Слайд 1Повторение разрядов местоимении
Айтакынова Гаухар Алдабергеновна
Слайд 2Цель урока
обобщение и систематизирование знаний по теме: «Местоимение»
контроль и оценка ЗУН
по теме: «Местоимение как часть речи»
расширение кругозора учащихся при выполнении заданий
Слайд 3Ожидаемые результаты
- показать знания, умения и навыки, которые приобрели на
предыдущих уроках:
- находить местоимения в тексте, отличать от других частей речи, определять разряд, указывать морфологические признаки ;
- уметь правильно употреблять местоимения в речи.
Слайд 4Психологический настрой «Все в твоих руках»
Притча. «Жил мудрец, который знал все.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Слайд 5Проверь себя!
1. Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет,
признак и количество, но не называет их.
Слайд 6
2. Местоимения, как правило, изменяются по падежам.
Слайд 73.Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам
Слайд 8Местоимение так называется, потому что употребляется вместо имени существительного, имени прилагательного
и имени числительного.
Слайд 9
4. В предложении местоимение обычно бывает подлежащим и дополнением
Слайд 10
5. В русском языке выделяют 9 разрядов
местоимений.
Слайд 11РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ
Личные
Разряды
Возвратное
Притяжательные
Указательные
Определительные
Относительные
Вопросительные
Отрицательные
Неопределенные
Конкурс 1
«Кто быстрее».
Слайд 12я, мы, ты, вы, он, она, оно, они
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
изменяются по числам,
падежам
Слайд 13Конкурс 2 «Подумайте» Прочитайте выразительно стихотворение. Найдите личные местоимения, укажите их
падеж.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с неё нет силы;
Я говорю ей: «Как вы милы!»
И мыслю: «Как тебя люблю!»
А.С.Пушкин
Слайд 14Конкурс 2 «Подумайте» Прочитайте выразительно стихотворение. Найдите личные местоимения, укажите их падеж.
Пред
ней – Т.п.
С неё – Р.п.
Я, вы – И.п.
Ей – Д.п.
Тебя – В.п.
Ты
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с неё нет силы;
Я говорю ей: «Как вы милы!»
И мыслю: «Как тебя люблю!»
А.С.Пушкин
Слайд 15Конкурс 3 «Отгадай загадки».
1. Какое личное местоимение, если к нему добавить
шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна?
2.Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые?
3.Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорога
4.В каком местоимении 2 звука, одна буква?
Слайд 16Конкурс 3 «Отгадай загадки».
1. Какое личное местоимение, если к нему добавить
шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? Мышь
2.Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые?
Вы- мы- ты
3.Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорога Я-мы
4.В каком местоимении 2 звука, одна буква? Я
Слайд 17ВОЗВРАТНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ
СЕБЯ
не имеет формы И.п. ед.ч.
Слайд 18Конкурс 4 «Корректор».
Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже.
1.Вернулся Иван-царевич домой
на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а (…) – невесту, Елену Прекрасную.
2.Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с (…) лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь.
3. «Сколько ни держать при (…) , - думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!»
4.- Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с (…) в подземное царство.
Слайд 19Конкурс 4 «Корректор».
Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже.
1.Вернулся Иван-царевич домой
на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а (…) – невесту, Елену Прекрасную.
СЕБЕ – Д.п.
2.Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с (…) лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь.
СЕБЯ – Р.п.
3. «Сколько ни держать при (…) , - думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!»
СЕБЕ – П.п.
4.- Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с (…) в подземное царство.
СОБОЮ – Т.п.
Слайд 20ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
мой, твой, наш, ваш, свой
изменяются по родам, числам, падежам
Слайд 21Конкурс 5 «Ошибкин».
Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений
правильными.
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
А.Хайт
Слайд 22ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
кто, что, какой, чей, который,
сколько, когда, где, куда, как
и др.
вопросительные местоимения – существительные
кто? что? и местоимения-числительные изменяются по падежам
вопросительные местоимения-прилагательные
какой? чей? который? – изменяются по родам, числам, падежам
вопросительные местоимения-наречия
где? куда? откуда? когда? почему? зачем? как? –
не изменяются
Слайд 23ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
кто, что, какой, чей, который,
сколько, когда, где, куда, как
и др.
изменяются как вопросительные
Слайд 24
Конкурс 6 «Задавака»
Команды должны придумать по 2 предложения с вопросительными местоимениями,
а команда соперников перестроить предложения так, чтобы вопросительное местоимение стало относительным.
(Читают по очереди, начинают с предложения с вопросительным местоимением.)
Слайд 25НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
некто, нечто, некоторый, несколько, некогда,
кто-то, что-то, кто-нибудь, какой-то, когда-то,
где-то, кое-где, кое-кто, кое-когда и др.
изменяются как вопросительные, кроме –
некто, нечто
некто, нечто – по падежам не изменяются
нечто – имеет форму И.п. или В.п.
Слайд 26ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
никто, ничто, некого, нечего,
никакой, ничей, нигде, никогда и др.
изменяются
как вопросительные,
от которых образованные имеют формы И.п. ед.ч.
Слайд 27Конкурс 7 «Подумайте».
Прочитайте текст. Найдите отрицательные и неопределённые местоимения.
Собрались как-то трое
друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал
В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?
А второй и говорит:
- Ну что за сказка? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?
Третий посмеялся и сказал:
- Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не отдавал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.
Слайд 28ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
сам, весь, всякий, каждый, иной,
другой, любой, всюду, везде, всегда
и др.
изменяются по родам, числам, падежам
Слайд 29Конкурс 8 «Фразеологизмы»
Определить значение фразеологизмов
Сам с усами
Сам не свой
Сам по себе
Само
собой
Слайд 30Конкурс 8 «Фразеологизмы»
Определить значение фразеологизмов
Сам с усами (Нисколько не хуже других.)
Сам не свой (Расстроен,
потерял душевное равновесие.)
Сам по себе (Самостоятельно, без помощи, отдельно.)
Само собой (Невольно, непроизвольно, без каких-либо усилий)
Слайд 31УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
тот, этот, такой, столько, там, туда, тогда,
поэтому, оттуда, так,
отсюда, сюда, здесь и др.
местоимения-прилагательные – тот, этот, такой –
не изменяются по родам, числам, падежам
местоимения-числительные – столько – по падежам
местоимения-наречия – там, тут, здесь и др. – не изменяются
Слайд 32Конкурс 9
Прочитайте пословицы. Чему они учат?
Найдите в предложениях указательные местоимения. Определите
падеж. Почему у местоимения ТАКОВЫ нет падежа? Местоимения каких разрядов встретились ещё в пословицах?
Хорошо того учить, кто слушает.
Кто много обещает, тот мало делает.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Какова яблонька – таковы и плоды.
Чего сам не любишь – того людям не желай
Слайд 33Закрепление: Выпишите местоимения и определите разряд
Слайд 34Домашнее задание :
Подготовиться к контрольному диктанту по разделу: «Местоимение».
Слайд 35Рефлексия «Все в твоих руках».
- Большой – для меня было
важным и интересным…
- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
- Мизинец – для меня было недостаточно