Презентация, доклад к уроку-проекту по русскому языку Речевая культура и речевая агрессия(9 класс)

Содержание

Этапы работы над темойПодготовка к мероприятию в группахИсследование речи учащихсяОпределение путей преодоления речевой агрессииЗаключение

Слайд 1 РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА И РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ
Урок-проект по русскому языку
для учащихся 9-х КЛАССОВ
Провела

: Абузярова О.А., учитель русского языка и литературы

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА И РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯУрок-проект по русскому языкудля учащихся 9-х КЛАССОВПровела : Абузярова О.А., учитель русского

Слайд 2Этапы работы над темой
Подготовка к мероприятию в группах
Исследование речи учащихся
Определение путей

преодоления речевой
агрессии

Заключение

Этапы работы над темойПодготовка к мероприятию в группахИсследование речи учащихсяОпределение путей преодоления речевой агрессииЗаключение

Слайд 3«Речевая (вербальная) агрессия – обидное общение;
словесное выражение негативных эмоций, чувств

или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой
в данной речевой ситуации форме»;

«речевая агрессия… – целенаправленное желание говорящего нанести коммуникативный урон адресату
(унизить, оскорбить, высмеять и т. п.) или реализовать таким «запрещенным» способом какие-то свои потребности: самоутверждения, самозащиты, самореализации и др.).»

А также

«Речевая (вербальная) агрессия – обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой

Слайд 4Цель нашей работы:
изучение различных точек зрения на термин и определение

понятия речевой агрессии;
оценка степени распространения этого явления среди учащихся средних и старших классов школы;
определение путей преодоления речевой агрессии –
что помогло бы предотвращать лишние конфликты в школьной среде.


Задачи, которые мы ставили перед собой в процессе работы над темой, были следующие:
отобрать материал по теме;
определить понятие «речевая агрессия»;
познакомиться с основными точками зрения по этому вопросу;
раскрыть причины и последствия проявления речевой агрессии в современном обществе и в конкретных условиях общения среди учащихся гимназии;
обобщить полученные результаты

Цель нашей работы: изучение различных точек зрения на термин и определение понятия речевой агрессии; оценка степени распространения

Слайд 5Творческие отчеты групп.
Группа 1. «Актуальность темы. Объекты исследования
Актуальность темы «Речевая культура

и речевая агрессия» очевидна. Уже не первый год идут дискуссии об экологии окружающей среды и человека. Но мы думаем, что настало время говорить об экологии слова, экологии общения, экологии языка, поскольку современный человек общается неумело, невнятно, порой нанося собеседнику непоправимые душевные травмы. С этой целью нам было очень интересно изучить речь учащихся 5-9 классов, речь жителей нашего села, а также проанализировать некоторые печатные издания на использования ими жаргоннойлексики. Для этого мы разделились на 4 группы, определили цели и задачи, способы и объекты исследования.
Творческие отчеты групп.Группа 1. «Актуальность темы. Объекты исследованияАктуальность темы «Речевая культура и речевая агрессия» очевидна. Уже не

Слайд 6Творческие отчеты групп.
Группа 1. «Актуальность темы. Объекты исследования

Творческие отчеты групп.Группа 1. «Актуальность темы. Объекты исследования

Слайд 7Творческие отчеты групп.
Группа 2. «Речевая культура и культура общения».
Речевая культура

и культура общения не возникает сама собой. Не является чем-то врожденным, ей можно и нужно учиться. На уроках русского языка и факультативных занятиях наш педагог проводила с нами интересные семинары, учила «прислушиваться» к словам и самостоятельно находить речевые ошибки. Вначале это вызывало хохот. Затем опасения в правильности своей речи, а потомпостепенно мы сами стали улавливать на слух эти «шедевры». У нас собралась целая коллекция. Вот самые свежие из них…
В итоге этой исследовательской работы мы пришли к выводу, что
1. Сленг – это способ расширения лексики языка. 2. Сленговые словечки довольно точно и выразительно характеризуют то или иное социальное явление. 3. НО! Необходимо помнить о чувствах меры и такта при их использовании.
Творческие отчеты групп.Группа 2. «Речевая культура и культура общения». Речевая культура и культура общения не возникает сама

Слайд 8Творческие отчеты групп.
Группа 2. «Речевая культура и культура общения».

Творческие отчеты групп.Группа 2. «Речевая культура и культура общения».

Слайд 9Творческие отчеты групп.
Группа 3. «Ненормативная лексика»
Самым большим злом в речи наших

сограждан, мы считаем использование жаргонных слов и нецензурной лексики. Нас оскорбляет мысль о том, что некоторые считают, что нецензурные слова не разделимы от русского народа, и связаны с его своеобразным характером.Этонеправда! Еще в библии было сказано: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе…» В итоге своей исследовательской работы мы пришли к выводу: 1.Ненормативная лексикаиспользуется довольно часто в речи,что просто недопустимо. 2.Ненормативная лексика ведет к упадку нравственности человека и его дальнейшей деградации. 3.Для расширения словарного запаса необходимо читать книги, особенно классиков 18-19 века, где дается эталон русской речи.
Творческие отчеты групп.Группа 3. «Ненормативная лексика»Самым большим злом в речи наших сограждан, мы считаем использование жаргонных слов

Слайд 10Творческие отчеты групп.
Группа 3. «Ненормативная лексика»

Творческие отчеты групп.Группа 3. «Ненормативная лексика»

Слайд 11Творческие отчеты групп.
Группа 4. «Речевая агрессия в газетном тексте»
Очень действенным средством

воспитания культуры языка и общества является язык средств массовой информации. Сегодня демократизация публицистического стиля привела к активному использованию спонтанной устной речи и жаргонизмов. И это теперь, к сожалению, воспринимается как норма. Говорить «плохо» стало модным, потому что так говорят известные депутаты и бизнесмены, певцы и артисты.
Мы проанализировали некоторые публикации и пришли к выводу, что в СМИ появился феномен речевой агрессии. Речевая агрессия появляется в негативной эмоциональной оценке и жестком отношении к чему-либо или кому-либо, а также перенасыщение текста негативной информацией.
Творческие отчеты групп.Группа 4. «Речевая агрессия в газетном тексте»Очень действенным средством воспитания культуры языка и общества является

Слайд 12Творческие отчеты групп.
Группа 4. «Речевая агрессия в газетном тексте»

Творческие отчеты групп.Группа 4. «Речевая агрессия в газетном тексте»

Слайд 13Творческие отчеты групп.
Группа 4. «Речевая агрессия в газетном тексте»

Творческие отчеты групп.Группа 4. «Речевая агрессия в газетном тексте»

Слайд 14Пути преодоления речевой агрессии в ученическом коллективе по данным исследований
В ходе

проведения эксперимента учащиеся уже наметили некоторые возможности исключить агрессивное речевое поведение и
агрессивное поведение вообще.
Можем обобщить всё сказанное в ответах учащихся:
Хорошо бы смолчать,
не реагировать,
не замечать грубости, а тем более не следует отвечать грубостью на грубость,
даже лучше уйти.
Продолжение общения в спокойной, ровной тональности.
Понять причину грубых действий и простить;
Извиниться;
Переубедить, воспитать, рассказать о хороших манерах.
Согласиться. Положительное оценочное высказывание.

Пути преодоления речевой агрессии в ученическом коллективе по данным исследованийВ ходе проведения эксперимента учащиеся уже наметили некоторые

Слайд 15 Переключение внимания: попытаться изменить враждебное настроение собеседника, отвлечь его от

агрессивного намерения или изменить его отрицательное эмоциональное состояние;

Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций: зная «сильные» стороны и положительные качества собеседника, в определенной ситуации актуализировать (обозначить, напомнить) эти качества с помощью высказываний, которые подчеркивают неожиданность, случайность проступка, например: напоминание («Ты же взрослая, рассудительная женщина!»); удивление («Неужели ты мог сказать такое?!»); разочарование («А я-то думала, ты поступишь по-другому…»)

Положительные оценочные высказывания. Целенаправленная демонстрация одобрения, доброжелательного отношения к собеседнику, похвала, препятствуют речевой агрессии.

Шутка. Юмор и смех несовместимы с открытой агрессией. Однако необходимо заметить, что шутки неприязненного и оскорбительного содержания - это уже не юмор, а сарказм (язвительная, злая, едкая насмешка). Такие шутки обижают и могут, напротив, провоцировать ответную речевую агрессию.

Формулы речевого этикета

Пути преодоления агрессии из других источников

Переключение внимания: попытаться изменить враждебное настроение собеседника, отвлечь его от агрессивного намерения или изменить его отрицательное

Слайд 16Заключение
В заключение нашей работы подведём итоги нашего исследования.
Итак, мы определили:
Понятие «речевая

агрессия». Речевая агрессия - это обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме;
Речевая агрессия – явление распространённое в школьной среде
Проводя описанные выше эксперименты, мы определили уровень речевой агрессии у учащихся 6 и 9 классов гимназии, который составил 42% и 55% соответственно.
Также мы выяснили некоторые причины возникновения вербальной агрессии:
речевая агрессия возникает в ответ на такую же вербальную агрессию;
стремление взрослых и сверстников оказывать психологическое давление:
грубое обращение, критика;
некорректное, бестактное, безнравственное поведение;
неспособность извиниться за свои неправильные поступки
В ходе проведения эксперимента учащиеся наметили некоторые возможности исключить агрессивное речевое поведение и агрессивное поведение вообще о которых мы сказали чуть раньше.
ЗаключениеВ заключение нашей работы подведём итоги нашего исследования.Итак, мы определили:Понятие «речевая агрессия». Речевая агрессия - это обидное

Слайд 19Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть