Презентация, доклад к уроку по русскому языку в 9 классе: синтаксис и культура речи

Содержание

Цели урока– совершенствование синтаксической, пунктуационной и речевой грамотности;– повторение сложных вопросов синтаксиса;– формирование навыков культуры речи;– умение использовать теоретические знания по синтаксису для грамотного письма

Слайд 1Готовимся к ЕГЭ Синтаксис и культура речи

Готовимся к ЕГЭ Синтаксис и культура речи

Слайд 2Цели урока
– совершенствование синтаксической, пунктуационной и речевой грамотности;

– повторение сложных вопросов

синтаксиса;

– формирование навыков культуры речи;

– умение использовать теоретические знания по синтаксису для грамотного письма
Цели урока– совершенствование синтаксической, пунктуационной и речевой грамотности;– повторение сложных вопросов синтаксиса;– формирование навыков культуры речи;– умение

Слайд 3Как и язык в целом, синтаксис всегда находится на службе самого

человека, его мыслей и чувств.


Р.А.Будагов
Как и язык в целом, синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств.Р.А.Будагов

Слайд 41.Расскажите , что изучает синтаксис?
2.Объясните, в чем различие словосочетания и предложения

как единиц синтаксиса.
3.Приведите примеры словосочетаний и предложений разных типов.


1.Расскажите , что изучает синтаксис?2.Объясните, в чем различие словосочетания и предложения как единиц синтаксиса.3.Приведите примеры словосочетаний и

Слайд 5Основное содержание раздела «Синтаксис»
1.Словосочетание как единица синтаксиса
2.Предложение как единица синтаксиса
3.Простое

предложение:
двусоставное и односоставное;
распространенное и нераспространенное;
осложненное ( однородными, обособленными
Членами, сравнительными оборотами,
обращениями, вводными конструкциями
4.Сложное предложение(ССП,СПП,БСП)
Основное содержание раздела «Синтаксис»1.Словосочетание как единица синтаксиса 2.Предложение как единица синтаксиса3.Простое предложение: двусоставное и односоставное; распространенное и

Слайд 6Виды словосочетаний


Именные
глагольные
наречные

Виды словосочетанийИменные глагольные наречные

Слайд 81) Что входит в понятие «синтаксической нормы»?

2) Какую роль играет порядок

слов в русском языке?

3) Что такое нормы управления?

4) Каковы особенности употребления деепричастных оборотов в современном русском языке?

5) Каковы особенности употребления причастных оборотов в современном русском языке?
1) Что входит в понятие «синтаксической нормы»?2) Какую роль играет порядок слов в русском языке?3) Что такое

Слайд 9Смешение конструкций
Оплатить за что-либо ↔ Оплата за что-либо

возникло под влиянием сочетаний

Платить

за что-либо ↔ Плата за что-либо


Глагол «оплатить» управляет формой винительного падежа существительного без предлога.

Оплатить проезд (расходы, билет)
Смешение конструкцийОплатить за что-либо ↔ Оплата за что-либовозникло под влиянием сочетанийПлатить за что-либо ↔ Плата за что-либоГлагол

Слайд 10Вариант 1
2) Ученые хотели вникнуть (во что?) в тайны природы и

познать (что?) их.


Вариант 2
3) Одному из героев (каких?) романа, ищущих смысла жизни, открывается путь к внутренней свободе.
Вариант 12) Ученые хотели вникнуть (во что?) в тайны природы и познать (что?) их.Вариант 23) Одному из

Слайд 11Типичные ошибки устной и письменной речи
1) Те, кто не набрали нужное

количество голосов, не прошли на выборах.

2) Он действовал вопреки предписания.

3) По истечению депутатского срока назначаются новые выбору.

4) Работы заключаются сразу по заключению договора.


Предлог «по» употребляется в конструкциях №3, №4 в значении «после чего-либо» в предложном падеже.
Типичные ошибки устной и письменной речи1) Те, кто не набрали нужное количество голосов, не прошли на выборах.2)

Слайд 12Особенности управления слов
Отчитываться → за что?
Указать → на кого/что?
Благодаря → чему?
Согласно

→ чему?
Вопреки → чему?
Вследствие → чего?
В случае → чего?
Особенности управления словОтчитываться → за что?Указать → на кого/что?Благодаря → чему?Согласно → чему?Вопреки → чему?Вследствие → чего?В

Слайд 13Особенности управления слов
Надеть → что на что?
Отзыв → о чем?
Уверенность →

в чем?
Уплатить → за что?
Идентичный → чему?
Беспокоиться → о ком?

Одеть → кого во что?
Рецензия → на что?
Вера → во что?
Оплатить → что?
Сходный → с чем?
Тревожиться → за кого?

Особенности управления словНадеть → что на что?Отзыв → о чем?Уверенность → в чем?Уплатить → за что?Идентичный →

Слайд 14Беспокоиться о ребенке, тормозить развитие, пойти на факультет, доступ в Интернет,

оплатить проезд, потребность в знаниях, скучать по вас, осудить казнь, удивляться результатам, контроль за выполнением, контролировать ход лечения, участвовать в выборах, заплатить за квартиру, уверенность в завтрашнем дне, рецензия на сочинение.
Беспокоиться о ребенке, тормозить развитие, пойти на факультет, доступ в Интернет, оплатить проезд, потребность в знаниях, скучать

Слайд 16Деепричастный оборот не употребляется
1) если деепричастие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное

деепричастием, относится к разными лицам;

2) если в безличном предложении нет инфинитива;

3) в пассивной конструкции
Уходя домой, оборудование проверяется рабочими
Деепричастный оборот не употребляется1) если деепричастие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относится к разными лицам;2) если

Слайд 17Употребление причастных оборотов в речи
Замена придаточной части причастным оборотом с действительным

причастием возможно в том случае, если только союзное слово стоит в именительном падеже и выполняет функцию подлежащего.

Уважаю людей, которые предпочитают не говорить, а делать.
Уважаю людей, предпочитающих не говорить, а делать.
Употребление причастных оборотов в речиЗамена придаточной части причастным оборотом с действительным причастием возможно в том случае, если

Слайд 18Употребление причастных оборотов в речи
Заменить придаточное определительное причастным оборотом со страдательным

причастием можно, если союзное слово стоит в винительном падеже.

Я вижу человека, которого обвиняют во всех смертных грехах.
Я вижу человека, обвиняемого во всех смертных грехах.
Употребление причастных оборотов в речиЗаменить придаточное определительное причастным оборотом со страдательным причастием можно, если союзное слово стоит

Слайд 19Употребление причастных оборотов в речи
В остальных случаях замена невозможна, например:
Женщина, о

которой ты говоришь, живет в нашем доме.


Замена невозможна, если придаточная часть присоединяется союзным словом «где»:
Трудно забыть места, где прошло твое детство.
Употребление причастных оборотов в речиВ остальных случаях замена невозможна, например:Женщина, о которой ты говоришь, живет в нашем

Слайд 20Вариант 1
1) Надя повела ребят светлым коридором, окна которого выходили в

город.


Вариант 2
2) Мне знакомы эти дворы, где весною так сладко пахнет сиренью.
Вариант 11) Надя повела ребят светлым коридором, окна которого выходили в город.Вариант 22) Мне знакомы эти дворы,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть