Слайд 1
Пунктуация простого осложненного предложения
Урок русского языка в системе подготовки к ЕГЭ
в 11 классе
Подготовила : учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 25 Прохоренко И. М.
Слайд 2Цель урока: повторение пунктуации простого осложненного предложения
Слайд 31.Каковы признаки простого предложения?
2. Предложение распространенное и осложненное – это одно
и то же?
Слайд 4Простое предложение может быть
распространено
при помощи
осложнено
при помощи
второстепенных членов предложения
однородных членов предложения
обособленных оборотов
слов,
не являющихся членами предложения
определений
дополнений
обстоятельств
главных
второстепенных
причастных
деепричастных
сравнительных
обращений
Вводных слов и предложений
Слайд 5Кисель там варят из резины,
Галоши делают из глины,
Кувшины лепят пирожки…
Слайд 6Определения характеризуют предмет
с одной стороны
с разных сторон
Можно ли найти для них
объединяющий признак ?
Да
Нет
Неоднородные
О О
Однородные
О , О , О
1. Домой Тихон Ильич ехал в солнечное, жаркое утро… (И.Бунин)
2. Все серые, карие, синие глазки- смешались, как в поле цветы. (Н. Некрасов)
3. Стояла темная июльская ночь. (М. Пришвин)
Слайд 7 Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. (М.Лермонтов)
Скучные, глухие времена дедушки сменились временами молодых господ. (И.Бунин)
Опять знакомо запахло пресной теплой водой, илом, полевой вечерней свежестью. (И. Бунин)
Слайд 8Перед одиночным союзом И, который соединяет
два однородных члена
две части сложноподчиненного предложения
О
и О
--------- , и ---------
Слайд 9
Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний
лай знакомых псов.
(М. Лермонтов)
Анекдот о трех картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил из его головы. (А. Пушкин)
Ветер пришел на помощь березе и своим голым веником она начала из года в год хлестать ель по макушке. (М. Пришвин)
Слайд 10 Как будто, ведь, вряд ли, примерно, вот, как раз,
все-таки, непременно, обязательно, именно, даже, вдруг, как бы, между тем, к тому же, почти, поэтому, словно, буквально.
Слайд 111. Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы?
2. Ветер здесь может
быть очень сильным.
Слайд 12 Как часто мы браним осень, называем ее скучной,
тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо.
Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени еще не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.
Краски и звуки осени
(1) Я изучал осень упорно и долго. (2) Для того, чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. (3) Так было и с осенью. (4) Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (5) Это помогло мне пристальнее всмотреться в нее и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.
(6) Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далекие пространства земли и неба.
(7) Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. (8) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. (9) А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. (10) Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. (11) В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. (12) Эхо от ударов топора, далекое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. (13) Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. (14) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.
Слайд 14
Домашнее задание. Упр. 333 из учебника А.Д. Дейкиной