Слайд 1"Мода пушкинского времени
и ее отражение в романе Пушкина "Евгений Онегин"
Слайд 2Кто там в малиновом берете?
Или история костюма пушкинских времён
Слайд 3МОТИВ МОДЫ В РОМАНЕ ПУШКИНА "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"
В привычном понимании мода –
это принятый в данный момент времени стиль, вид одежды, прически и т.д.
1) Совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определенной общественной среде. Войти в моду; одет по моде.
2) Манера поведения, обычай (прост.). Взял моду ругаться.
Слайд 4Мода начала XIX века находилась под влиянием идей Великой Французской революции и
Франция диктовала моду всей Европе... Русский костюм дворян формировался в русле общеевропейской моды.
Слайд 6Женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений: жемчужными нитями, браслетами, колье, диадемами,
фероньерками, серьгами.
В дамский туалет входили длинные перчатки, которые снимались только за столом (а митенки – перчатки без пальцев – не снимали вовсе), веер, ридикюль (маленькая сумочка) и небольшой зонт, служивший защитой от дождя и солнца.
Слайд 7Во второй четверти XIX века силуэт женского платья вновь меняется. Возвращается корсет.
Вот как об этом сказано у Пушкина в «Евгении Онегине»:
Корсет носила очень узкий
И русский Н, как N французский,
Произносить умела в нос...
Слайд 8Мужская мода была пронизана идеям романтизма. В мужской фигуре подчёркивалась выгнутая грудь,
тонкая талия, изящная осанка. Для выражения новых свойств красоты потребовались совершенно иные формы. Из одежды исчезли шелк и бархат, кружева, дорогие украшения. Их заменили шерсть, сукно тёмных гладких расцветок.
Слайд 9Любой светский мужчина того времени носил фрак. В 20-е годы XIX
столетия на смену коротким штанам и чулкам с башмаками пришли длинные и широкие панталоны – предшественники мужских брюк. Панталоны держались подтяжках, а внизу оканчивались штрипками, что позволяло избегать складок. Обычно панталоны и фрак были разного цвета.
Слайд 10У мужчин самым распространенным головным убором пушкинского времени был цилиндр. Он
появился в XVIII веке и позже не раз менял цвет и форму. Во второй четверти XIX столетия в моду вошла широкополая шляпа . Дополняли мужской костюм перчатки, трость и часы.
Самой модной вещью XVIII – начала XIX века была трость. Трости делали из гибкого дерева, что не давало возможности на них опираться. Их носили в руках или под мышкой исключительно для щегольства.
Слайд 11Герои романов и повестей А.С.Пушкина следовали моде и одевались по моде,
иначе бы достопочтенная публика не читала бы произведений нашего Великого писателя, он жил среди людей и писал о том, что было близко людям. А коварная мода тем временем шла вперед и вперед...
Слайд 12Одежда в романе «Евгений Онегин» играет роль не только предметно-бытовой детали,
но и выступает в социально-знаковой функции. Костюм в целом или отдельные предметы туалета могут характеризовать социальный статус персонажа: указывать на его богатство или бедность, принадлежность к столичному или провинциальному дворянству, старшему или младшему поколению.
В пушкинском романе представлена одежда всех слоев населения.
Слайд 13СЛОВАРЬ НАЗВАНИЙ ОДЕЖДЫ И ПРЕДМЕТОВ ТУАЛЕТА,
УПОТРЕБЛЯЕМЫХ В РОМАНЕ "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"
Берет – мягкий,
свободно облегающий головной убор.
Боа – женский широкий наплечный шарф из меха или из перьев.
Боливар – мужская шляпа с очень широкими полями, род цилиндра.
Диадема – женское головное драгоценное украшение.
Каррик – мужское зимнее пальто, имевшее несколько больших декоративных воротников.
Колье – женское шейное украшение с подвесками спереди.
Корсет – широкий упругий пояс, охватывающий торс и под платьем стягивающий талию.
Кушак – пояс длиной в несколько метров, к которому пристегивались различные предметы.
Лорнет – оптическое стекло, к оправе которого прикреплена ручка.
Макинтош – пальто или плащ из прорезиненной ткани.
Редингот – женское и мужское распашное длинное приталенное пальто с широким отложным воротником.
Ридикюль – ручная маленькая женская сумочка.
Телогрейка – женская теплая кофта без рукавов со сборками по талии.
Тулуп – долгополая меховая шуба.
Фероньерка – узкая, надеваемая на лоб ленточка с драгоценным камнем посередине.
Слайд 14
Фрак – мужская одежда, отрезная в талии, с узкими длинными
фалдами сзади и вырезанными спереди полами, с отложным воротником и лацканами.
Цилиндр – высокая твердая мужская шляпа с небольшими твердыми полями, верхняя часть которой имеет форму цилиндра
Чепец – женский головной убор, закрывающий волосы и завязывающийся под подбородком.
Шаль – большой вязаный или тканый платок.
Шлафор – домашняя одежда, просторный халат, длинный, без застежек, с широким запахом, подпоясывался шнурком с кистями.
Слайд 15Литература
1. Бродский Н.Л. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. М., 1964.
2. Гуковский Г.А. Изучение литературного
произведения в школе: Методологические очерки о методике. Тула, 2000.
3. Дмитриева Н.А. Загадки мира моды: Очерки о культуре моды. Донецк, 1998.
4. Иллюстрированная энциклопедия моды. / Под ред. Л.Кибаловой, О.Гербеновой, М.Ламаровой. Прага, 1988.
5. Каминская Н.М. История костюма. /2-е изд. М., 1986.
6. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М., 1998.
7. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства. СПб., 1994.
8. Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1995.
9. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры // Литература в школе. 1998. № 7. С. 67–75.
10. Федосюк Ю.А. Что непонятного у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века / 2-е изд. М., 1998.
11. Шаталов С.Е. Герои романа Пушкина «Евгений Онегин». М., 1986.