая луна”. Почему автор говорит, что луна одинокая? В прямом или переносном значении дано это слово?

Слайд 18Прочитайте четвертую часть текста. Определите главную мысль.
Главная идея в следующих словах:

“...за два часа так необыкновенно изменилась земля”.
И опять встречается слово “необыкновенно”, в первом абзаце уже встречалось подобное выражение “необыкновенная тишина”. Автор говорит нам: “Это необычное явление, оно редкое, не пропустите его”. А теперь послушайте: “...за два коротких часа поля, леса, сады заворожила стужа”. Что значит “заворожила”? Подберите синонимы.
“Заворожила” - это значит, покрыла снегом, можно сказать, укутала, околдовала, одела в белые одежды.
Как точно употребил автор слово “заворожила”, оно вбирает в себя значения всех перечисленных вами синонимов. В предложении “ ...за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа” имеется повтор слов, который передает удивление, недоумение автора: “Как за два часа земля могла так измениться?”
Прочитайте четвертую часть текста. Определите главную мысль.Главная идея в следующих словах: “...за два часа так необыкновенно изменилась

Слайд 19С чем сравнивает автор снег? Почему?
Снег сравнивается со стеклянным дождем, потому

что каждая снежинка блестит и переливается при лунном свете.
И опять упоминается о тишине: “Потом снова все стихло”. Обратите внимание, сколько много глаголов в четвертой и пятой частях текста: я увидел, птица села, ветка закачалась, посыпался снег, птица поднялась, полетела, снег сыпался, все стихло. Даже если мы употребим только подлежащее и сказуемое, все равно будет понятно, что произошло за окном. Но чего не хватает получившемуся тексту без второстепенных слов?
Без второстепенных членов отсутствуют те подробности, благодаря которым текст становится интересным, запоминающимся, художественным.
С чем сравнивает автор снег? Почему?Снег сравнивается со стеклянным дождем, потому что каждая снежинка блестит и переливается

Слайд 20Прочитайте последний абзац.
Мы его назвали “Первый снег очень к лицу

земле”. Это слова Рувима. Почему автору нужно было, чтобы Рувим проснулся и сказал эти слова, а сам автор разве не мог бы этого сказать?
К. Г. Паустовскому нужно было показать, что не один он восхищается этой красотой, что Рувим тоже это заметил. Это может заметить каждый человек, только нужно остановиться и посмотреть вокруг.
Что говорится о земле, почему она сравнивается с застенчивой невестой?
Земля нарядная, так как она покрыта блестящим снегом. Белая одежда считается нарядной, а также такого цвета платье у невесты. Но земля застенчивая, потому что она только в белом, без украшений.
Прочитайте последний абзац. Мы его назвали “Первый снег очень к лицу земле”. Это слова Рувима. Почему автору

Слайд 21Запишите слова Рувима как сложное предложение.
Он долго смотрел в окно, вздохнул

и сказал, что первый снег очень к лицу земле.
Запишите слова Рувима как сложное предложение.Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал, что первый снег очень

Слайд 22Орфографическая работа
показалось, закачалось, прислушивался, посапывает, показывали, увидев, необыкновенная, стеклянная, застенчивая.

Орфографическая работапоказалось, закачалось, прислушивался, посапывает, показывали, увидев, необыкновенная, стеклянная, застенчивая.

Слайд 23Напишите изложение

Напишите изложение

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть