Слайд 1Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и
тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Слайд 2Дайте, пожалуйста, определение причастия.
Слайд 3В чём состоит особенность этой части речи?
Слайд 4Перечислите признаки прилагательного у причастия.
Слайд 5Назовите признаки глагола у причастия.
Слайд 6Формы какого времени не имеют причастия?
Слайд 7В связи с этим, со словами какой части речи мы можем
перепутать причастия?
Слайд 8Как же отличить причастие
от прилагательного?
Слайд 9Перечислите суффиксы причастий настоящего и прошедшего времён.
Слайд 10Игра
«Крестики-нолики»
Критерии оценки:
0 ошибок – 5;
от 1 до 4
ошибок – 4;
от 4 до 6 ошибок – 3;
более 6 ошибок – 2.
Слайд 12ОХ, УЖ ЭТОТ ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ
ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ О ПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ;
ФОРМИРОВАТЬ ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА; РАССМОТРЕТЬ СЛУЧАИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА В РАЗНЫХ СТИЛЯХ
Слайд 13Ядрёный морозец ударивший ночью сразу всё преобразил. Прочного снегу не было,
но иней густо посеребривший всё вокруг лежал на дороге, корневищах, кустах. Небо над тайгой было ясное. Лиственные деревья ещё не сбросившие своих уборов радовали глаз тёмно-багровыми и ярко-зелёными пятнами. Листва убитая морозом текла с неподвижных веток при малейшем дуновении ветра. Листок сорванный ветром вертевшийся в воздухе задевал другие
и сшибал их.
Слайд 14Ядрёный морозец сразу всё преобразил. Прочного снегу не было, но иней
лежал на дороге, деревьях, кустах. Небо над тайгой было ясное. Лиственные деревья радовали глаз тёмно-багровыми и ярко-зелёными пятнами. Листва текла с неподвижных веток при малейшем дуновении ветра. Листок вертелся в воздухе, задевал другие и сшибал их.
Слайд 15Ядрёный морозец ударивший ночью сразу всё преобразил. Прочного снегу не было,
но иней густо посеребривший всё вокруг лежал на дороге, корневищах, кустах. Небо над тайгой было ясное. Лиственные деревья ещё не сбросившие своих уборов радовали глаз тёмно-багровыми и ярко-зелёными пятнами. Листва убитая морозом текла с неподвижных веток при малейшем дуновении ветра. Листок сорванный ветром вертевшийся в воздухе задевал другие
и сшибал их.
Слайд 16Дерево шелестящее тысячами ветвей
Корни уходящие вглубь полей
Лист звенящий и танцующий в
тишине веков
Цветок благоухающий сотнями лепестков.
Чудо великое русский язык.
Виктор Краско
“Дума о русском языке”
Слайд 17ДЕРЕВО+ КОРНИ+ЛИСТ+ЦВЕТОК= ЧУДО РУССКИЙ ЯЗЫК!
Слайд 18Океан представляет собой огромный резервуар расходующий свою влагу на орошение суши.
Даже в районах расположенных в глубине материков до 90 % всех осадков состоит из воды испаренной с морской поверхности.
Слайд 19ГДЕ
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ???
1.Таявший на солнце снег превратился в лужицу.
2.Раненый капитан
покинул строй.
3.Блестящий предмет лежал на столе.
4.Обиженный другом мальчик отправился домой.
5.Я увидел поля, окружённые садами.
6.Мы любовались наступившей весной.
7.Девочка почувствовала запах розы, распространявшей вокруг себя неповторимый аромат.
Слайд 20ВЫВОД
В результате исследований мы пришли к выводу, что употребление причастий и
причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и прозаики. Мы выяснили, что причастия изменяют текст, вносят в него дополнительные сообщения, придают динамику и образность, яркость описания. Причастные обороты создают мелодичность и особый ритм.
Краткость, точность и выразительность причастий сделали их незаменимыми помощниками не только художественного, но и научного и делового стилей, где мысль должна быть выражена максимально кратко, чётко и точно.
Слайд 21“А” – Задания были мне понятны, я легко справился.
“Б” – Некоторая
помощь товарищей мне бы не повредила.
“В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.
Слайд 22ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
– Тот, кто записал букву А, написать искусствоведческое эссе по
картине В.М. Васнецова «Алёнушка», используя причастия.
– Тот, кто записал букву Б, рассмотреть картину В.М. Васнецова «Алёнушка». Составить и записать 7-8 предложений с причастными оборотами.
– Тот, кто записал букву В, рассмотреть картину В.М. Васнецова «Алёнушка». Составить и записать словосочетания, используя причастия. Выполнить разбор причастий и словосочетаний.