Слайд 1Урок русского языка в
5 В классе
Слайд 2Повторим пройденное
Что изучает раздел « Лексика»?
Какие значения есть у слова?
Назовите их.
Что
обозначает лексическое значение?
Сколько лексических значений может быть у слова?
Как называются слова с одним лексическим значением?
А с двумя и более ?
Слайд 3Повторим пройденное
Объясните пословицу
Ласковое слово
что весенний
день
Слайд 4Слово
Слово только оболочка,
Плёнка, звук пустой, но в нём
Бьётся розовая точка,
Странным светится
огнём.
(А. Тарковский)
Слайд 5Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твердые и мягкие….
С. Баруздин.
Словом можно убить,
словом можно спасти…
В. Шефнер.
Слайд 6День Матери в России – последнее воскресенье ноября
День Матери — это,
несомненно, большой праздник.
Можно даже сказать, величественный.
В этот день, небо улыбается.
Этот день — особенный.
В этот день мы смотрим на наших мам, бабушек по- особенному, вспоминаем, как когда-то они ругали на с за разбитые коленки, поздний приход домой, за вечерние гулянки и не выученные вовремя уроки, за короткие юбки и кофточки.
А как они заботятся о нас? — Подгоняют, когда мы куда-то опаздываем, слушают, когда никто другой не хочет слушать, не спят ночами из-за наших болезней, улыбаются даже тогда, когда им хочется плакать.
Слайд 7Урок русского языка в 5 В классе
«Золотая мама».
.
Слайд 8Золотая мама
У мамы сердце золотое,
И золотая голова,
И руки мамы
золотые,
И спорятся её дела.
И папа маму называет:
« Ты человек наш золотой!»
Сестричка только вот вздыхает:
« Ведь золото металл такой,
Колечко , правда, есть на пальце,
Но руки вовсе не блестят,
А на лице у глаз морщинки.
Не золотые - штучек пять…
И нет на сердце золотого,
а сердце… так оно внутри,
оно в груди у мамы бьется,
Попробуй, пробу разгляди!
Слайд 9
Лексическое значение слова
« золотой» в каждом случае
Золотая мама
Золотое сердце
Золотая голова
Золотые
руки
Золотой человек
Хорошая мама.
Доброе сердце.
Умная .
Умелые руки.
Хороший, добрый
человек.
Слайд 10Словарь С.И.Ожегова
Золотой –
Цвета золота, блестяще-желтый. Золотая осень.
2.перен.Счастливый, благоприятный. Золотая пора.
3.перен.
Прекрасный, замечательный. Золотые руки.
4.перен. Дорогой, любимый. Золотой мой!
Слайд 11Тема урока:
Прямое и переносное
значение слова.
Слайд 12Цели урока:
1. Дать понятие о прямом и переносном значении слова;
2. Сформировать
умение различать прямое и переносное значения слов, умение находить в тексте слова с переносным значением и употреблять их в речи; формировать навыки работы с толковым словарем; обогащать словарный запас учащихся;
3. Воспитывать человеческие, добрые отношения к маме, развивать чуткость ко злу, неправде, унижению человеческого достоинства.
Слайд 13Сейчас мы вам подскажем,
А потом покажем!
Просто всё,
Как дважды два.
Это что
же за слова?
Что же это за значенья?
Объясним вам,
без сомненья!
Какое значение слова будет называться прямым?
Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении) и в наименьшей степени зависит текста. Слова, обозначая предметы, действия, признаки, количество, чаще всего выступают в прямом значении.
Назовите прямое значение слова « золотой».
А почему другие значения являются переносными?
Переносное значение слова — это его вторичное значение. которое возникло на основе прямого.
Слайд 14На основе чего произошел перенос значения слова в словосочетании «золотая мама»,
т.е. почему мы такое определение даем маме?
На основе высокого качества металла-
золота.
Золотая мама – ценная, дорогая. Вывод:
Многозначные слова могут иметь
прямые и переносные значения.
Слайд 15Материнское сердце
Был у матери
единственный сын. Женился он на девушке ослепительной красоты. Но сердце у молодой жены было чёрное, а характер тяжелый. Говорит она мужу : « Пересели мать в сарай, пусть не ходит в дом». Боялась мать холодных глаз снохи. Только по ночам выходила из сарая. Но и этого оказалось мало снохе. Говорит она опять мужу: « Если не хочешь потерять меня, вынь из груди матери сердце и принеси его». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовала его красота жены. Сын повел мать к реке и убил. Пошел обратно, а сердце положил на ладонь. Споткнулся он о камень, упал, ударился. а горячее сердце , окровавленное, упало на утес и прошептало : « Сыночек, золотой, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни!»
Слайд 16Подчеркните в тексте слова с переносным значением. Как они характеризуют героев?
Над
каждым словосочетанием поставьте цифру , соответствующую переходу значения на основе сходства:
1)цвета;
2) веса;
3) тепла;
4)высокое качество металла;
5)действия людей приписываются неживым предметам.
Слайд 17Проверим!
Ослепительная красота, чёрное сердце.
Тяжелый характер.
Холодные глаза, горячее сердце.
Золотой сыночек.
Околдовала красота
Слайд 18Физминутка.
(Ученики повторяют движения за учителем)
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три
– в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – успокоиться и сесть.
Слайд 19Продолжение легенды.
Из глаз сына побежали
слезы, закружилась голова. Вложил он сердце обратно, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала курчавую голову к груди.
Не захотел после этого сын возвращаться к жене, в груди которой было каменное сердце. Не вернулась и мать.
Слайд 20Для чего нужны переносные значения слов?
Переносные значения – средства выразительности.
Они делают текст красочным, выразительным.
Какова главная тема легенды? Чему учит нас эта легенда?
Внешняя красота , как у жены – красавицы, ничего не значит. Мы судим о человеке по делам и поступкам. Нельзя предавать близких. Материнское сердце всегда простит. Самое страшное для человека – смотреть и не видеть зло, привыкать ко злу или помогать его творить.
Слайд 21Запишите словосочетания по группам: в первую – с переносным, во вторую
– с прямым значением.
Болтать языком
Болтать ногами
Девочка плакала
Елка плакала
Золотые руки
Золотые серьги
Глубокое озеро
Глубокое раздумье
Медвежья берлога
Медвежья услуга
Слайд 22Домашняя работа
Остался вопрос –упр. 350
Кто научился видеть разные значения слова-стр.157 .
Кто
понял тему, может объяснить другому - составить 2 теста по 5 вопросов с выбором ответа.