Слайд 1Урок русского языка в 9 классе
Пунктуация, или «ноты письменной речи»
Слайд 2Цель урока:
Вспомнить основные знаки препинания и их функции в современном русском
языке;
Ввести понятие – основные принципы пунктуации;
На основе творческих заданий расширить кругозор уч-ся, развить их мыслительную деятельность.
Слайд 3Из истории знаков препинания.
В самом начале существования русской письменной речи использовался
только один знак – точка. Её ставили в середине строки между группами нерасчленённых слов.
В рукописных текстах того времени можно встретить и другие знаки: точечный ромбик, двоеточие, знак, напоминающий современную запятую.
Появление привычных нам знаков препинания и оформление правил их употребления теснейшим образом связано с возникновением книгопечатания на русском языке.
В середине XVIII века использовались 8 знаков: точка, запятая, двоеточие, точка с запятой, вопросительный и восклицательный («удивительный») знаки, скобки(«вместительный знак»), чёрточка
(«единительный знак»)
Слайд 4К концу XVIII века появились новые знаки: тире, кавычки, многоточие. Достоверно
известно, что знак ТИРЕ (или «черта») первым начал употреблять Н.М.Карамзин.
Что же такое ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ и правила их расстановки – собрание досадных условностей, отравляющих жизнь человеку, или « НОТЫ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»(К.Г.Паустовский), передающие её живое дыхание и трепет?
Слайд 5Что такое пунктуация?
Пунктуация ( лат. Punktum – точка) – это система
знаков препинания и правил их употребления.
Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал его в издательство вместе с письмом, в котором был только
?
Издатель также ответил письмом без слов:
!
Попробуйте составить диалог, который мог бы произойти между Гюго и издателем.
Слайд 6- Вам понравился мой новый роман?
-Мне очень понравился ваш роман!
-Достоин ли
мой роман быть напечатанным?
-Роман будет обязательно напечатан!
-Каково Ваше мнение о романе?
-Замечательное произведение, великолепная книга!
Слайд 7Какие знаки препинания вы знаете?
Каковы их функции?
. ? ! … -
знаки конца предложения, выражающие целенаправленность высказывания.
, - ; () «» : - служат для разделения или выделения частей предложения
«» - также могут употребляться и как смысловой знак: они выделяют переосмысленные компоненты( названия, переносное значение и т.п.)
Слайд 8Лингвист А.Б.Шапиро писал:
Пунктуация, как и все знаки письменного языка, служит общению
между людьми. При помощи знаков препинания пишущий выражает определённое значение и оттенки, вкладываемые им в своё высказывание. А читающий, видя пунктуационные заметки в тексте, воспринимает содержание написанного, его значение и оттенки.
А так как все пишущие выступают в роли читающих и наоборот, то значения знаков препинания должны быть едиными для всех грамотных людей.
Всякое правило о знаках препинания есть как бы пункт договора между пишущим и читающим.
Слайд 9Легенда.
Один богач в Древней Греции оставил большое наследство,но, как было указано
в завещании, наследники должны были выполнить обязательное условие:
«поставить статую золотую пику держащую»
Подумайте, как мог разрешиться этот спор?
Имеет ли он, на ваш взгляд, однозначное решение?
Предложите ваши варианты постановки знаков препинания, как изменится смысл фразы?
Слайд 10
«поставить статую, золотую пику держащую»
Слайд 11
«поставить статую золотую, пику держащую»
Слайд 12Известны случаи, когда от запятой зависела не только жизнь человека
«казнить нельзя помиловать»,
но и ход истории:
Английский король Эдуард II, правивший на рубеже XIII – XIV веков, притеснениями и непосильными налогами восстановил против себя подданных так, что они составили заговор, во главе которого встала его жена Изабелла. По решению парламента король был лишён трона и заключён в тюрьму, где ожидал решения своей участи.
Тюремщики получили от Изабеллы предписание, в котором отсутствовали знаки препинания:
«Эдуарда убить не смейте бояться полезно»
Слайд 13«Эдуарда убить не смейте, бояться полезно»
«Эдуарда убить, не смейте бояться -полезно»
Слайд 14Принципы русской пунктуации
Грамматический (ведущий) требует, чтобы знаки препинания ставились в соответствии
со структурой предложения, отражали его синтаксис.
Логическое членение речи, нюансы развития мысли помогает передать смысловой принцип пунктуации.
Интонационный принцип действует как второстепенный и может нарушаться в пользу грамматического.
Слайд 15Расставьте знаки препинания и скажите, сколько человек находилось в комнате.
На диване
устроились мой брат молодой врач приезжая дальняя родственница матери юная девушка и я. В кресле и на стульях расположились наша соседка женщина средних лет её муж красивый седой старик маленький мальчик чей-то плачущий внук.
Слайд 16Однажды в редакцию пришёл молодой писатель и принёс свой рассказ, раздёрганный,
спутанный, хотя интересный по теме и, безусловно, талантливый.
Все прочли этот рассказ и возмутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя.
Старик-корректор оценил: «Талантливая вещь. Нельзя, чтобы она пропала». Он взял рукопись, поклялся, что не изменит в ней ни слова, а «лишь пройдётся по ней».
Наутро корректор вернул рукопись, машинистка перепечатала, и все онемели. Это была прозрачная, литая проза. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и следа. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни единого слова.
Всех интересовало одно – как произошло это чудо?
Слайд 17А корректор ответил: «Я просто правильно расставил знаки препинания. Особенно тщательно
я расставил ТОЧКИ. И АБЗАЦЫ.
Ещё Пушкин говорил о значении знаков препинания.
Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание.
Знаки препинания – это НОТНЫЕ ЗНАКИ. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться»
Слайд 18Как вы понимаете: «просто правильно расставил знаки препинания»?
Что значит: «знаки препинания
– нотные знаки»?
Слайд 19Закончите высказывания:
Знаки препинания – это …
Они необходимы, потому что…
Без них…
Слайд 20А теперь решите для себя, что же такое ПУНКТУАЦИЯ – собрание
досадных условностей или «ноты письменной речи»?