Слайд 1Урок развития речи
Подготовка к сочинению – описанию по картине А.А.Пластова
«Первый снег»
Слайд 2 Аркадий Александрович Пластов
1893 -1972
Слайд 6
-С первым снегом!- поздравляют меня ребятишки.
- С самым первым снегом!
У
первого снега снежинки легкие, поэтому они кружатся. Это продолжается листопад - только уже не желтый, а белый, тающий на твоей ладони…
Слайд 7 Голая земля промерзла, а зима все еще не наступила.
Но вот потеплело, и к вечеру пошел снег. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе.
С каждой минутой их становилось больше, и наконец снег повалил хлопьями.
Я накинул на плечи полушубок и вышел на крыльцо… Воздух был чистый, свежий. Кругом было совсем тихо …
Я стоял и следил за тем, как из вечернего неба сыпал и сыпал на землю белый пух зимы…
Слайд 8- Однажды Пластов заметил: «Я во все картины правдами и неправдами
ребятишек вписываю». Как вы думаете, почему и на этой картине художник изобразил детей?
- Кто из них выбежал раньше, кто позже? Чем вы можете подтвердить свою догадку?
- Как воспринимают первый снег девочка и мальчик?
- А как передать это настроение и свои впечатления словами?
- Какое настроение у девочки?
- Почему мальчик радуется снегу?
- Как одеты дети?
- Чем можно объяснить бедную одежду детей?
- Почему дети не хотят уходить домой?
- Какой стала земля?
- Как падает снег на землю?
- Как можно догадаться, что дует ветер?
Слайд 9- В какую сторону отклонились ветки?
- В какую сторону летят снежинки?
-
Почему дети прикрывают глаза?
- Куда падают снежинки?
- Опишите снег на крышах домов, на крыльце, ветвях березы, на земле.
- Какая птица гуляет по двору? Какого она цвета? Какие у нее крылья?
- Прикройте ворону рукой, а потом руку уберите. Каким кажется снег от темной вороны?
- Какова основная мысль картины?
- Какие краски преобладают в картине? Почему?
- Какие чувства вызывает у вас картина?
- Какими средствами добивается этого художник?
- А как бы вы описали то, что открылось взору ребят?
Пришла зима.
С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! (поставить ударение в слове «красивее») Вот цветок с шестью лепестками, вот- звездочка с шестью лучами.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные шарики.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и образуют хлопья.
Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.
А тут еще пригревает солнце, и ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепель. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка. Она называется настом.
Слайд 11- Какое слово «лишнее», не имеющее отношения к зиме?
-изморозь, мороз,
подморозило, изморось.
-Аргументируйте свой выбор.
Словарная работа
Слякоть - жидкая грязь от мокрого снега
Оттепель - теплая погода с таянием снега
Кровля - крыша
Студеный - холодный
Снег хлопьями - крупные слипшиеся снежинки
Тешить - забавлять, развлекать
Зачарованно – удивленно
Наст - твердая корка на снегу
пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.