Слайд 2
СЛОВО ДАНО ДЛЯ ТОГО ЧЕЛОВЕКУ,
ЧТОБЫ СВОИ ПОНЯТИЯ
СООБЩАТЬ ДРУГОМУ.
М.В. Ломоносов
Слайд 3Тест
Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова
Слова какого-либо
лица, передаваемые от его имени, называются ....
Прямая речь пишется с ... буквы и заключается в ... .
Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с ... буквы, перед ними ставятся ... и ...
Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится ....
Слайд 4Тест
Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.
Прямая речь
пишется с большой буквы и заключается в кавычки .
Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире.
Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие.
Слайд 5Взаимопроверка.
Ответ Оценка
7 -
«5»
6 - «4»
5-4 - «3»
Слайд 6Стихотворение Э. Успенского “Все в порядке”.
Мама приходит с работы.
Мама снимает боты.
Мама
проходит в дом.
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налет?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть, дом не наш?
- Наш.
Может, не наш этаж?
- Наш. Просто приходил Сережка. И мы поиграли немножко.
- Значит, это не обвал?
- Нет.
- Слон у нас не танцевал?
- Нет.
- Очень рада. Оказалось, я напрасно волновалась.
Слайд 7
Сколько действующих лиц участвовало в этом разговоре?
Как мы смогли это определить?
Попробуйте
самостоятельно сформулировать тему урока. Что мы
будем сегодня изучать?
Какую вы поставите перед собой цель?
Слайд 8Стихотворение Н. Найденовой
“В магазине”
Сегодня в магазине шум и суета.
Сегодня продавщица
все время занята.
Вот уж целых два часа
Раздаются голоса:
- Мне хорошую резинку!
- Мне альбом!
- А мне картинку.
- Дайте кисточку и клей!
- И линейку подлинней.
- Дайте два больших пенала!
- Дайте ножик раскладной!
- А у нас тетрадок мало. Нам прибавьте по одной.
Слайд 9
Сколько действующих лиц участвовало в этом разговоре?
Как мы смогли это определить?
Попробуйте
самостоятельно сформулировать тему урока.
Что мы будем сегодня изучать?
Какую вы поставите перед собой цель?
Слайд 10Цели урока:
1.Познакомиться с понятиями «монолог» и «диалог», «полилог".
2.Развивать умения
и навыки составлять диалог на предложенную тему.
3. Расставлять знаки препинания при диалоге; различать диалог и монолог.
4.Воспитывать культуру речи.
Слайд 11
Прочитаем определение в учебнике
(§ 49 стр.117).
Слайд 12Словарно-орфографическая работа
Монолог (греч) моно- «один»+logos – «речь»
Диалог (греч) диа –
«два» »+logos – «речь»
Полилог - (греч) поли – «много» »+logos – «речь»
Слайд 13
Нужно запомнить.
1. Диалог - разговор двух или нескольких
лиц.
Полилог - разговор множества лиц.
Монолог- речь одного человека.
2. Диалог состоит из реплик - слов каждого лица.
3. Реплика - ответ, возражение, замечание на слово собеседника в диалоге.
Каждая реплика пишется с новой строки.
Перед каждой репликой ставится тире.
- П!
- П?
- П.
Слайд 14Нужно запомнить.
4. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же
знаки препинания, что и в предложениях с прямой речью, но без кавычек.
1. А:
- П.
2. - П, - а.
3. - П! - а.
- П? - а.
5. Речь героев в диалоге всегда пишется с прописной буквы, а слова автора - в зависимости от места. Но чаще – со строчной буквы.
Слайд 15 Нужно запомнить.
6. Диалог, как и прямая речь, часто сопровождается обращением.
- Алексей, отца уважь!
7. В диалоге, как и в прямой речи, используются глаголы говорения и глаголы мысли.
Слайд 16Какие глаголы
используются
в диалоге.
сказал
спросил
говорил
произнес
ответил
попросил
шепнул
предложил
воскликнул
молвил
крикнул
отвечал
поблаго-дарил
продолжал
Слайд 17Нужно запомнить.
8. Иногда диалог и прямая речь могут быть в тексте
одновременно.
9. Диалог характерен для разговорного стиля.
10. В художественной литературе диалог нужен для характеристики героев.
Слайд 18
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Буратино потянулся,
Раз- нагнулся, два- нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно
не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Слайд 19
Работа в парах
Задание № 1, 2
Дополните текст, чтобы
получился диалог.
Задание № 3, 4
Придумайте и запишите диалоги
Слайд 20Задание № 1. Работа в парах.
Прочитайте текст. Можно ли назвать это
диалогом? Что здесь отсутствует? Дополните текст, чтобы получился диалог.
– Кто твой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила»? – спросил Андрей.
– ..., – ответил Витя.
– А почему? – спросил Андрей.
– ..., – ответил Витя.
– Какие черты характера Руслана ты хотел бы видеть в себе? – спросил Андрей.
– ..., – ответил Витя.
Слайд 21Задание № 2. Работа в парах.
Прочитайте текст. Можно ли назвать это
диалогом? Что здесь отсутствует? Дополните текст, чтобы получился диалог.
– …? – спросил Андрей.
– Мой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила» - Руслан, – ответил Витя.
– …? – спросил Андрей.
– Потому что он смелый, целеустремленный, не боится трудностей, – ответил Витя.
– …? – спросил Андрей.
– Я тоже хочу стать целеустремленным, – ответил Витя.
Слайд 22
Не заметили ли вы
еще какой-нибудь ошибки
в тексте этого
диалога?
Слайд 23
Неоправданный повтор
одного и того же слова.
Как мы можем это
исправить?
Слайд 24Какие глаголы
используются
в диалоге.
сказал
спросил
говорил
произнес
ответил
попросил
шепнул
предложил
воскликнул
молвил
крикнул
отвечал
поблаго-дарил
продолжал
Слайд 25Задание № 3. Работа в парах.
Придумайте и запишите диалоги из 4-5
реплик, используя «волшебные слова» в рамке со страницы 118 учебника.
Диалог Солнца и Дождя.
Кто полезнее человеку в природе
Слайд 26Задание № 4. Работа в парах.
Придумайте и запишите диалоги из 4-5
реплик, используя «волшебные слова» в рамке со страницы 118 учебника.
Диалог Ручки и Тетради.
Белоснежная Тетрадь возмущается грязью
и помарками,
оставляемыми Ручкой
Слайд 27
Запишем
диалог (2-3 реплики) в тетрадях,
соблюдая все знаки препинания.
Слайд 28
Что мы сегодня узнали нового?
Диалог- это…
Диалог состоит из…
Каждая реплика пишется с …
Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но…
Диалог используется в следующих стилях:…
Монолог- это…
Полилог – это…
Слайд 29Домашнее задание.
§ 49 – прочитать.
Упр. 253.
Или
2. Составить диалог, используя одну из
схем (см. файл в Электронном дневнике).
Слайд 30
Схема №1.
1. А:
- П. П.
2. - П, -
а.
3. - П, - а.
4. - П? - а.
Слайд 31
Схема №2.
1.А:
- П.
2. - П, - а.
3. –
П? - а.
4. – П! - а.
Слайд 32Урок окончен. Спасибо. До свидания!
Слайд 33
Игра «Ситуация»
1. Диалог в
библиотеке.
2.Диалог в магазине продавца и покупателя.