Слайд 1Готовимся к ЕГЭ
Синтаксис
и
культура речи
Слайд 2Цели урока
– совершенствование синтаксической, пунктуационной и речевой грамотности;
– повторение сложных вопросов
синтаксиса;
– формирование навыков культуры речи;
– умение использовать теоретические знания по синтаксису для грамотного письма
Слайд 3Как и язык в целом, синтаксис всегда находится на службе самого
человека, его мыслей и чувств.
Р.А.Будагов
Слайд 41.Расскажите , что изучает синтаксис?
2.Объясните, в чем различие словосочетания и предложения
как единиц синтаксиса.
3.Приведите примеры словосочетаний и предложений разных типов.
Слайд 5Основное содержание раздела «Синтаксис»
1.Словосочетание как единица синтаксиса
2.Предложение как единица синтаксиса
3.Простое
предложение:
двусоставное и односоставное;
распространенное и нераспространенное;
осложненное ( однородными, обособленными
Членами, сравнительными оборотами,
обращениями, вводными конструкциями
4.Сложное предложение(ССП,СПП,БСП)
Слайд 6Виды словосочетаний
Именные
глагольные
наречные
Слайд 81) Что входит в понятие «синтаксической нормы»?
2) Какую роль играет порядок
слов в русском языке?
3) Что такое нормы управления?
4) Каковы особенности употребления деепричастных оборотов в современном русском языке?
5) Каковы особенности употребления причастных оборотов в современном русском языке?
Слайд 9Смешение конструкций
Оплатить за что-либо ↔ Оплата за что-либо
возникло под влиянием сочетаний
Платить
за что-либо ↔ Плата за что-либо
Глагол «оплатить» управляет формой винительного падежа существительного без предлога.
Оплатить проезд (расходы, билет)
Слайд 10Вариант 1
2) Ученые хотели вникнуть (во что?) в тайны природы и
познать (что?) их.
Вариант 2
3) Одному из героев (каких?) романа, ищущих смысла жизни, открывается путь к внутренней свободе.
Слайд 11Типичные ошибки устной и письменной речи
1) Те, кто не набрали нужное
количество голосов, не прошли на выборах.
2) Он действовал вопреки предписания.
3) По истечению депутатского срока назначаются новые выбору.
4) Работы заключаются сразу по заключению договора.
Предлог «по» употребляется в конструкциях №3, №4 в значении «после чего-либо» в предложном падеже.
Слайд 12Особенности управления слов
Отчитываться → за что?
Указать → на кого/что?
Благодаря → чему?
Согласно
→ чему?
Вопреки → чему?
Вследствие → чего?
В случае → чего?
Слайд 13Особенности управления слов
Надеть → что на что?
Отзыв → о чем?
Уверенность →
в чем?
Уплатить → за что?
Идентичный → чему?
Беспокоиться → о ком?
Одеть → кого во что?
Рецензия → на что?
Вера → во что?
Оплатить → что?
Сходный → с чем?
Тревожиться → за кого?
Слайд 14Беспокоиться о ребенке, тормозить развитие, пойти на факультет, доступ в Интернет,
оплатить проезд, потребность в знаниях, скучать по вас, осудить казнь, удивляться результатам, контроль за выполнением, контролировать ход лечения, участвовать в выборах, заплатить за квартиру, уверенность в завтрашнем дне, рецензия на сочинение.
Слайд 16Деепричастный оборот не употребляется
1) если деепричастие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное
деепричастием, относится к разными лицам;
2) если в безличном предложении нет инфинитива;
3) в пассивной конструкции
Уходя домой, оборудование проверяется рабочими
Слайд 17Употребление причастных оборотов в речи
Замена придаточной части причастным оборотом с действительным
причастием возможно в том случае, если только союзное слово стоит в именительном падеже и выполняет функцию подлежащего.
Уважаю людей, которые предпочитают не говорить, а делать.
Уважаю людей, предпочитающих не говорить, а делать.
Слайд 18Употребление причастных оборотов в речи
Заменить придаточное определительное причастным оборотом со страдательным
причастием можно, если союзное слово стоит в винительном падеже.
Я вижу человека, которого обвиняют во всех смертных грехах.
Я вижу человека, обвиняемого во всех смертных грехах.
Слайд 19Употребление причастных оборотов в речи
В остальных случаях замена невозможна, например:
Женщина, о
которой ты говоришь, живет в нашем доме.
Замена невозможна, если придаточная часть присоединяется союзным словом «где»:
Трудно забыть места, где прошло твое детство.
Слайд 20Вариант 1
1) Надя повела ребят светлым коридором, окна которого выходили в
город.
Вариант 2
2) Мне знакомы эти дворы, где весною так сладко пахнет сиренью.