Презентация, доклад к уроку по русскому языку на тему Волшебство морфем в 5 классе

Содержание

1.7.10Страна МорфемияДеревня окончанийПриставскПосёлок суффиксовГород Корней

Слайд 11.7.10
ВОЛШЕБСТВО МОРФЕМ

1.7.10ВОЛШЕБСТВО МОРФЕМ

Слайд 21.7.10
Страна Морфемия
Деревня
окончаний
Приставск
Посёлок суффиксов
Город Корней

1.7.10Страна МорфемияДеревня окончанийПриставскПосёлок суффиксовГород Корней

Слайд 31.7.10

Отгадайте загадки

Я у дуба.   

Я у зуба.    Я у слов и у цветов.    Я упрятан в темноту.    Я не вверх, а вниз расту
1.7.10  Отгадайте загадки    Я у дуба.    Я у зуба.    Я у

Слайд 41.7.10





После корня он стоит, перед окончанием
 Его я, если заменю, другое слово

получу.
 Обозначу уголком, называю домиком
1.7.10После корня он стоит, перед окончанием  Его я, если заменю, другое слово получу.  Обозначу уголком, называю домиком

Слайд 51.7.10
Доскажите словечко:




Перед корнем есть…………… Слитно пишется она. И

при помощи …………………..
Образуются слова.
1.7.10 Доскажите словечко:  Перед корнем есть……………  Слитно пишется она. И при помощи …………………..Образуются слова.

Слайд 61.7.10

На конце любого слова      ………….. ищет Вова. С другим словом держит

связь.     ……………он найдет
Его в рамочку возьмет

1.7.10На конце любого слова      ………….. ищет Вова. С другим словом держит связь.     ……………он найдетЕго в рамочку

Слайд 7



Зачем знать морфемы?

чтобы правильно писать слова;



Чтобы правильно употреблять слова;








чтобы удивляться возможностям языка
Зачем знать морфемы?

Слайд 8
Морфемы - это значимые части слова: приставка, корень слова, суффикс и

окончание.


1.7.10

Морфемы - это значимые части слова: приставка, корень слова, суффикс и окончание.1.7.10

Слайд 91.7.10

Давно это было. На волшебной поляне поселились корни.
Они обладали удивительной

способностью разрастаться.
Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова-веточки,
назвали их однокоренными.
А так-так они все были дети одного папы-корня,
то еще их назвали родственными.
Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные
слова соорудили корню домик,
вот такой округлый и уютный.


1.7.10Давно это было. На волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из

Слайд 101.7.10


Выписать группу, где все слова родственные.






1.Еда, едет, единый.    

 
2.Горячий, горянка, горчица.    
3. Косматый,  космический.    
4. Родина,  родной.
1.7.10Выписать группу, где все слова родственные. 1.Еда, едет, единый.       2.Горячий, горянка, горчица.    

Слайд 111.7.10



В каком слове корень "ВОД" не имеет значения жидкости? а) вода б)

водопровод в) газопровод г) водосточный
1.7.10В каком слове корень

Слайд 121.7.10
Приставки всегда существовали в волшебной стране русского языка. До одного прекрасного

дня все приставки были одиноки, но в этот день одна очень умная Приставка решила подружиться с другими частями слова. Сначала Приставка подошла к Окончанию и сказала: «Давай дружить!» Но злое Окончание отказало Приставке. Затем Приставка подошла к Суффиксу, но и он отверг ее предложение. У Приставки осталась надежда только на Корень. И, как ни странно, Корень подружился с ней, и с тех пор они дружат.
1.7.10Приставки всегда существовали в волшебной стране русского языка. До одного прекрасного дня все приставки были одиноки, но

Слайд 131.7.10
Прочитайте слова. Назовите те, которые образованы приставочным способом.



Пр..ятно, пр..рода, пр..спокойно, пр..шли,

пр..ветливо, пр..чудливые.


1.7.10Прочитайте слова. Назовите те, которые образованы приставочным способом.Пр..ятно, пр..рода, пр..спокойно, пр..шли, пр..ветливо, пр..чудливые.

Слайд 141.7.10
Выразите одним приставочным глаголом или прилагательным следующие понятия:

а) Лишить возможности причинять

вред –
б) Покрыть сплошными царапинами –

в) На некоторое время задуматься –
г) Не имеющий определенной формы –).
1.7.10Выразите одним приставочным глаголом или прилагательным следующие понятия:а) Лишить возможности причинять вред – б) Покрыть сплошными царапинами

Слайд 151.7.10
Давным – давно по соседству были расположены несколько деревень и городов.

В одной жили корни, в другой- суффиксы, еще приставки и окончания. Между ними протекали широкие и глубокие реки. Жители деревень и городов плыли друг к другу в гости на лодках, общались, но не все могли управлять лодкой, а на тот берег хотелось всем. И вот решили они объединиться и построить через реку мост. Мост получился отличный. Жители деревень и городов жили дружно, весело.
1.7.10Давным – давно по соседству были расположены несколько деревень и городов. В одной жили корни, в другой-

Слайд 161.7.10
КНИГА
книжечка
книжонка
книжка
книжища
книжица

1.7.10КНИГА книжечкакнижонкакнижкакнижищакнижица

Слайд 171.7.10

Замените  словосочетание  одним  словом  с нужным  суффиксом. Выделите  этот суффикс.

1.Музыкант, играющий

 на трубе –
2.Смелый человек –
3.Хитрый человек –
4.Тот, кто любит  шутить –
5.Тот, кто богат на выдумки –
6.Специалист по химии –
7.Качество хвастливого человека –
8. Синоним слова  стройка  -
9. Тот, кто  пашет землю –
10.Гриб. растущий под березами –
1.7.10Замените  словосочетание  одним  словом  с нужным  суффиксом. Выделите  этот суффикс.1.Музыкант, играющий  на трубе –2.Смелый человек –3.Хитрый человек

Слайд 191.7.10







Выписать слова с нулевым окончанием.

Заседание, высокий, гонец, нет мест, написать, невелик,

 улица, вывела, площадь, сказал,  бросились.








1.7.10Выписать слова с нулевым окончанием.Заседание, высокий, гонец, нет мест, написать, невелик,  улица, вывела, площадь, сказал,  бросились.

Слайд 203 задание


Разобрать слова по составу:
1 команда: лесной, колокольчик, сорока, осыпало.
2

команда: Снежная, вздрагивал, приближался, ветерок.
3 команда: Подбежал, подоконник, рассмотрел, книжка
4 команда: Осенний, свисток, подпрыгнули, тумбочка


3 заданиеРазобрать слова по составу: 1 команда: лесной, колокольчик, сорока, осыпало.2 команда: Снежная, вздрагивал, приближался, ветерок.

Слайд 211.7.10
1 3начимая часть слова.
.
2 Главная значимая часть слова.

3 Морфема,

стоящая перед корнем. (Приставка).

Слова, имеющие одинаковый корень, называются ...?

морфема, стоящая после
корня и образующая слова.

6 Часть слова без окончания.
1.7.101 3начимая часть слова. .2 Главная значимая часть слова. 3 Морфема, стоящая перед корнем. (Приставка).Слова, имеющие одинаковый

Слайд 22Игра«Подбери пару».
Задание: составь из частей целое слово.
Пол

Ежи
Банк Оса
Яр Точка
Вол Кот
Зал Рот
Бой Марка
Сено Рис
Кипа Окно
Вес Вал

Игра«Подбери пару».Задание: составь из частей целое слово.Пол

Слайд 23Ответы к игре: «Подбери пару»



Пол

Ежи
Банк Оса
Яр Точка
Вол Кот
Зал Рот
Бой Марка
Сено Рис
Кипа Окно
Вес Вал

(полоса, банкрот, ярмарка, волокно, залежи, бойкот, сеновал, кипарис).

Ответы к игре: «Подбери пару» Пол

Слайд 24Подведение итогов
- Морфемика — это раздел науки о языке, в котором

изучается состав (строение) слова.
Ребята, вы сегодня хорошо поиграли и в то же время вспомнили, обобщили изученное о морфемике. Все молодцы!!!
Подведение итогов - Морфемика — это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.Ребята, вы

Слайд 25Продолжи сказку на тему: «Морфемика», включив в нее следующие термины: приставка,

корень, суффикс.
Приехали в страну Морфемика три богатыря. Имен их никто не знал. Понравилась им эта страна, и решили поселиться в ней. Морфемикой правил король Русский язык…

Домашнее задание

Продолжи сказку на тему: «Морфемика», включив в нее следующие термины: приставка, корень, суффикс.Приехали в страну Морфемика три

Слайд 26
Помни при разборе слова:

Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка - впереди.

1.7.10

Помни при разборе слова:      Окончанье и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть