Слайд 1Мастер - класс
Обучение написанию сжатого изложения
Слайд 2
Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить
комплекс необходимых жизненных явлений, важнейшими из которых являются следующие:
Слайд 31. Умение адекватно воспринимать авторский замысел;
2. Умение вычленять главное
в информации;
3. Умение сокращать текст разными способами;
4. Умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
5. Умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Слайд 4Любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Разделение информации на главную
и второстепенную прямо зависит от характера текста (цели, функционального стиля, типа речи).
Слайд 5
Главная информация – это то содержание, без которого был бы неясен
или искажён авторский замысел.
Слайд 6Главная тема реализуется через несколько микротем, подчинённых одной главной теме.
Микротема
– это частная, небольшая тема, связанная с общей, основной темой текста и представляющая какой-либо её аспект или её часть.
Слайд 7Сжатие текста предполагает использование таких основных приёмов, как:
• исключение второстепенной информации,
подробностей, деталей;
• обобщение единичных явлений и фактов;
• упрощение синтаксических структур.
Слайд 8Исключение второстепенной информации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний. Фрагментов
предложений и целых предложений.
Слайд 9Обобщение единичных явлений и фактов может быть достигнуто как путём выявления
обобщённого содержания какого-либо фрагмента, так и при помощи замены однородных членов их обобщённым наименованием.
Слайд 10Упрощение синтаксических конструкций касается, прежде всего, замены сложного предложения простым или
такой синтаксической замены, при которой сокращается количество структурных частей сложного предложения. При этом широко используется синтаксическая синонимия.
Слайд 111. Примените к предложенным текстовым отрывкам прием сжатия текста
ИСКЛЮЧЕНИЕ:
«Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а ещё – ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне.
Слайд 12 Примерный текст
«Многолик» потому, что Куприн был землемером
и грузчиком, спортсменом и певцом в хоре
Слайд 13 Почему так часто менял он свои профессии? Какая
сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?
Слайд 14
Что заставляло его часто менять профессии, порой очень
тяжёлые и опасные?
Слайд 15 Примените к предложенному текстовому отрывку прием сжатия текста ОБОБЩЕНИЕ:
Почему
так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?
Слайд 16
Что заставляло его часто менять
профессии, порой очень тяжёлые и опасные?
Слайд 17 Примените к предложенному текстовому отрывку прием сжатия текста УПРОЩЕНИЕ:
Год
проходит за годом. Писатель всё дальше уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги.
Слайд 18
Годы проходят, но не стареют книги писателя