Презентация, доклад к уроку Приставки на -з и -с 5 класс

Содержание

Подберите к каждому отрезку слова подходящую для него приставку. Прочитайте получившиеся слова. …дельник, …порядок, …трепенуться, …конечный, …жалобить, …чезнутьА теперь нужно записать слова.С какой проблемой вы столкнулись? Почему?Уточните главный вопрос урока.Какую букву – з или с

Слайд 1 Прочитайте ключевые слова урока.
Приставка,
орфограмма –

буква, глухой согласный, звонкий согласный.

Определяем, какой новый материал будет изучаться на уроке.

На основе ключевых слов спрогнозируйте цель урока.

Узнать новую орфограмму – букву согласного
в приставке; научиться правильно писать слова
с новой орфограммой в приставке.

Прочитайте ключевые слова урока.  Приставка,   орфограмма – буква, глухой согласный, звонкий согласный.Определяем, какой

Слайд 2Подберите к каждому отрезку слова подходящую для него приставку. Прочитайте получившиеся

слова. …дельник, …порядок, …трепенуться, …конечный, …жалобить, …чезнуть

А теперь нужно записать слова.
С какой проблемой вы столкнулись? Почему?

Уточните главный вопрос урока.

Какую букву – з или с – нужно
писать на конце приставок?--------------ТЕМА урока?

Обсудите в парах.

Сравните.

без/сдельник, без/спорядок, вз/стрепенуться,
без/сконечный, раз/сжалобить, из/счезнуть

Подберите к каждому отрезку слова подходящую для него приставку. Прочитайте получившиеся слова. …дельник, …порядок, …трепенуться,  …конечный,

Слайд 3ТЕМА УРОКА БУКВЫ З И С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК.
Что мы

УЖЕ ЗНАЕМ о написании приставок?
Что нам НАДО УЗНАТЬ, чтобы решить проблему?
ТЕМА УРОКА БУКВЫ З И С НА КОНЦЕ   ПРИСТАВОК.Что мы УЖЕ ЗНАЕМ о написании приставок?Что

Слайд 4Приставки, которые ПИШУТСЯ всегда ОДИНАКОВО!
в

об под над
от пере за на
с о до по
про во обо подо
со ото
ПОДОбрать
ПОсмотреть
ДОписать
ПРОчитать

Приставки, которые ПИШУТСЯ всегда ОДИНАКОВО!   в

Слайд 5Приставки

без- (бес-)
вз- (вс-)
воз- (вос-)
из- (ис-)
раз- (рас-)
низ- (нис-
?

Приставкибез- (бес-)вз-  (вс-)воз- (вос-)из-  (ис-)раз- (рас-)низ- (нис-?

Слайд 6
Проанализируйте следующую за приставкой букву и установите закономерность в выборе буквы

на конце приставки. (Подсказка: вспомните ключевые слова урока)
СРАВНИМ с МАТЕРИАЛОМ учебника стр. 30
И ВЫВОДАМИ др.групп.

Сравните. Чем отличаются приставки в парах слов?


безбрежный – бессильный
вздохнуть – вспорхнуть
возрождение - восклицание
избежать – истолковать
раздать – распустить
низвергать – нисходить

Решаем проблему, открываем новые знания

без- (бес-)
вз- (вс-)
воз- (вос-)
из- (ис-)
раз- (рас-)
низ- (нис-)


безбрежный – бессильный
вздохнуть – вспорхнуть
возрождение – восклицание
избежать – истолковать
раздать – распустить
низвергать – нисходить


Проанализируйте следующую за приставкой букву и  установите закономерность в выборе буквы на конце приставки.  (Подсказка:

Слайд 7БУКВЫ ГЛУХИХ согласных (10)

— СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ?
— Фи!

БУКВЫ

ЗВОНКИХ согласных (11)

Мы Же Не ЗаБыВаЛи ДРуГ ДРуГа!

Составьте примерный опорный СИГНАЛ (работа в группах) Запишите обобщённую графическую модель орфограммы.

БУКВЫ ГЛУХИХ согласных (10)  — СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фи!БУКВЫ ЗВОНКИХ согласных (11)Мы Же Не ЗаБыВаЛи

Слайд 8Назовите основное условие выбора букв з и с на конце приставок.
Сделайте

вывод о правописании букв з и с на конце приставок и сравните с правилом в учебнике.

√ √ ….З звон.согл. …. С глух.согл.


Различай приставки!

С ….. З / С
от гл./зв. согл.
не зависит зависит
сделать разделить
сшить бескрайний

Назовите основное условие выбора букв з и с на конце приставок.Сделайте вывод о правописании букв з и

Слайд 9 В СЛОВЕ БЕСШУМНЫЙ ПРИСТАВКА БЕС- СТОИТ ПЕРЕД БУКВОЙ Ш, КОТОРАЯ

ОБОЗНАЧАЕТ ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ. НА КОНЦЕ ПРИСТАВКИ ПИШЕТСЯ БУКВА С. ИСЧЕЗАТЬ, БЕСПОЛЕЗНЫЙ, РАЗГОВОРЧИВЫЙ, БЕЗНРАВСТВЕННЫЙ, РАССМАТРИВАТЬ

Образец устного раСсуждения

В СЛОВЕ БЕСШУМНЫЙ ПРИСТАВКА БЕС- СТОИТ ПЕРЕД БУКВОЙ Ш, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ. НА КОНЦЕ ПРИСТАВКИ

Слайд 10ВЫПОЛНИТЕ задание по группам: 


1группа 
В каком слове одна приставка оканчивается на –с?
а) и.черпать; б) чре.мерный; в) бе.жизненный; г) во.делать.

 2группа 
В каком слове одна приставка оканчивается на –с?
а) во.наградить; б) бе.шумный; в) ра.жечь; г) и.мучить.

 3группа
В каком слове приставка оканчивается на –з?
а) ни.ходить; б) во.произвести; в) ра.чёт; г) в.дохнуть.

 4группа 
В каком слове приставка оканчивается на –з?
а) и.жарить; б) и.царапать; в) ра.шнуровать; г) бе.ценный.

 5группа 
В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква:
а) и.царапать; и.жарить; б) и.числять; бе.ценный;
в) бе.жалостный; бе.шумный; г) бе.вкусица; ра.шнуровать.
ВЫПОЛНИТЕ задание по группам:             1группа В каком

Слайд 11Проверим!
1) В каком слове одна приставка оканчивается на –с?
а) иСчерпать;

б) чреЗмерный; в) беЗжизненный; г) воЗделать.

 2) В каком слове одна приставка оканчивается на –с?
а) воЗнаградить; б) беСшумный; в) раЗжечь; г) иЗмучить.

 3) В каком слове приставка оканчивается на –з?
а) ниСходить; б) воСпроизвести; в) раСчёт; г) вЗдохнуть.

 4) В каком слове приставка оканчивается на –з?
а) иЗжарить; б) иСцарапать; в) раСшнуровать; г) беСценный.

 5) В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква:
а) иСцарапать; иЗжарить; б) иСчислять; беСценный;
в) беЗжалостный; беСшумный; г) беЗвкусица; раСшнуровать.


Проверим!1) В каком слове одна приставка оканчивается на –с?  а) иСчерпать; б) чреЗмерный; в) беЗжизненный;  г)

Слайд 12 Вставьте в слова пропущенные буквы работа в

парах



ра_лагать
ра_каиваться
ра_познать
ра_свело
ра_топтать
ра_чистить
_делать
_жечь
_сылать

Вставьте в слова    пропущенные буквы  работа в парахра_лагатьра_каиватьсяра_познатьра_свелора_топтатьра_чистить_делать_жечь_сылать

Слайд 13Проверим
раЗлагать
раСкаиваться
раСпознать
раСсвело
раСтоптать
раСчистить
Сделать
Сжечь
Ссылать


ПроверимраЗлагатьраСкаиватьсяраСпознатьраСсвелораСтоптатьраСчиститьСделатьСжечьСсылать

Слайд 14Объяснить выбор согласной в приставках

на З и С

Ра(с,з)целовать, ра(с,з)краска, во(с,з)ход, и(с,з)пуг, и(з,с)мерять, ра(с,з)дробить, и(з,с)дробить, бе(с,з)жалостный, бе(з,с)чувственный, ра(с,з)говор, во(с,з)делать, бе(з,с)делье,
чре(с,з)мерный, и(з,с)брать, и(з,с)жалить. ОЦ. ЛИСТ 4

Объяснить выбор согласной в       приставках на З и СРа(с,з)целовать, ра(с,з)краска, во(с,з)ход,

Слайд 15 САМОСТОЯТЕЛЬНО! ИГРА «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»
1. Бе_численный, п_бледнеть, в_пахать,

н_сходить.
2. Ра_пилить, чре_мерный, бе_шовный, и_пугать.
3. О_давать, по_писать, о_бросить, и_черпать.
4. Ра_цветать, и_царапать, ра_жалобить, ра_швырять.

САМОСТОЯТЕЛЬНО!  ИГРА «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»1.  Бе_численный,  п_бледнеть,  в_пахать, н_сходить.2.  Ра_пилить,  чре_мерный,

Слайд 161. БеСчисленный, пОбледнеть, вСпахать, ниСходить.
2. Распилить,

чреЗмерный, беСшовный, иСпугать.
3. Отдавать, поДписать, оТбросить, иСчерпать.
РаСцветать, иСцарапать, раЗжалобить, раСшвырять.


1.  БеСчисленный,  пОбледнеть,  вСпахать, ниСходить.2.  Распилить,  чреЗмерный,  беСшовный, иСпугать.3.  Отдавать,

Слайд 171. ТИХАЯ ПОГОДА, ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ВЕТРА. 2.СООБЩЕНИЕ, УВЕДОМЛЕНИЕ О ЧЁМ-НИБУДЬ. 3.

ТРЕВОЖНОЕ СОСТОЯНИЕ, ВОЛНЕНИЕ.

Замените развёрнутые определения понятий синонимами, состоящими из одного слова.

1. ТИХАЯ ПОГОДА, ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ВЕТРА.   2.СООБЩЕНИЕ, УВЕДОМЛЕНИЕ О ЧЁМ-НИБУДЬ.   3. ТРЕВОЖНОЕ СОСТОЯНИЕ,

Слайд 18РАБОТА С УПРАЖНЕНИЯМИ УЧЕБНИКА

РАБОТА С УПРАЖНЕНИЯМИ УЧЕБНИКА

Слайд 19Алгоритм поиска слов с орфограммой.
1) Выделить приставку, подобрав слово без приставки

(закрыв её).
2) Если нет приставки, нет и орфограммы в приставке, слово не выписываем.
3) Если есть приставка, проверить, оканчивается ли она на з или с.
4) Выбрать написание в зависимости от первого согласного звука корня.
5) Записать выбранное слово. Подчеркнуть следующую за приставкой букву,
указать, звонким или глухим является звук, обозначенный этой буквой.





Алгоритм написания слов с орфограммой – буквой з или с на конце приставок.
1) Выделить приставку.
2) Проверить, оканчивается ли она на з или с.
3) Установить, глухим или звонким является звук, обозначенный расположенной
за ним буквой.
4) Если звук глухой, выбрать букву с; если звук звонкий, выбрать букву з.
5) Проверить написание.


Алгоритм поиска слов с орфограммой.1) Выделить приставку, подобрав слово без приставки (закрыв её).2) Если нет приставки, нет

Слайд 20ЦЕЛЬ – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – РЕЗУЛЬТАТ

(подведем ИТОГИ урока)
ЦЕЛЬ – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – РЕЗУЛЬТАТ

Слайд 21 Закончить предложение:
Буква З пишется на конце приставок, если…
Буква С пишется

на конце приставок, если…
Закончить предложение:Буква З пишется на конце приставок, если…Буква С пишется на конце приставок, если…

Слайд 22Сегодня на уроке

Я научился (научилась)…

Мне было интересно…
Мне было трудно…
Что МНЕ

нужно сделать, чтобы избежать ошибок?
Какое задание было самым интересным?
ОЦЕНИТЕ свою работу на уроке(по желанию, т.к. изучался новый материал).
За что можете себя похвалить?

Сегодня на уроке Я научился (научилась)…Мне было интересно…Мне было трудно…Что МНЕ нужно сделать, чтобы избежать ошибок?Какое задание

Слайд 23Домашнее задание
Уметь воспроизвести правило в виде схемы, модели, таблицы (на выбор).

2.

Упр. 443

3. Словарные сл. РАССЧИТАТЬ, РАСЧЕТ,БЕССЧЁТНЫЙ, БЕЗВКУСНЫЙ, БЕЗВКУСИЦА
Домашнее задание Уметь воспроизвести правило в виде схемы, модели, таблицы (на выбор).2. Упр. 4433. Словарные сл. РАССЧИТАТЬ,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть