Слайд 1Презентация на тему: Повторение по теме «Имя прилагательное»
Разработала учитель русского языка и
литературы МКОУ СОШ№2 Оказова А.В.
Слайд 2Цели презентации:
Образовательная: - обобщить и систематизировать знания по морфологии имени прилагательного, систематизировать знания,
умения, навыки по данной теме; развивать умение творческого применения знаний для решения практических задач.
Развивающая: - развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ), эмоционально-чувственную сферу, психические процессы (воображение, внимание), речь учащихся.
Воспитательная: - воспитание бережного отношения к языку и окружающей природе.
Слайд 3Результаты освоения учебного материала урока:
распознавание прилагательных в тексте;
построение речевых высказываний с
употреблением имён прилагательных.
Личностные УУД:
испытать гордость за богатство и выразительность русского языка;
уметь видеть прекрасное в природе, языке , в творчестве;
осознать роль прилагательных в устной и письменной речи;
эмоционально «проживать» текст ,выражать свои эмоции.
Регулятивные УУД:
самостоятельно работать с тестом, корректировать и оценивать;
владеть приёмами языкового анализа, сравнения и обобщения.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
учиться работать в паре, группе;
умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Слайд 4Обратимся к стихам А.А.Фета:
Ещё
светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь,движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Ребята ,попробуем определить тему данного стихотворения .О чём писал поэт?
(О природе, о том ,что приближается дождь, и какие изменения происходят вокруг. Как воробей купается в песке, радуясь этому событию. Автор запечатлел в своих стихах этот прекрасный миг ожидания.)
Слайд 5Закрепление изученного материала.
А теперь, чтобы проверить свои силы
и способности необходимо разделиться на две команды. На ваших карточках половина пословицы. Вторую часть вы должны найти и составить пословицу.
Дружба не гриб-
Век живи-
Нет друга - ищи,
Без терпенья-
Старый друг
Друга иметь-
Без муки
в лесу не найдёшь.
век учись.
а найдёшь-береги.
нет ученья.
лучше новых двух.
себя не жалеть.
нет и науки.
Итак, в первой команде те, у кого пословицы на тему «дружба», во второй – на тему «знание». Придумайте себе название и выберите капитанов. От того, как вы правильно, быстро, четко будете отвечать, зависит ваш успех.
Слайд 6Разминка:
Команды задают друг другу вопросы и отвечают
Какую часть речи называют прилагательным?
На
какие вопросы отвечают прилагательные и каким членом предложения являются?
Какие степени сравнения может иметь прилагательное?
Как мы узнаем качественные прилагательные?
Какие прилагательные имеют степени сравнения? Полную и краткую форму?
Как изменяются прилагательные? (по родам, числам и падежам)
От чего зависит род, падеж, число прилагательных? (они полностью зависят от существительных)
Какие прилагательные называются относительные? Притяжательные?
- Морфологический разбор имён прилагательных: золотой и душистым из стихотворения А.Фета.
Слайд 7ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
1. Часть речи и общее грамматическое значение.
2. Начальная
форма (Им. п., ед.ч., м.р.) и морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- разряд.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной или краткой форме (только у качественных и некоторых притяжательных),
- сравнительной или превосходной степени (только у качественных),
- числе (нет в простой сравнительной форме),
- роде (нет во множественном числе и у простой сравнительной форме),
- падеже (нет в краткой форме у качественных, в простой сравнительной форме).
3. Синтаксическая роль прилагательного
-Чудесно, молодцы, ребята.
Слайд 8Анализ текста
1.Однажды зимой мы отправились в лес. В (…) бору было
тихо .Все покрыто (…) снегом. В (…) воздухе носились (…) (…) пушинки. Ветви украсились (…) инеем. В этом (…) (…) наряде каждая ветка казалась (…).
2.Великолепен вид (…) леса. Все покрыто (…) снегом.(…) воздух тонок и жгуч. Снег опушил (…) деревья и кусты. По ним скользят (…) (…) лучи и обсыпают их (…) блеском. Но вот мороз начинает сдавать., и меркнет яркость (…) неба.
- К какому типу речи относится этот текст?
(Это описание, так как автор дает характеристику предмету путем перечисления его признаков).
- Ребята, дополните предложения прилагательными.
Слайд 10Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги
вместе
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладоши,
И потопаем немножко.
А теперь представим ,детки,
Будто руки наши ветки,
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели,
И на доску посмотрели.
Слайд 11Задание
Запишите прилагательные в составе словосочетаний , правильно распределив их по
разрядам: качественные , относительные , притяжательные.
Холодный ветер, северное течение, оленья тропа, соленый океан, девичья коса, железный характер, лисий хвост , осенний наряд, папино желание, розовый закат, мудрый человек.
- Найдите в тексте краткие прилагательные, объясните их синтаксическую роль..
((…) воздух тонок и жгуч.)
3. Задание: согласование прилагательных с существительными.
- Как согласуются прилагательные с существительными
(в роде числе и падеже)
Преобразовать сочетания слов в словосочетание «прилаг.+сущ.».
Пух лебедя-
Шкаф для книг-
Сок лимона-
Трава около дороги-
Ложка из дерева-
Дом из камня-
Носки из шерсти-
Перчатки из кожи-
Очень тонкая талия-
Выделить суффиксы в именах прилагательных.
Слайд 12Согласовать прилагательные с существительными:
1.Искусный (ювелир,шёлк,руки,гончар,камень).
2.Искусственный (ювелир, шёлк,руки.гончар.камень)
Паронимы-слова ,одинаковые по звучанию,различаюшиеся своим
написанием и лексическим значением.(дружеская (улыбка) и дружественная(остановка),хозяйский (двор) и хозяйственный (магазин) ).
Тест
В какой строке все слова пишутся с –нн- ?
Весе…ий, серебря…ый, огне…ый, соломе…ый;
авиацио…ый, мороз…ый, торфя…ой,сезо…ый;
пчел…ый, тума…ый, бараба…ый, почве…ый;
деревя…ый, карма…ый, коре…ой, фирме…ый.
В каких предложениях частица не пишется со словами раздельно?
Мне хочется (не)дорогой подарок,а от души.
(Не)обычный вид ваш всех удивил.
А кругом на полях (не)пробудная тишь.
В стороне стоял этот( не)уклюжий мальчик..
ТЕСТ
1.. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
(журнально)газетный, (ярко)красный, (алма)атинский
(пяти)этажный, (юго)западный, (двадцати)миллионный
(нефте)наливной, (широко)плечий, (бледно)зеленый
2. В каком ряду все слова пишутся слитно?
(научно)фантастический, (вагоно)ремонтный, (русско)японский
(черно)бровый, (древне)русский, (средне)вековый
(трудо)любивый, (девяти)этажный, (шахматно)шашечный.
3.От существительных образуйте прилагательные с суффиксами К и СК.
Француз- кучер-
Ткач- июнь-
Низ- богатырь-
Скользить- матрос-
Повар-
4. В каком ряду допущены речевые ошибки
Более сильнейший.
Более легче.
Более слабый
Сильнее всех
Самый белый
Очень умный
Самый умнейший.
5. В каких предложениях есть прилагательные, употребленные в значении существительного?
1) Детская комната была оклеена веселыми обоями?
2)Из ванной доносился всплеск воды.
3)Столовая вмиг опустела.
4) Все расступились, освобождая дорогу пожарному со спасенным малышом в руках.
Слайд 14Творческая работа
- Составьте связный текст из 3-4 предложений на тему «зимний
пейзаж», используя средства художественной выразительности.