Слайд 1Репортаж как речевой жанр
Стили русского литературного языка.
Публицистический стиль
Слайд 2
« Быть журналистом- значит не только ездить, смотреть, отбирать, писать- это
значит особым образом жить».
М. Кольцов.
« Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости».
В. Гиляровский.
Слайд 3Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются
актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.
Основная цель – публицистического стиля – воздействовать на читателя, слушателя, т.е. в чем-то их убедить, к чему-то призывать. В публицистических произведениях затрагиваются вопросы весьма широкой тематики – актуальные вопросы современности, представляющий интерес для общества (политические, экономические, моральные, философские) вопросы культуры, воспитания, повседневного быта.
Слайд 5Для публицистического стиля характерны такие языковые средства:
риторические вопросы,
предложения с обращениями,
восклицательные предложения, которые помогают выразить эмоциональную взволнованность.
Публицистический стиль характерен для:
газет,
журналов,
репортажей,
интервью,
выступлений по радио, телевидению, на собраниях, митингах.
Слайд 6Публицистика (от лат. публикус –общественный)-
вид литературы, в котором
освещаются актуальные темы общественно-политической жизни.
Задача публицистической речи – сообщить информацию о жизни страны, воздействовать на массы, сформировать определенное отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию.
Слайд 7Информационные жанры:
Хроника
Заметка
Статья
Репортаж
Интервью
Портретный очерк
Слайд 8Хроника –
самый малый газетный жанр
В ней мы узнаём о том,
-что произошло
(произойдёт)
-кто участвовал
-где
-когда
Всё излагается
-кратко
-лаконично
-сжато
-отсутствует описание
и оценивание информации
Слайд 9Пример хроники.
20 марта в 7 « А» классе прошел Конкурс
чтецов. Победил Вова Петров.
Слайд 10Заметка в газету-
это краткое сообщение о событии общественной жизни,
которое происходило недавно. Автор рассказывает о том, где, когда, с кем и как происходило это событие, и высказывает своё отношение к нему.
Цель- привлечь внимание к жизни страны, человеку в обществе.
Слайд 11Строение заметки:
1)Вступление- где, когда, с кем происходило
событие?
2)Зачин- в чем суть ситуации?
3)Развитие действия- рассказ.
4)Концовка- чем закончилось, вывод автора.
Языковые средства: торжественные слова, эмоционально окрашенные слова, фразеологизмы, терминологическая лексика.
Слайд 12Статья-
это рассуждение проблемного характера,
предназначенное для
опубликования в печати.
Задача статьи - не оставить читателя равнодушным к поднятой проблеме.
- убедить читателя в справедливости ( или ошибочности) какой-то идеи, мысли.
Основа- постановка проблемы,
- предложение своего решения проблемы.
Слайд 13Строение статьи:
1)Зачин- постановка проблемы.
2)Центральная часть- тезис- основная
мысль, требующая доказательств, само доказательство.
3)Концовка- вывод.
Слайд 14Репортаж ( от фр. reportage – сообщать)-
это информационный
жанр, который достоверно и динамично воспроизводит картину событий через непосредственное восприятие автора, обязательно находящегося на месте действия и создающего для читателя ( зрителя, слушателя) «эффект присутствия».
Слайд 15Репортер-
это своеобразный гид, глаза и уши читателя (зрителя, слушателя).
Его девиз: «Событие неприкосновенно».
Репортер объективен, правдив и точен, у него есть своя позиция, но он не навязывает своего мнения
Репортер должен продумать:
- для кого предназначен репортаж
- во имя чего создается(цель)
- свою внутреннюю установку, позицию.
Слайд 16Интервью (от англ. Interview)-
беседа журналиста с одним или
несколькими лицами, по каким-либо актуальным вопросам.
Форма- диалог( вопрос-ответ)
Особенности вопросов: интересные, четкие, конкретные, краткие, располагающие собеседника к непринужденному, задушевному разговору.
Слайд 17Строение интервью:
1)Вступление-представление собеседника, себя.
2)Основная часть- беседа с
человеком
3)Заключение- планы собеседника на будущее, пожелание, благодарность за беседу.
Слайд 18Портретный очерк-
рассказ о реально существующем человеке, его характере, работе,
интересах и увлечениях, о его взаимоотношениях с другими людьми.
Составляющие элементы:
1)Описание внешности героя.
2)Рассказ о его деле, профессии, творчестве.
3)Отдельные факты биографии.
4)Описание характера героя, его речи.
5)Эпизод, раскрывающий в герое главное.
Слайд 19Репортаж - англ. report -сообщать
1) работа репортера;
2) сообщение о
событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио или телевидению).
Репортер - сотрудник газеты, журнала, радио, кино, телевидения, доставляющий сведения о текущих событиях и происшествиях.
Слайд 201. Репортаж пишется с места события.
2. Не каждое событие можно
отразить в форме
репортажа, для репортажа характерна динамика.
3. Репортаж должен содержать элемент новизны.
4. Репортаж от начала до конца проникнут авторским «я».
Репортер- очевидец события.
5. Для репортажа избираются темы яркие,
героические, имеющие познавательное значение.
6. Репортер приводит такие подробности, которые
невозможно взять из документов.
7. Интересный репортаж содержит не только
повествование, но и диалог, картинное описание
эпизодов, характеристику героев.
8. Особенность репортажа: показ хода события в той
последовательности, как оно происходило, с авторской
оценкой.
Требования к репортажу
Слайд 21Различают несколько видов репортажа:
а) репортаж, носящий информационный
характер;
б) оперативный, где авторы сообщают
читателю о том, что они видели и слышали;
в) фоторепортажи.
Радуга игрушек.
Выставочный зал художественного музея расцвел всеми цветами радуги.
Здесь устроена выставка работ мастерицы дымковской глиняной игрушки, лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Репина Зои Васильевны Пенсиной.
В центре зала большая композиция игрушек на тему пушкинской «Сказки о царе Салтане». Внимание посетителей привлекают такие
работы, как «Многодетная мать», «Уржумская ярмарка», «Катание с горки».
На выставке сотни игрушек, сделанных мастерицей в довоенные и послевоенные годы. Её произведения экспонировались на выставках
в Москве, Ленинграде, других городах нашей страны, а так же
на международных выставках в Канаде и Японии.
40 лет отдала Зоя Васильевна самобытному русскому искусству
расписной глиняной игрушки ...
Слайд 23Текст №2.
- Владимир Юрьевич, в каких фильмах вы снимались?
-
«Место встречи изменить нельзя», «Пираты ХХ века», «Приключения
Тома Сойера».
- Пригодилась ли вам профессия каскадера в повседневной жизни?
- Да. Однажды в Одессе я спас четырехлетнюю девочку. Она вышла на
трассу. На неё летела машина. Я схватила девочку, подпрыгнул, упал на каток, скатился с него, крепко прижав малышку к себе.
Текст №3.
Русский музей с парадного подъезда.
Сегодня на площади Искусств в Санкт-Петербурге возле великолепной решетки Михайловского дворца происходит величественная церемония символического открытия дверей Государственного Русского музея
во второе столетие.
Одновременно в Санкт-Петербургском государственном академическом театре оперы и балета имени Мусоргского проходит торжественное собрание, посвященное 100-летию музея. Под сводами театра звучат тысячи слов восхищения перед этой великолепной сокровищницей национального искусства.
Сегодня вход в музей бесплатный. И первым сюрпризом для пришедших станет до неузнаваемости преображенный подвальный вестибюль, новый классовый зал, гардероб. Приятно удивят посетителей и новое кафе, и магазин по продаже сувениров и прекрасных художественных изделий, выпущенных к юбилею музея. Во второе столетие он вступает преображенным и похорошевшим.
Слайд 251. Повествование в репортаже ведется так, чтобы читатель наглядно представил событие
в его движении и развитии.
2. В репортаже обычно дается оценка события, содержится публицистическое обобщение, авторское раздумье.
3. Присутствие автора может выражаться отчетливо через использование местоимений я, мы, а может быть и скрытым.
4. Обычно последовательность рассказа соответствует
последовательности событий. Но иногда с целью повышения, интереса читателя к событию автор может начать повествование с конца, с какого-либо разговора о событии, включая диалоги.
Слайд 26Памятка «Основные приметы жанра
репортажа»
1. Ведение изложения от первого лица.
2. Открытое присутствие автора,
живость и эмоциональность
рассказа, яркая оценочность.
3. Документализм, объективная точность.
4. Эскизность речи, включение описаний и
диалогов.
5. Проявление индивидуальной, авторской
манеры письма.