Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
«Что за прелесть эти сказки»
Слайд 2 Эпиграф к уроку.
Слушая сказки А.
С. Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово…
С. Я. Маршак.
Слайд 3 Цели и задачи урока:
образовательная: выяснить уровень усвоения знаний
обучающихся по пройденной теме, их способность применять полученные знания в жизни, как в знакомых условиях, так и в новых учебных ситуациях;
развивающая: развивать познавательную активность, нравственный потенциал,мыслительную деятельность и творческие способности; развивать навык самоорганизации и самооценки; создать условия для проявления индивидуальности каждого ребенка.
воспитательная: воспитывать коммуникативные способности обучающихся, внимательность; расширить литературный кругозор обучающихся; привить любовь и общественный интерес к произведениям А.С.Пушкина.
–это занимательные повествования о необыкновенных событиях и приключениях.
Фольклорные
Литературные
вид устного народного творчества
авторские сказки, созданные в письменной форме
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Г.Х. Андерсен «Снежная королева»
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
«Теремок»
«Лиса и волк»
Сказки о животных
Волшебные сказки
« Гуси-лебеди»
«Морозко»
«Каша из топора»
«Жена-спорщица»
Бытовые сказки
Слайд 5 Детские годы.
Александр Сергеевич Пушкин
родился 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганннибала, выходца из Северной Абиссинии, нареченного в России Абрамом Петровичем.
Отец поэта слыл острословом, увлекался литературой. Сергей Львович имел большую библиотеку, состоящую в основном из сочинений французских авторов, писал стихи на русском и французском языках.
Пушкин рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение. Воспитание поэта было французским. Благодаря няне Арине Родионовне и бабушке Марье Алексеевне Пушкин выучил русский язык.
Слайд 6 Лицейские годы (1811-1817)
Лицей помещался в Царском Селе -
летней императорской резиденции, во флигеле Екатерининского дворца. Уже само местоположение делало его как был придворным учебным заведением. Возглавили Лицей передовые по своим убеждениям, прекрасные педагоги В.Ф. Малиновский и позднее Е.А. Энгельгардт. К чтению лекций были приглашены опытные преподаватели А.П. Куницын, И.К. Кайданов, Н.Ф. Кошанский, Д.И. де Будри. Учили многому: русскому, французскому, немецкому языкам и латыни, словесности, логике, нравственным наукам, политической экономии, математике, физике, военному делу. Явно преобладали гуманитарные науки.
Слайд 11«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Слайд 12Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит...
Пес как прыгнет, завизжит...
Но царевна в обе руки
Хвать - поймала. "Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед".
Слайд 13Сказка о рыбаке и рыбке
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
"Отпусти
ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь
Слайд 14Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о царевне лебеди
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Слайд 15Сказка о золотом петушке
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул
со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился... и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Слайд 16Сказка о попе и работнике его Балде
Глядь -- а Балда
братца гладит,
Приговаривая: "Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! отдохни, родимый".
Бесенок оторопел,
Хвостик поджал, совсем присмирел,
На братца поглядывает боком.
"Погоди,-- говорит,-- схожу за оброком".
Слайд 19Лингвистическая задача: Подберите к выделенному в первом примере слову синонимы из
последующих примеров.
К выделенным словам приведенных предложениях найдите в синонимы.
Слайд 20Разгадай кроссворд:
1. Чего попросил старик у золотой рыбки
в первый раз?(Сказка о рыбаке и рыбке).
2.Что грызла белка под елью в « Сказке о царе Салтане»?.
3.Кого встретил поп на базаре?(Сказка о попе и о работнике его Балде)
4.Что было дано в приданое царице?(Сказка о мертвой царевне…).
5.Что стоит на курьих ножках без окон ,без дверей?(У лукоморья…)
4
5
Слайд 22Чему меня научили сказки А.С. Пушкина?
верности
трудолюбию
смелости
доброте
благородству
Слайд 23Тестирование с помощью компьютерной программы TestEdu
Эти тесты можно использовать без подключения
к Интернету. Тесты получаются интерактивные, и учителю не надо будет проверять результат, программа сама за Вас проверит и выдаст процент правильно решенных заданий.
Вывод:
«Пушкинская сказка –прямая наследница сказки народной... Чистота ,ясность ,живая действенность пушкинского сказочного слова будут всегда для нас эталоном –золотой мерой поэтического совершенства».
Слайд 25 Домашнее задание:
Написать сочинение по сказкам А.С.Пушкина на
тему : «Сказка ложь ,да в ней намек! Добрым молодцам урок».