Слайд 1Двадцатое декабря
Классная работа
Слайд 2ЭПИГРАФ УРОКА
Лишь знаньем жив человек,
Лишь знаньем движется век.
Лишь знанье- светоч
сердец.
Абай
Слайд 3Сложные предложения- это предложения ,состоящие из двух и более простых предложений.
Они отличаются от простых предложений тем ,что имеют более одной грамматической основы и выражают более сложные мысли.
Слайд 4Пример: Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела.
У каждого есть в жизни высота , которую он должен взять когда-то.
Слайд 5Чем отличается сложное предложение от простого?
Было ясно и тихо и дымились
трубы.
После грозы всё благоухало и сверкало.
,
И
1)
2)
и
Было ясно и тихо и дымились трубы.
После грозы всё благоухало и сверкало.
1)
Слайд 7Сложносочинённое предложение
ССП
Части предложения не зависят друг от друга.
Соединяются сочинительными союзами и, да, но, а, или, либо, зато, однако, то -то, не то - не то, ни - ни, тоже, также, не только – но и, как – так и.
/Окна во всех корпусах были ярко освещены/, и /оттого на громадном дворе казалось очень темно/.
,
И
Слайд 8В сложносочиненных предложениях, как правило, запятая ставится перед всеми союзами, соединяющими
их части, в том числе и перед соединительными и разделительными (в отличие от простого предложения).
Звёзды уже сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.
Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простора нет.
Слайд 9ЗАПЯТАЯ между частями сложносочинённого предложения не ставится, если предложения имеют:
общий второстепенный
член.
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
общее придаточное предложение.
Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, (когда я вернулся в комнату).
общее вводное слово или предложение.
По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.
Слайд 10Если оба самостоятельных предложения, соединенные сочинительным соединительным или разделительным союзом, содержат
вопрос, то запятая между ними не ставится.
Как собака попала сюда и почему дверь не была закрыта?
Слайд 11Как приятно гулять в саду вечером и как удивительно пахнет жасмин!
Если оба самостоятельных предложения, соединенные сочинительным соединительным или разделительным союзом, являются восклицательными (содержат восклицательные частицы), то запятая между ними не ставится .
Слайд 12Если оба самостоятельных предложения, соединенные сочинительным соединительным или разделительным союзом, содержат побуждение
(сказуемые выражены формой повелительного наклонения), то запятая между ними не ставится .
Напиши письмо сам или давай напишем вместе.
вдруг припускал косой
крупный дождь.
Нахождение соответствий
2.Надвинулась огромная туча,
1.Солнце светит уже по весеннему,
3.Ночь прошла под большой луной,
4.То падал как будто туман,
2. и к утру лег первый снег.
3. однако в доме пасмурно.
4. и в степи стало темно.
Слайд 14
13, 24, 32, 41
Нахождение
соответствий
(ответ)
Слайд 15
Сложноподчиненное предложение
СПП
Слайд 16Одно предложение зависит от другого.
,
что
И так наивна песня зимняя, что грех
Слайд 18ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ
Относятся к существительным.
Отвечают на вопрос какой?
Присоединяются союзными словами: относительными местоимениями и
наречиями который, какой, что, где, куда, откуда.
Мы отправились к озеру, где была
расположена база отдыха.
Какому?
Слайд 19ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ
Относятся к глаголу (часто со значением речи)
Отвечают на вопросы что, чего,
кого, чему, кому, чем, кем, о ком, о чём.
И тут я понял, что успеть к отходу
поезда мне не удастся.
Что?
Слайд 20Обстоятельственные
Образа
действия и
степени
Времени
Причины
Уступки
Цели
Места
Следствия
Сравнения
Условия
Когда?
Как?
Где?
Зачем?
Вопреки чему?
При каком условии?
Почему?
Что из этого следует?
Слайд 21Определите виды придаточных предложений
І группа
1.С тех пор она старалась всё делать
так, чтобы её хвалили.
2.Нет величия там, где нет места подвигам.
3.Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.
ІІ группа
1.Этот дом назывался постоялым двором,хотя возле него никакого двора не было.
2.Язык существует для того,чтобы люди общались друг с другом.
3.Так как был сильный ветер,тучи быстро рассеялись.
Слайд 22Определите виды придаточных предложений
І группа
1.С тех пор она старалась всё делать
так, (как?) чтобы её хвалили.
2.Нет величия там, (где?) где нет места подвигам.
3.Не на пользу книги читать, (при каком условии?) коль одни вершки глотать.
ІІ группа
1.Этот дом назывался постоялым двором (несмотря на что?), хотя возле него никакого двора не было.
2.Язык существует для того,(для чего?)чтобы люди общались друг с другом.
3.(Почему?)Так как был сильный ветер,тучи быстро рассеялись.
Слайд 231. Слова мудрые часто называют простыми, потому что такие слова у
многих простых людей возбуждают собственную мысль.
2. Где мысль сильна , там и дело осилишь.
3. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
4. Чтоб свободно и радостно жил человек, укрепляем мы нашу Отчизну..
5. Живите так , чтобы каждый день казался новым
6. Когда человек видит свои недостатки со стороны, он их быстрее исправляет.
Слайд 24
Разминка
Верно – 1, Неверно -0
Синтаксис - греческое слово, которое означает «составление»,
«
построение».
Предложения бывают простые, сложные, составные
Простые предложения, входящие в состав сложносочиненного предложения, всегда отделяются друг от друга запятой
Независимое предложение в составе сложноподчиненного предложения называется главным.
Придаточное предложение может стоять только после главного предложения. Союзы что, если, где, чтобы относятся к подчинительным.
В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно.-первая часть придаточное.
Союзы но, а, однако, -соединительные.
Дерево крепко корнями, человек-друзьями–это бессоюзное предложение
Слово пунктуация образовано от слова пунктуальный
Слайд 26
(I группы работают над признаками ССП , а II группы над
признаками СПП.)
Затем выявим общие признаки.
Слайд 271.Из 2 х и более простых
предложений .
2. Пр. предл. самост.
,
равноправн., независи-
мые друг от друга .
3. Сочинит союзы
4. Схема ССП :
и
, а , ….
но
….
1.Из 2 х неравноправных
частей.
2. Независ.предл.-глав-
ное . а зависимое
предл.- придаточное .
3. Подчинит. союзы и союзные слова .
4.Схема СПП :
[ ] , ( ) .
( ), [ ] .
[ , ( ) , ] .
1.Синтаксис.
2.Сложные .
3.Союзные .
4.По цели высказывания бывают повествовательные вопрос. , побудит.
1
2
(I группы работают над признаками ССП , а II группы над признаками СПП.)
Затем выявим общие признаки.
Слайд 28Слуховой диктант.
Распределите номера предложений по столбикам.
Нужное слово, если вовремя
сказано, всегда дорогу к сердцу найдет.
Без ученья нет знания, без знания нет дня.
Не стремись удивить мир красноречием, стремись удивить знаниями.
Знание – это сила, а незнанье- путь к неоправданным, ненужным ошибкам.
Мы живем в XXI веке- веке научных свершений, больших преобразований и надежд.
Коль с детства книги читать, ученым ты можешь стать.
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к семье, к своему жилищу, к своей школе.
Слайд 29Слуховой диктант.
Распределите номера предложений по столбикам.
Нужное слово, если вовремя
сказано, всегда дорогу к сердцу найдет.
Без ученья нет знания, без знания нет дня.
Не стремись удивить мир красноречием, стремись удивить знаниями.
Знание – это сила, а незнанье- путь к неоправданным, ненужным ошибкам.
Мы живем в XXI веке- веке научных свершений, больших преобразований и надежд.
Коль с детства книги читать, ученым ты можешь стать.
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к семье, к своему жилищу, к своей школе.
Слайд 30УГАДАЙ ДАТУ
Учитель зачитывает задания, учащиеся производят арифметические действия.
1. Где любовь
да совет, там и горя нет. К количеству знаков препинания прибавьте цифру 1.
2. От количества сочинительных союзных предложений отнимите количество типов придаточных в сложноподчинённых предложениях.
3.От количества придаточных обстоятельственных отнимите число 8.
4. От количества падежей в русском языке отнимите количество способов подчинительной связи слов в словосочетании.
Слайд 31Тест
1.Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
А)Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает
утро года.
В)Облака рассеялись,на темно – синем небе ярко засверкали звезды.
С)Я всматриваюсь в идушего и узнаю в нем своего знакомого.
Д)Нелегко выбрать дорогу,которая окажется тебе по сердцу.
Е)Книга – это инструмент наслаждения мудростью.
2.В сложносочененном предложении с соединительным союзом
А)указывается на чередование явлений
В)перечисляются явления,которые происходят одновременно или следуют одно за другим
С)указывается на возможность одного явления из двух или нескольких
Д)противопоставляется одно явление другому
Е)второе предложение дополняет смысл первого
3.Укажите количество пропущенных запятых в сложноподчиненном предложении:
Я расплатился с хозяином который взял с нас такую умеренную плату что Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению.
А)2
В)5
С)3
Д)4
Е)1
Слайд 324.Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным условным
А)Ягоды,которые мы собрали в лесу,оказались сочными
и вкусными
В)Физику мы изучаем для того,чтобы разобраться в физических явлениях природы
С)Отечеством мы зовем нашу страну потому,что в ней жили отцы и деды наши
Д)Если правильно выберешь профессию,работаешь с удовольствием
Е)Стало известно,что лето будет жаркое
5.Укажите сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом,относящимся к обоим предложениям (знаки не расставлены)
А)По небу голубому проехал грохот грома и снова все молчит.
В)Я полон дум о юности веселой но ничего в прошедшем мне не жаль.
С)Стою на развилке дорог и сердце вдруг замерло в груди.
Д)В небе первые звезды повисли в окнах тоже горят огоньки.
Е)За телегой шел взвод солдат и бежали густые толпы народа.
6.Укажите предложение с разделительным союзом:
А)Солнце светит уже по – весеннему,однако в доме пасмурно.
В)К утру буря утихла,мы тоже крепко заснули.
С)Блеснула молния,и грянул гром.
Д)То хрустнет ветка,то вскрикнет птица.
Е)Березы распустились,дубы же стояли обнаженные.
Слайд 337.Укажите сложносочиненное предложение с противительным союзом:
А)Нужное слово,если оно вовремя сказано,всегда дорогу
к сердцу найдет.
В)Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
С)Солнце поднимается над горизонтом и разбрасывает свои лучи на необъятные просторы.
Д)Солнце уже село, а в поле было еще светло.
Е)Туча пришла и дождик принесла.
8.Укажите схему данного предложения (знаки не расставлены)
В помещении коменданта толпились мрачные люди которые явились чтобы получить обмундирование и вооружение для отряда добровольцев.
А) ( ...), [...].
В) [...], (...).
С) [...], [...],(...).
Д) [...],(...),(...).
Е) [...(...)...].
9.Укажите сложносочиненное предложение:
А)Заревел раненый медведь и кинулся на охотника.
В)Ночь прошла под большой луной, и к утру лег первый снег.
С)Лебедь опустился на воду и сложил крылья.
Д)Улжан говорила горячо,откровенно,ничего не скрывая от сына.
Е)Лесная лужайка вся насыщена холодной водой.
10.Укажите предложение с придаточным изъяснительным:
А)Мы шли туда,куда вела лесная тропинка.
В)Человек,равнодушный к родному языку, - дикарь.
С)Я очень рада,что вы приехали.
Д)Пишите так,чтобы словам было тесно,а мыслям просторно.
Е)Он читал так,что ясно слышалось каждое слово.