Презентация, доклад к уроку Публицистический стиль.Репортаж как речевой жанр

Содержание

« Быть журналистом- значит не только ездить, смотреть, отбирать, писать- это значит особым образом жить».

Слайд 1Репортаж как речевой жанр
Стили русского литературного языка.
Публицистический стиль

Репортаж как речевой жанрСтили русского литературного языка.Публицистический стиль

Слайд 2 « Быть журналистом- значит не только ездить, смотреть, отбирать, писать- это

значит особым образом жить». М. Кольцов. « Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости». В. Гиляровский.
« Быть журналистом- значит не только ездить, смотреть, отбирать, писать-

Слайд 3Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются

актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.
Основная цель – публицистического стиля – воздействовать на читателя, слушателя, т.е. в чем-то их убедить, к чему-то призывать. В публицистических произведениях затрагиваются вопросы весьма широкой тематики – актуальные вопросы современности, представляющий интерес для общества (политические, экономические, моральные, философские) вопросы культуры, воспитания, повседневного быта.
Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные

Слайд 4Жанры публицистики

Жанры публицистики

Слайд 5Для публицистического стиля характерны такие языковые средства:
риторические вопросы,
предложения с обращениями,


восклицательные предложения, которые помогают выразить эмоциональную взволнованность.

Публицистический стиль характерен для:
газет,
журналов,
репортажей,
интервью,
выступлений по радио, телевидению, на собраниях, митингах.
Для публицистического стиля характерны такие языковые средства:риторические вопросы, предложения с обращениями, восклицательные предложения, которые помогают выразить эмоциональную

Слайд 6Публицистика (от лат. публикус –общественный)-
вид литературы, в котором

освещаются актуальные темы общественно-политической жизни.

Задача публицистической речи – сообщить информацию о жизни страны, воздействовать на массы, сформировать определенное отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию.
Публицистика  (от лат. публикус –общественный)-  вид литературы, в котором освещаются актуальные темы общественно-политической жизни.

Слайд 7Информационные жанры:
Хроника
Заметка
Статья
Репортаж
Интервью
Портретный очерк


Информационные жанры:ХроникаЗаметка Статья Репортаж ИнтервьюПортретный очерк

Слайд 8Хроника – самый малый газетный жанр
В ней мы узнаём о том,
-что произошло

(произойдёт)
-кто участвовал
-где
-когда


Всё излагается
-кратко
-лаконично
-сжато
-отсутствует описание
и оценивание информации


Хроника – самый малый газетный жанрВ ней мы узнаём о том,-что произошло (произойдёт)-кто участвовал-где-когдаВсё излагается -кратко-лаконично-сжато-отсутствует описание

Слайд 9Пример хроники.
20 марта в 7 « А» классе прошел Конкурс

чтецов. Победил Вова Петров.
Пример хроники. 20 марта в 7 « А» классе прошел Конкурс чтецов. Победил Вова Петров.

Слайд 10Заметка в газету-
это краткое сообщение о событии общественной жизни,

которое происходило недавно. Автор рассказывает о том, где, когда, с кем и как происходило это событие, и высказывает своё отношение к нему.
Цель- привлечь внимание к жизни страны, человеку в обществе.

Заметка в газету-   это краткое сообщение о событии общественной жизни, которое происходило недавно. Автор рассказывает

Слайд 11Строение заметки:
1)Вступление- где, когда, с кем происходило

событие?
2)Зачин- в чем суть ситуации?
3)Развитие действия- рассказ.
4)Концовка- чем закончилось, вывод автора.

Языковые средства: торжественные слова, эмоционально окрашенные слова, фразеологизмы, терминологическая лексика.
Строение заметки:  1)Вступление- где, когда, с кем происходило   событие?  2)Зачин- в чем суть

Слайд 12Статья-
это рассуждение проблемного характера,
предназначенное для

опубликования в печати.

Задача статьи - не оставить читателя равнодушным к поднятой проблеме.
- убедить читателя в справедливости ( или ошибочности) какой-то идеи, мысли.

Основа- постановка проблемы,
- предложение своего решения проблемы.



Статья-   это рассуждение проблемного характера,  предназначенное для опубликования в печати.    Задача

Слайд 13Строение статьи:
1)Зачин- постановка проблемы.

2)Центральная часть- тезис- основная

мысль, требующая доказательств, само доказательство.

3)Концовка- вывод.
Строение статьи: 1)Зачин- постановка проблемы.  2)Центральная часть- тезис- основная мысль, требующая доказательств, само доказательство.  3)Концовка-

Слайд 14Репортаж ( от фр. reportage – сообщать)-
это информационный

жанр, который достоверно и динамично воспроизводит картину событий через непосредственное восприятие автора, обязательно находящегося на месте действия и создающего для читателя ( зрителя, слушателя) «эффект присутствия».

Репортаж ( от фр. reportage – сообщать)-  это информационный жанр, который достоверно и динамично воспроизводит картину

Слайд 15Репортер-
это своеобразный гид, глаза и уши читателя (зрителя, слушателя).


Его девиз: «Событие неприкосновенно».
Репортер объективен, правдив и точен, у него есть своя позиция, но он не навязывает своего мнения
Репортер должен продумать:
- для кого предназначен репортаж
- во имя чего создается(цель)
- свою внутреннюю установку, позицию.
Репортер-  это своеобразный гид, глаза и уши читателя (зрителя, слушателя).   Его девиз: «Событие неприкосновенно».

Слайд 16Интервью (от англ. Interview)-
беседа журналиста с одним или

несколькими лицами, по каким-либо актуальным вопросам.
Форма- диалог( вопрос-ответ)

Особенности вопросов: интересные, четкие, конкретные, краткие, располагающие собеседника к непринужденному, задушевному разговору.

Интервью  (от англ. Interview)-  беседа журналиста с одним или несколькими лицами, по каким-либо актуальным вопросам.

Слайд 17Строение интервью:
1)Вступление-представление собеседника, себя.

2)Основная часть- беседа с

человеком

3)Заключение- планы собеседника на будущее, пожелание, благодарность за беседу.
Строение интервью: 1)Вступление-представление собеседника, себя.  2)Основная часть- беседа с человеком  3)Заключение- планы собеседника на будущее,

Слайд 18Портретный очерк-
рассказ о реально существующем человеке, его характере, работе,

интересах и увлечениях, о его взаимоотношениях с другими людьми.
Составляющие элементы:
1)Описание внешности героя.
2)Рассказ о его деле, профессии, творчестве.
3)Отдельные факты биографии.
4)Описание характера героя, его речи.
5)Эпизод, раскрывающий в герое главное.
Портретный очерк-  рассказ о реально существующем человеке, его характере, работе, интересах и увлечениях, о его взаимоотношениях

Слайд 19Репортаж - англ. report -сообщать 1) работа репортера; 2) сообщение о

событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио или телевидению). Репортер - сотрудник газеты, журнала, радио, кино, телевидения, доставляющий сведения о текущих событиях и происшествиях.
Репортаж - англ. report -сообщать  1) работа репортера;  2) сообщение о событиях дня, оперативная информация

Слайд 201. Репортаж пишется с места события. 2. Не каждое событие можно

отразить в форме репортажа, для репортажа характерна динамика. 3. Репортаж должен содержать элемент новизны. 4. Репортаж от начала до конца проникнут авторским «я». Репортер- очевидец события. 5. Для репортажа избираются темы яркие, героические, имеющие познавательное значение. 6. Репортер приводит такие подробности, которые невозможно взять из документов. 7. Интересный репортаж содержит не только повествование, но и диалог, картинное описание эпизодов, характеристику героев. 8. Особенность репортажа: показ хода события в той последовательности, как оно происходило, с авторской оценкой.

Требования к репортажу

1. Репортаж пишется с места события.  2. Не каждое событие можно отразить в форме

Слайд 21Различают несколько видов репортажа:   а) репортаж, носящий информационный

характер; б) оперативный, где авторы сообщают читателю о том, что они видели и слышали; в) фоторепортажи.
Различают несколько видов репортажа:   а) репортаж, носящий информационный

Слайд 22 Текст №1.

Радуга игрушек. Выставочный зал художественного музея расцвел всеми цветами радуги. Здесь устроена выставка работ мастерицы дымковской глиняной игрушки, лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Репина Зои Васильевны Пенсиной. В центре зала большая композиция игрушек на тему пушкинской «Сказки о царе Салтане». Внимание посетителей привлекают такие работы, как «Многодетная мать», «Уржумская ярмарка», «Катание с горки». На выставке сотни игрушек, сделанных мастерицей в довоенные и послевоенные годы. Её произведения экспонировались на выставках в Москве, Ленинграде, других городах нашей страны, а так же на международных выставках в Канаде и Японии. 40 лет отдала Зоя Васильевна самобытному русскому искусству расписной глиняной игрушки ...    
Текст №1.

Слайд 23Текст №2. - Владимир Юрьевич, в каких фильмах вы снимались? -

«Место встречи изменить нельзя», «Пираты ХХ века», «Приключения Тома Сойера». - Пригодилась ли вам профессия каскадера в повседневной жизни? - Да. Однажды в Одессе я спас четырехлетнюю девочку. Она вышла на трассу. На неё летела машина. Я схватила девочку, подпрыгнул, упал на каток, скатился с него, крепко прижав малышку к себе.    Текст №3. Русский музей с парадного подъезда. Сегодня на площади Искусств в Санкт-Петербурге возле великолепной решетки Михайловского дворца происходит величественная церемония символического открытия дверей Государственного Русского музея во второе столетие. Одновременно в Санкт-Петербургском государственном академическом театре оперы и балета имени Мусоргского проходит торжественное собрание, посвященное 100-летию музея. Под сводами театра звучат тысячи слов восхищения перед этой великолепной сокровищницей национального искусства. Сегодня вход в музей бесплатный. И первым сюрпризом для пришедших станет до неузнаваемости преображенный подвальный вестибюль, новый классовый зал, гардероб. Приятно удивят посетителей и новое кафе, и магазин по продаже сувениров и прекрасных художественных изделий, выпущенных к юбилею музея. Во второе столетие он вступает преображенным и похорошевшим.
Текст №2.  - Владимир Юрьевич, в каких фильмах вы снимались?  - «Место встречи изменить нельзя»,

Слайд 24Памятка-справочник

Памятка-справочник

Слайд 251. Повествование в репортаже ведется так, чтобы читатель наглядно представил событие

в его движении и развитии. 2. В репортаже обычно дается оценка события, содержится публицистическое обобщение, авторское раздумье. 3. Присутствие автора может выражаться отчетливо через использование местоимений я, мы, а может быть и скрытым. 4. Обычно последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Но иногда с целью повышения, интереса читателя к событию автор может начать повествование с конца, с какого-либо разговора о событии, включая диалоги.
1. Повествование в репортаже ведется так, чтобы читатель наглядно представил событие в его движении и развитии.

Слайд 26Памятка «Основные приметы жанра

репортажа» 1. Ведение изложения от первого лица. 2. Открытое присутствие автора, живость и эмоциональность рассказа, яркая оценочность. 3. Документализм, объективная точность. 4. Эскизность речи, включение описаний и диалогов. 5. Проявление индивидуальной, авторской манеры письма.
Памятка «Основные приметы жанра            репортажа»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть