Презентация, доклад к уроку по теме Омонимы

Содержание

Урок русского языка ОмонимыЦель: - познакомить учащихся с омонимами;- формировать умения находить омонимы в тексте и употреблять их в речи с целью ее обогащения

Слайд 1Урок русского языка в 5 классе
на тему

Омонимы

Учитель русского языка
МБОУ лицея №3 г. Сургут
Теребенина Ирина Николаевна

Урок русского языка в 5 классена тему       ОмонимыУчитель русского языка МБОУ

Слайд 2Урок русского языка Омонимы
Цель:


- познакомить учащихся с омонимами;
- формировать умения

находить омонимы в тексте и употреблять их в речи с целью ее обогащения
Урок русского языка  ОмонимыЦель: - познакомить учащихся с омонимами;- формировать умения находить омонимы в тексте и

Слайд 3С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни

и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.

К.Паустовский
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя

Слайд 4Чтобы знания были впрок, повторим прошлый урок
Лексика – это…
В толковых словарях

разъясняется…
Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…
Однозначными называются слова, имеющие…
Слово может иметь … значения
Перенос названия происходит, если у предметов есть…
Синонимы – это…
Чтобы знания были впрок, повторим прошлый урокЛексика – это…В толковых словарях разъясняется…Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…Однозначными

Слайд 5A y меня дома овсянка.
Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!
-

Как я люблю овсянку!
И я люблю!
Она желтая, красивая такая!
- И вкусная. Особенно с молоком!
- Как это – вкусная? Как это – с молоком?
- Да так! А еще хороша с маслом или сахарным песком!
- Да ты про что говоришь?

Сценка «Овсянка»

A y меня дома овсянка. Подумаешь, у меня дома тоже овсянка! - Как я люблю овсянку! И я

Слайд 6Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?
-

И я про овсянку!
- Ты про какую овсянку?
- Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?
- Какая каша? Не каша, а птица.
- Птица ов-сян-ка, что ли? Не слыхала такую.
- Айда ко мне – мою овсянку слушать.
- Айда! А потом ко мне – мою овсянку кушать.
Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?- И я про овсянку!- Ты про

Слайд 7Овсянка
Овсянка
Почему говорящие не поняли друг друга?

ОвсянкаОвсянкаПочему говорящие не поняли друг друга?

Слайд 8Прочитайте стихотворение В. Лифшица
Шёл я с сумкой за плечом,
Вижу, бьёт

в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
Прочитайте стихотворение В. ЛифшицаШёл я с сумкой за плечом, Вижу, бьёт в овраге ключ.Наклонившись над ключом,Уронил я

Слайд 10Запомни!
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, называются

омонимами – от греческих слов омос, что значит «одинаковый», и онима – имя.
Запомни!Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, называются омонимами – от греческих слов омос,

Слайд 11Сказка о том, где живут слова
В большом доме – Толковом словаре

– под одной крышей собралось много слов. У каждого своя квартира – словарная статья. И размещает слова Составитель словаря.
Однажды произошел такой случай. Постучалось как-то в Словарь какое-то слово.
- Кто вы? – спрашивает Составитель.
Я имя существительное НАРЯД, я обозначаю одежду, костюм. Поместите меня в словарь!
С удовольствием, - ответил Составитель и отвел этому слову отдельную квартиру – словарную статью.
Только закончил хлопоты, слышит опять: «Тук-тук!»
Кто вы?
Я имя существительное НАРЯД.

Сказка о том, где живут словаВ большом доме – Толковом словаре – под одной крышей собралось много

Слайд 12
Как?! – удивился Составитель. – Ведь я только что отвел слово

НАРЯД на его законное место.
Извините, - возразило слово НАРЯД, - мы встречаемся с вами впервые. Вот моя характеристика: я имя существительное, обозначаю документ, распоряжение на выполнение какой-нибудь работы («наряд на погрузку»)
Все ясно, - ответил Составитель. – Вышло недоразумение. Вы действительно иное слово НАРЯД, однофамилец первого. Вас нужно поместить в другую словарную статью.
Так и порешили.

Как?! – удивился Составитель. – Ведь я только что отвел слово НАРЯД на его законное место.Извините, -

Слайд 13«Перевертыши»
Гибкий лук - …
Водопроводный кран - …
Вкусные лисички - …
Хлебный ток

- …
Ржавый ключ - …
Песчаная коса - …

«Перевертыши»Гибкий лук - …Водопроводный кран - …Вкусные лисички - …Хлебный ток - …Ржавый ключ - …Песчаная коса

Слайд 14Проверь себя:
Гибкий лук – зеленый лук
Водопроводный кран – подъемный кран
Вкусные лисички

– рыжие лисички
Хлебный ток – электрический ток
Ржавый ключ – скрипичный ключ
Песчаная коса – девичья коса
Проверь себя:Гибкий лук – зеленый лукВодопроводный кран – подъемный кранВкусные лисички – рыжие лисичкиХлебный ток – электрический

Слайд 15Шуточные вопросы
Какую строчку не сможет прочитать ни один учёный?
Какой бор никогда

не имеет листвы?
Всякий ли барабан – музыкальный инструмент?
Всякий ли цилиндр – шляпа?
У каких башмаков не бывает каблуков?


Шуточные вопросыКакую строчку не сможет прочитать ни один учёный?Какой бор никогда не имеет листвы?Всякий ли барабан –

Слайд 16Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы.
В темноте сидеть было

неприятно.
Мама начала седеть.
Апельсин – плод цитрусового дерева.
По реке проплывал плот.
Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы.В темноте сидеть было неприятно.Мама начала седеть.Апельсин – плод цитрусового

Слайд 17Запомни!

В языке есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному в

зависимости от значения, смысла слова. Омофоны – омос – одинаковый, фонс – звук.
Запомни!В языке есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному в зависимости от значения, смысла слова. Омофоны

Слайд 18Найдите омофоны в следующих предложениях:
Мне избушку отворите и капустки отварите.
Скоро встречу

я в лесу настоящую лису.
Пока на лавке посидел,я от снега поседел.

Найдите омофоны в следующих предложениях:Мне избушку отворите и капустки отварите.Скоро встречу я в лесу настоящую лису.Пока на

Слайд 19Омографы – слова, которые совпадают
в написании, но различаются
в произношении

(ударении).

БЕЛКИ БЕЛКИ

Омографы – слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (ударении).БЕЛКИ

Слайд 20ГВОЗДИКИ ГВОЗДИКИ

ГВОЗДИКИ     ГВОЗДИКИ

Слайд 21 ЗАМОК ЗАМОК


ЗАМОК       ЗАМОК

Слайд 22Домашнее задание:


& 66, упр. 348,
приготовить рисунок
рассказ об омонимах

Домашнее задание:& 66, упр. 348, приготовить рисунокрассказ об омонимах

Слайд 23Подведём итоги:
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас слышат,
Одинаково нас

пишут.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу далеки.
Я. Козловский
Подведём итоги:Мы слова из русской речи,Из родного языка!Одинаково нас слышат,Одинаково нас пишут.Но важна не только внешность,Потому не

Слайд 24Продолжи предложения:

Сегодня на уроке я узнал…
Мне понравилось…
Было трудно…


Синквейн
Омонимы
Продолжи предложения: Сегодня на уроке я узнал…Мне понравилось…Было трудно…

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть