Слайд 1Тема урока:
«Правописание НЕ с причастиями»
Слайд 2Цели урока:
Вырабатывать правильный способ действия при выборе
слитного и раздельного написания не с причастиями и руководствоваться им при решении типовых задач.
Слайд 3 Вы готовы к работе, взаимовыручке, новым открытиям? Посмотрите друг на
друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу успеха! Я уверена, что у нас с вами все получится! Мы будем работать сегодня в парах и группах и, конечно, коллективно. Каждый из вас будет сам оценивать свою работу на уроке, выставляя отметки в оценочный лист. Открываем тетрадь. Записываем число.
Мотивация к учебной деятельности
Слайд 4Не-… (непрочный)
Не-… (не знает)
Не- …
Слайд 5
1. Диктант
Записать номера слитного и раздельного написания
1)(Не)широкая, а узкая
дорога; 2)(не)был в школе; 3)(не)годовал по поводу проступка; 4)чувствовать (не)искренность; 5)(не)уклюжий медвежонок; 6)ценим (не)праздность а трудолюбие; 7)(не)объятная даль; 8)(не)сделал ничего предосудительного; 9)(не)дорогой, но красивый материал; 10)(не)решительность, а робость; 11)выразить (не)нависть; 12)брошь (не)золотая, 13)(не)широкая проселочная дорога; 14)сделал (не)меньше двух попыток; 15)ни в чем (не)нуждался; 16)никто (не)видел; 17)ни для кого (не)делал исключений.
Слайд 6 ЭТАЛОН для проверки:
раздельно: 1 2 6 8
10 12 14 15 16 17
слитно: 3 4 5 7 9 11 13
Слайд 7Фиксация затруднения:
Выберите написание с НЕ для слов: Трава (не)скошена,(не)погасший костер, (не)выносимая
духота, ничем (не)нарушаемая тишина, скамейки (не)покрашены, (не)крашеный забор, еще (не)окрепший после болезни, (не)выученные уроки.
Слайд 8--Какую закономерность вы заметили?
(Написание соответствует написанию уже
известных нам частей речи)
(краткие причастия, глаголы являются сказуемыми и написание должно быть одинаковое, причастия, прилагательные должны писаться сходно).
Выдвижение гипотизы
Слайд 9Проверка гипотезы:
Не прочитано – не прочитал
Неинтересный - непрочитанный
Слайд 10Проверка гипотезы:
Нам (не)дано предугадать, как слово наше отзовется.- Мы (не)сумели предугадать.
(Не)прочитанная
книга – (не)разгаданная тайна.
Объясните смысл этих высказываний.
Обращение к материалу учебника стр.271
Слайд 11
Выработка пошагового действия
Чтобы правильно написать слово с НЕ нужно:
1. Определить часть
речи.
2. Определить полное или краткое причастие.
3. Если краткое - пиши раздельно. Если полное – определи, употребляется ли причастие без НЕ
4.Если нет – пиши слитно . Если да – установи, есть ли противопоставление с союзом А
5.Если есть – пиши раздельно. Если нет –?Обращаемся к материалу учебника, выясняем следующий шаг:
6. Определи, есть ли при причастии зависимое слово (причастный оборот).
6.Если нет – пиши слитно, если есть – пиши раздельно.
Слайд 12
Пошаговые действия
Причастие полное-проверь,
употребляется ли без НЕ
Да-
проверь, есть ли
противопоставление с союзом
а
Нет-
Пиши слитно
Нет-определи:
есть ли зависимое слово
Есть-пиши раздельно
Слайд 13
Нет-пиши слитно
Есть-пиши раздельно
Зависимое слово
.
Слайд 14
Если нам без НЕ нельзя, слитно пишемся, друзья
Веселый алгоритм
Если что-то против
нас
иль от нас зависит, –
ты частицу отдели,
НЕ раздельно напиши
Слайд 15
Мы будем учиться правильно писать НЕ с причастиями, пользуясь способом
действий, который мы выработали.
Цель нашей деятельности на уроке
Слайд 16Тема нашего урока:
Правописание НЕ с причастиями
Слайд 17Применение алгоритма
Письмо не доставлено – причастие, краткая форма-пишем раздельно;
невзлюбившая падчерицу –
причастие, полная форма, без НЕ не уп-ся – пишем слитно;
не прекращающийся, а усиливающийся дождь – причастие, полная форма, есть противопоставление с союзом А – пишем раздельно;
непрекращающийся дождь – причастие, полная форма, нет противопоставление с союзом А, нет зависимых слов – пишем слитно…
Слайд 18Распределительный диктант
Распределите слова на группы по написанию с НЕ
(Не)замеченная учеником ошибка
(Не)греющее
солнце
(Не)проветренная комната
Комната (не)проверена
(Не)освещенная улица
(Не)доумевающий взгляд
(Не)сложенные, а разбросанные вещи
(Не) прекращавшийся всю ночь дождь
раздельно
2 1
3 4
5 7
6 8
Ключи:
Слайд 20Самостоятельная работа
В каком предложении не со словом пишется
раздельно?
а) (Не)заметная серая птичка выпорхнула из кустов.
б)(Не)вдалеке от дома начинался лес.
в)(Не)распроданные игрушки уценили.
г)Дуня (не)лишена обаяния.
Слайд 21
2.В каком предложении не со словом пишется слитно?
а)Коту Тимофею (не)меньше десяти
лет.
б)Воздух еще (не)ставший знойным, приятно освежает.
в)(Не)сули журавля в небе, а дай синицу в руки.
г)У Насти были (не)правильные черты лица
Слайд 22
3.В каком предложении не со словом пишется слитно?
а)Базаров (не)сумел реализовать себя
в жизни
б)Ключи до сих пор (не)найдены.
в)Дом у Петровых (не)большой, но очень уютный.
г)Брат (не)удостоил его даже упреком.
.
Слайд 23
4.В каком предложении не со словом пишется раздельно?
а)Эта задача (не)решена учениками.
б)(Не)яркое
пламя освещало письменный стол.
в)А кругом на полях (не)пробудная тишь.
г)Кате стало (не)стерпимо обидно
Слайд 24
5.В каком предложении не со словом пишется раздельно?
а)Со мной поздоровался (не)знакомый
человек.
б)Всех смутили (не)проверенные слухи.
в)Человек, (не)уважающий других, сам (не)заслуживает уважения.
г)Усадьбу окружал (не)частый забор
Слайд 25
-Что нового для себя вы сегодня открыли?
-Чему учились на уроке?
-Вы
достигли цели?
-От чего зависит выбор слитного и раздельного написания НЕ с причастиями?
Слайд 26Ключи к самопроверке:
1. г
2. г.
3. в
4. а
5. в
Слайд 27Домашнее задание
п.77. Упр.652 (Выписать из худ. произведения предложения, содержащие
причастие с орфограммой «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». Графически обозначить условия выбора орфограммы).