Презентация, доклад к уроку Приемы сжатия текста

Содержание

Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)Главная задача сжатого изложения - кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты,

Слайд 1Двадцать седьмое сентября Классная работа
Приемы сжатия текста

Двадцать седьмое сентября Классная работа Приемы сжатия текста

Слайд 2
Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при

котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)

Главная задача сжатого изложения - кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее важный материал, самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции.

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию!!!
Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором

Слайд 3


Приёмы сжатия текста:

Исключение;
Обобщение;
Упрощение.

Приёмы сжатия текста:Исключение;Обобщение;Упрощение.

Слайд 4Исключение





При исключении необходимо:
выделить главное (существенное) и детали (подробности);
убрать детали;
пропустить предложения,

содержащие второстепенные факты;
пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
объединить существенное;
составить новый текст.

Исключение При исключении необходимо:выделить главное (существенное) и детали (подробности);убрать детали;пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;пропустить предложения с описаниями

Слайд 5Исключение





1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов,

сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
Пример:
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.


У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

Исключение 1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает

Слайд 6Исключение
2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов

при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
Пример:
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

Исключение 2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых

Слайд 7Обобщение

При обобщении необходимо:
вычленить единичные факты;
подобрать языковые средства их обобщённой

передачи;
составить новый текст.

Обобщение При обобщении необходимо:вычленить единичные факты; подобрать языковые средства их обобщённой передачи;составить новый текст.

Слайд 8Обобщение
Пример:
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с

детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.


Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Обобщение Пример:Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много

Слайд 9Упрощение

При упрощении необходимо:
заменить сложное предложение простым;
заменить предложение или его часть

указательным местоимением;
объединить два или три предложения в одно;
разбить сложное предложение на сокращённые простые;
перевести прямую речь в косвенную.
Упрощение При упрощении необходимо:заменить сложное предложение простым;заменить предложение или его часть указательным местоимением;объединить два или три предложения

Слайд 10Упрощение

Примеры:
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

Небольшое помещение на втором

этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

Упрощение Примеры:1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим

Слайд 11Упрощение

Примеры:
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

Когда читаешь дневник Никитина,

то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.


Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Упрощение Примеры:2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к

Слайд 12Упрощение
Примеры:
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

Приятно смотреть на зимородка,

который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.


Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Упрощение Примеры:3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи,

Слайд 13Упражнение на исключение:

Прочитайте текст:

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может

быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (По материалам периодической печати)

Выделите второстепенную информацию.
Упражнение на исключение:Прочитайте текст:Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка

Слайд 14Упражнение на исключение:


Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

Упражнение на исключение:Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

Слайд 15Упражнение на исключение:

Прочитайте текст:

Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли

домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом. (По Ю. М. Нагибину)

Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания?
Упражнение на исключение:Прочитайте текст:Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами

Слайд 16Упражнение на исключение:


Мы набирали огромные букеты, и сами пропитывались их горьким

запахом.


Упражнение на исключение:Мы набирали огромные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом.

Слайд 17Упражнение на обобщение:
1.Прочитайте текст.

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень.

Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, кленов, лип. (По Ю. М. Нагибину)

Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).

Упражнение на обобщение:1.Прочитайте текст.Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой,

Слайд 18Упражнение на обобщение:


Не менее щедрой была и чистопрудная осень. Бульвар утопал

в пёстрой листве деревьев.

Упражнение на обобщение:Не менее щедрой была и чистопрудная осень. Бульвар утопал в пёстрой листве деревьев.

Слайд 19Упражнение на обобщение:

Прочитайте текст:

Я родился и большую часть жизни прожил в

Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. (По Д. С. Лихачёву)

Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда?

Упражнение на обобщение:Прочитайте текст:Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город

Слайд 20Упражнение на обобщение:

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде,

облик которого связан с именами известных архитекторов.
Упражнение на обобщение:Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, облик которого связан с именами известных

Слайд 21Упражнение на упрощение:
Прочитайте текст:

Итак, язык жестов может носить вспомогательный характер,

сопровождая звуковой язык. Жесты делают нашу речь выразительной, помогают нам произвести большее впечатление на собеседника.

Изложите содержание текста простым предложением.

Упражнение на упрощение: Прочитайте текст:Итак, язык жестов может носить вспомогательный характер, сопровождая звуковой язык. Жесты делают нашу

Слайд 22Упражнение на упрощение:
Язык жестов сопровождает звуковой язык, делает его выразительным и

помогает произвести впечатление на собеседника.

Упражнение на упрощение:Язык жестов сопровождает звуковой язык, делает его выразительным и помогает произвести впечатление на собеседника.

Слайд 24Сжатие 1 абзаца текста
1. Бесчисленные компьютерные игры создали целый мир виртуальных

(«кажущихся») образов. 2. Яркие картинки, динамичные ситуации и необычные герои привлекают ребёнка. 3. Мир этот словно коварный лабиринт: в него легко ступить, но очень трудно найти выход.

1. Бесчисленные компьютерные игры создали целый мир виртуальных образов, который привлекает ребёнка. 2 Это коварный лабиринт: в него легко ступить, но очень трудно найти выход.

Сжатие 1 абзаца текста1. Бесчисленные компьютерные игры создали целый мир виртуальных («кажущихся») образов. 2. Яркие картинки, динамичные

Слайд 25Сжатие 1 абзаца текста
4. Всё большее число подростков и совсем маленьких

детей, находясь рядом с нами, пребывают душой и мыслями далеко-далеко – в мире виртуальных образов. 5 Они плохо ощущают масштабы реального пространства, лишены чувства опасности, воображают себя суперменами. 6. Про таких говорят, что они попали в компьютерную зависимость.

3. Дети плохо ощущают реальность, лишены чувства опасности и быстро попадают в компьютерную зависимость.

Сжатие 1 абзаца текста4. Всё большее число подростков и совсем маленьких детей, находясь рядом с нами, пребывают

Слайд 26Сжатие 2 абзаца текста
1. В Японии и других странах появился новый

вид больных, которым ставят диагноз «техногонизм». 2. Эти несчастные, сделав «Интернет» своей второй жизнью, потеряли интерес ко всему остальному. 3. Обычно они проводят за компьютером целые ночи, погружаясь в неведомые глубины и посылая через модемы сообщения своим виртуальным приятелям. 4. Утром эти люди вялые, мрачные и практически весь день не могут работать.

1. В Японии и других странах появился новый вид больных, которым ставят диагноз «техногонизм». 2. Эти несчастные проводят за компьютером целые ночи, а утром вялые и мрачные не могут работать.

Сжатие 2 абзаца текста1. В Японии и других странах появился новый вид больных, которым ставят диагноз «техногонизм».

Слайд 27Сжатие 2 абзаца текста
5. Аналогичная ситуация и со школьниками, которые

до глубокой ночи просматривают боевики и другие видеофильмы и не отдохнувшие не в состоянии воспринимать школьные программы.

3. Такая же ситуация и со школьниками.

Сжатие 2 абзаца текста 5. Аналогичная ситуация и со школьниками, которые до глубокой ночи просматривают боевики и

Слайд 28Сжатие 3 абзаца текста
1 Очень важно и содержание компьютерных игр. 2.

Недаром в Японии и США некоторые сюжетные линии запрещены и, судя по данным печати, последние 5 -6 лет идёт всё более жесткое ограничение сюжетов ( так же поступают и в Германии), потому сознание игрока управляемо, его можно закодировать на определённые действия, внести любую информацию в подсознание, сделать из человека робота.

1.Очень важно и содержание компьютерных игр. 2. В ряде стран некоторые сюжетные линии жестко ограничены, потому что сознание игрока управляемо, а это может привести к печальным последствиям.

Сжатие 3 абзаца текста1 Очень важно и содержание компьютерных игр. 2. Недаром в Японии и США некоторые

Слайд 291. Бесчисленные компьютерные игры создали целый мир виртуальных образов, который привлекает

ребёнка. 2 Это коварный лабиринт: в него легко ступить, но очень трудно найти выход. 3. Дети плохо ощущают реальность, лишены чувства опасности и быстро попадают в компьютерную зависимость.
1. В Японии и других странах появился новый вид больных, которым ставят диагноз «техногонизм». 2. Эти несчастные проводят за компьютером целые ночи, а утром вялые и мрачные не могут работать. 3. Такая же ситуация и со школьниками.
1.Очень важно и содержание компьютерных игр. 2. В ряде стран некоторые сюжетные линии жестко ограничены, потому что сознание игрока управляемо, а это может привести к печальным последствиям.
1. Бесчисленные компьютерные игры создали целый мир виртуальных образов, который привлекает ребёнка. 2 Это коварный лабиринт: в

Слайд 30 Рефлексия
Продолжите высказывания:

сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно

узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось…
РефлексияПродолжите высказывания:сегодня я узнал...было трудно…я понял, что…я научился…я смог…было интересно узнать, что…меня удивило…мне захотелось…

Слайд 31
Домашнее задание:
Выучить пройденный материал;
Написать мини-сочинение на одну из тем:
Как вылечить

ребёнка от «техногинизма»?
Как вернуть человека, попавшего в компьютерную зависимость, в реальный мир?
Какие выводы я сделал(а) после этого урока?
Домашнее задание:Выучить пройденный материал;Написать мини-сочинение на одну из тем:Как вылечить ребёнка от «техногинизма»? Как вернуть человека,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть