Слайд 1Лингвистическая разминка.
А) Задание: выписать слова, образованные неморфологическим способом.
Всякий ли сегодня
знает, что волхвица – это и знахарка, и гадалка, она видит прошлое и будущее. В верованиях древних славян волхвицы могли исцелять и детей, и взрослых.
Слайд 2Б) Задание: Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1.
1) На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты.
2) Я знаю, что придет время, когда по морям будут плавать пароходы из стекла.
3) В прошлом веке немало спорили о «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского.
4) Описанные в книге подвиги и приключения волновали меня необычайно.
Слайд 32.
1) Мы прилетели в Сингапур согласно расписанию.
2) На фабрике «Трёхгорной
мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.
3) В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.
4) Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел сверкающие шлемы и мечи.
Слайд 43.
1) Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по
узкому мосту.
2) Мать явно была обижена бестактностью сына.
3) Вышивка получилась не так красива, чем у подруг.
4) В «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны.
Слайд 5Цели урока: повторить теоретические сведения о сложных предложениях (ССП и СПП);
совершенствовать умения различать виды сложных предложений и производить их синтаксический разбор.
Тема: Повторение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Слайд 6
Сложное предложение- это предложение, которое состоит из двух или нескольких простых
предложений (предикативных частей), соединенных в одно целое по смыслу и интонационно.
Слайд 7Сложносочиненное предложение
это предложение, состоящее из двух или более равноправных частей, связанных
между собой и с помощью сочинительных союзов. Сочинительный союз располагается между частями ССП и не входит ни в одну из них.
Сложноподчиненное предложение
состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных предложений, связанных между собой подчинительной связью.
Слайд 9Год за годом все меньше и меньше остаёт.ся возле с.лений густых
черемуховых кустов а на их месте торчат (не)лепые искалече..ые сучья. (Г. Скрибицкий)
Каждое лето под высоким к.рнизом дома в котором проходило мое де. ство бел. грудые веселые ласточ. ки л. пили свои гнезда. (И. Соколов - Микитов)
Слайд 10Порядок синтаксического разбор а сложного предложения
1. Определить тип предложения по
цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.
4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с разными видами связи).
5. Если предложение сложносочиненное, то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.
Если предложение сложноподчиненное, то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.
Если предложение бессоюзное, то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.
Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.
Слайд 11Упражнение 182
И наконец до того доврался, что стал уверять, что ему
выдали восемьсот аршин мануфактуры, голубой автомобиль с золотом и ордер на помещение в здании с колоннами.
Одним словом, надоел Чичикову до того, что тот не знал, как и ноги от него унести!
Слайд 12Практическая работа.
Задание: Определите тип сложного предложения, оформив ответ следующим образом:
ССП – …, СПП – …, БСП- …
1. Полосы света распластались на припорошенной снегом дороге, и вокруг фонарей задрожали тёмные круги.
2. В то время, как она выходила из гостей, послышался звонок.
3. Внимание матросов привлекла мачта корабля, на верхушке которой
орал чёрный кот.
4. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.
5. То ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушки зашелестят в
прошлогодней траве.
6. На дворе шёл пронизанный солнцем дождь и тихо шептались молодые листья
на дереве.
7. Было бы гораздо лучше, если бы орел вообще не интересовался мышью.
8. Жужжат пчелы, летают хлопотливо шмели, порхают бабочки.
Слайд 13проверка
Ответы:
ССП - 1, 5, 6
СПП - 2, 3, 7
БСП - 4,
8
Слайд 14Самостоятельная работа.
Задание: реально оцените свои способности и выберите посильное
предложение для синтаксического разбора.
I вариант
Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор выбранного предложения, составить схему предложения.
«3»
Принесён был к чаю черничный пирог от вида которого все оживились задвигались и весело заговорили.
«4»
Впереди показалась широкая река и когда всадники подъехали и спешились то увидели что мост снесло наводнением.
«5»
Астрономы считают что хотя кометы астероиды и метеориты стороной облетают нашу Землю никак нельзя утверждать что когда-нибудь столкновения не произойдёт.
II вариант
Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор выбранного предложения, составить схему предложения.
«3»
Мы поехали в музей экспозиция которого была обновлена и интересно составлена.
«4»
Растение живет и размножается под землей так что если вы увидите стайку ландышей
в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение.
«5»
Тот который писал и к которому обратился Борис досадливо обернулся и сказал ему что Болконский дежурный и чтоб он шел налево в дверь, в приемную коли ему нужно видеть его.
Слайд 15Среди предложений 1 – 5 найдите СПП с придаточными изъяснительными. Номер
предложения?
(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
Слайд 16Среди предложений 1 – 11 найдите сложное предложение с однородными придаточными.
Номер этого предложения?
(1) На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2) Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потертые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3) Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстегнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4) Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5) О чем думал он? (6) До недавнего времени он еще знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.
Слайд 17Домашнее задание
Выбрать из двух одно задание и выполнить:
1)Упражнение 183 Работа с
текстами
2) Упражнение 184 Сочинение-рассуждение по теме «Подвиг»