Презентация, доклад к уроку по русскому языку на тему Диалог. Знаки препинания в диалогах (5 класс).

Содержание

СЛОВО ДАНО ДЛЯ ТОГО ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ СВОИ ПОНЯТИЯСООБЩАТЬ ДРУГОМУ.М.В. Ломоносов

Слайд 1Диалог
5 класс

Диалог 5 класс

Слайд 2
СЛОВО ДАНО ДЛЯ ТОГО ЧЕЛОВЕКУ,
ЧТОБЫ СВОИ ПОНЯТИЯ
СООБЩАТЬ ДРУГОМУ.
М.В. Ломоносов

СЛОВО ДАНО ДЛЯ ТОГО ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ СВОИ ПОНЯТИЯСООБЩАТЬ ДРУГОМУ.М.В. Ломоносов

Слайд 3Тест

Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова

Слова какого-либо

лица, передаваемые от его имени, называ­ются ....
Прямая речь пишется с ... буквы и заключается в ... .
Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с ... буквы, перед ними ставятся ... и ...
Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ста­вится ....

Тест  Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называ­ются

Слайд 4Тест

Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называ­ются прямой речью.
Прямая речь

пишется с большой буквы и заключается в кавычки .
Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире.
Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ста­вится двоеточие.
ТестСлова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называ­ются прямой речью.Прямая речь пишется с большой буквы и заключается

Слайд 5Взаимопроверка.
Ответ Оценка

7 -

«5»
6 - «4»
5-4 - «3»

Взаимопроверка.Ответ   Оценка 7   -     «5» 6   -

Слайд 6Стихотворение Э. Успенского “Все в порядке”.
Мама приходит с работы.
Мама снимает боты.
Мама

проходит в дом.
Мама глядит кругом.

- Был на квартиру налет?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть, дом не наш?
- Наш.

Может, не наш этаж?
- Наш. Просто приходил Сережка. И мы поиграли немножко.
- Значит, это не обвал?
- Нет.
- Слон у нас не танцевал?
- Нет.
- Очень рада. Оказалось, я напрасно волновалась.

Стихотворение Э. Успенского “Все в порядке”.Мама приходит с работы.Мама снимает боты.Мама проходит в дом.Мама глядит кругом.- Был

Слайд 7
Сколько действующих лиц участвовало в этом разговоре?
Как мы смогли это определить?
Попробуйте

самостоятельно сформулировать тему урока. Что мы
будем сегодня изучать?
Какую вы поставите перед собой цель?








Сколько действующих лиц участвовало в этом разговоре?Как мы смогли это определить?Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. Что мы

Слайд 8Стихотворение Н. Найденовой “В магазине”
Сегодня в магазине шум и суета.  Сегодня продавщица

все время занята.  Вот уж целых два часа  Раздаются голоса:
- Мне хорошую резинку!
- Мне альбом!
- А мне картинку.
- Дайте кисточку и клей!
- И линейку подлинней.
- Дайте два больших пенала!
- Дайте ножик раскладной!
- А у нас тетрадок мало. Нам прибавьте по одной.

Стихотворение Н. Найденовой  “В магазине”Сегодня в магазине шум и суета.  Сегодня продавщица все время занята.  Вот

Слайд 9
Сколько действующих лиц участвовало в этом разговоре?
Как мы смогли это определить?
Попробуйте

самостоятельно сформулировать тему урока.
Что мы будем сегодня изучать?
Какую вы поставите перед собой цель?

Сколько действующих лиц участвовало в этом разговоре?Как мы смогли это определить?Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. Что мы

Слайд 10Цели урока:
1.Познакомиться с понятиями «монолог» и «диалог», «полилог".
2.Развивать умения

и навыки составлять диалог на предложенную тему.
3. Расставлять знаки препинания при диалоге; различать диалог и монолог.
4.Воспитывать культуру речи.

Цели урока: 1.Познакомиться с понятиями «монолог» и «диалог», «полилог

Слайд 11 Прочитаем определение в учебнике

(§ 49 стр.117).

Прочитаем определение в учебнике  (§ 49 стр.117).

Слайд 12Словарно-орфографическая работа
Монолог (греч) моно- «один»+logos – «речь»
Диалог (греч) диа –

«два» »+logos – «речь»

Полилог - (греч) поли – «много» »+logos – «речь»


Словарно-орфографическая работа   Монолог (греч) моно- «один»+logos – «речь»Диалог (греч) диа – «два» »+logos – «речь»Полилог - (греч)

Слайд 13      Нужно запомнить.

1. Диалог - разговор двух или нескольких

лиц.
Полилог - разговор множества лиц.
Монолог- речь одного человека.
2. Диалог состоит из реплик - слов каждого лица.
3. Реплика - ответ, возражение, замечание на слово собеседника в диалоге.
Каждая реплика пишется с новой строки.
Перед каждой репликой ставится тире.
- П!
- П?
- П.
        Нужно запомнить.  1. Диалог - разговор двух или нескольких лиц.

Слайд 14Нужно запомнить.
4. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же

знаки препинания, что и в предложениях с прямой речью, но без кавычек.
1. А:
- П.
2. - П, - а.
3. - П! - а.
- П? - а.

5. Речь героев в диалоге всегда пишется с прописной буквы, а слова автора - в зависимости от места. Но чаще – со строчной буквы.


Нужно запомнить.4. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что и в предложениях

Слайд 15 Нужно запомнить.
6. Диалог, как и прямая речь, часто сопровождается обращением.


- Алексей, отца уважь!

7. В диалоге, как и в прямой речи, используются глаголы говорения и глаголы мысли.

Нужно запомнить.6. Диалог, как и прямая речь, часто сопровождается обращением. - Алексей, отца уважь! 7. В

Слайд 16Какие глаголы
используются
в диалоге.

сказал

спросил

говорил

произнес

ответил

попросил


шепнул




предложил

воскликнул

молвил

крикнул

отвечал

поблаго-дарил

продолжал

Какие глаголы используются в диалоге.сказалспросилговорилпроизнесответилпопросилшепнулпредложилвоскликнулмолвилкрикнулотвечалпоблаго-дарилпродолжал

Слайд 17Нужно запомнить.
8. Иногда диалог и прямая речь могут быть в тексте

одновременно.

9. Диалог характерен для разговорного стиля.

10. В художественной литературе диалог нужен для характеристики героев.


Нужно запомнить.8. Иногда диалог и прямая речь могут быть в тексте одновременно.9. Диалог характерен для разговорного стиля.10.

Слайд 18
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Буратино потянулся,
Раз- нагнулся, два- нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно

не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.Буратино потянулся, Раз- нагнулся, два- нагнулся,Руки в стороны развел, Ключик видно не нашел.Чтобы ключик нам достать, Нужно

Слайд 19
Работа в парах

Задание № 1, 2
Дополните текст, чтобы

получился диалог.


Задание № 3, 4

Придумайте и запишите диалоги

Работа в парахЗадание № 1, 2 Дополните текст, чтобы получился диалог.Задание № 3, 4Придумайте и

Слайд 20Задание № 1. Работа в парах.
Прочитайте текст. Можно ли назвать это

диалогом? Что здесь отсутствует? Дополните текст, чтобы получился диалог.
– Кто твой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила»? – спросил Андрей.
– ..., – ответил Витя.
– А почему? – спросил Андрей.
– ..., – ответил Витя.
– Какие черты характера Руслана ты хотел бы видеть в себе? – спросил Андрей.
– ..., – ответил Витя.

Задание № 1. Работа в парах.Прочитайте текст. Можно ли назвать это диалогом? Что здесь отсутствует? Дополните текст,

Слайд 21Задание № 2. Работа в парах.
Прочитайте текст. Можно ли назвать это

диалогом? Что здесь отсутствует? Дополните текст, чтобы получился диалог.
– …? – спросил Андрей.
– Мой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила» - Руслан, – ответил Витя.
– …? – спросил Андрей.
– Потому что он смелый, целеустремленный, не боится трудностей, – ответил Витя.
– …? – спросил Андрей.
– Я тоже хочу стать целеустремленным, – ответил Витя.
 
 

Задание № 2. Работа в парах.Прочитайте текст. Можно ли назвать это диалогом? Что здесь отсутствует? Дополните текст,

Слайд 22
Не заметили ли вы
еще какой-нибудь ошибки
в тексте этого

диалога?

Не заметили ли вы еще какой-нибудь ошибки в тексте этого диалога?

Слайд 23
Неоправданный повтор
одного и того же слова.
Как мы можем это

исправить? 
Неоправданный повтор одного и того же слова. Как мы можем это исправить? 

Слайд 24Какие глаголы
используются
в диалоге.

сказал

спросил

говорил

произнес

ответил

попросил


шепнул




предложил

воскликнул

молвил

крикнул

отвечал

поблаго-дарил

продолжал

Какие глаголы используются в диалоге.сказалспросилговорилпроизнесответилпопросилшепнулпредложилвоскликнулмолвилкрикнулотвечалпоблаго-дарилпродолжал

Слайд 25Задание № 3. Работа в парах.
Придумайте и запишите диалоги из 4-5

реплик, используя «волшебные слова» в рамке со страницы 118 учебника.

Диалог Солнца и Дождя.
Кто полезнее человеку в природе

 
 

Задание № 3. Работа в парах.Придумайте и запишите диалоги из 4-5 реплик, используя «волшебные слова» в рамке

Слайд 26Задание № 4. Работа в парах.
Придумайте и запишите диалоги из 4-5

реплик, используя «волшебные слова» в рамке со страницы 118 учебника.

Диалог Ручки и Тетради.
Белоснежная Тетрадь возмущается грязью
и помарками,
оставляемыми Ручкой


Задание № 4. Работа в парах.Придумайте и запишите диалоги из 4-5 реплик, используя «волшебные слова» в рамке

Слайд 27
Запишем
диалог (2-3 реплики) в тетрадях,
соблюдая все знаки препинания.
 

Запишем диалог (2-3 реплики) в тетрадях, соблюдая все знаки препинания. 

Слайд 28
Что мы сегодня узнали нового?
Диалог- это…
Диалог состоит из…

Каждая реплика пишется с …
Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но…
Диалог используется в следующих стилях:…
Монолог- это…
Полилог – это…

Что мы сегодня узнали нового? Диалог- это… Диалог состоит из… Каждая реплика пишется с … Знаки

Слайд 29Домашнее задание.
§ 49 – прочитать.
Упр. 253.
Или
2. Составить диалог, используя одну из

схем (см. файл в Электронном дневнике).
Домашнее задание.§ 49 – прочитать.Упр. 253.Или2. Составить диалог, используя одну из схем (см. файл в Электронном дневнике).

Слайд 30
Схема №1.

1. А:
- П. П.
2. - П, -

а.
3. - П, - а.
4. - П? - а.


Схема №1.1. А:   - П. П.2. - П, - а.3. - П, - а.4. -

Слайд 31
Схема №2.

1.А:
- П.
2. - П, - а.
3. –

П? - а.
4. – П! - а.


Схема №2.1.А:   - П.2. - П, - а.3. – П? - а.4. – П! -

Слайд 32Урок окончен. Спасибо. До свидания!

Урок окончен. Спасибо. До свидания!

Слайд 33


Игра «Ситуация»

1. Диалог в

библиотеке.
2.Диалог в магазине продавца и покупателя.
Игра «Ситуация»1. Диалог в          библиотеке.2.Диалог в магазине

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть