Слайд 1Урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
Презентация
подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ «Русятинская ООШ»
Бурмистровой Т. Ю.
Слайд 2.
«Жилин и Костылин: разные судьбы»
Цели урока:
Обобщить и систематизировать
материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;
развивать навыки сопоставительной характеристики героев;
Продолжить работу над развитием речи учащихся;
воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.
Слайд 3
О каких военных событиях идет речь в рассказе?
Слайд 4Кавказ. Рисунки М. Лермонтова , А.Куинджи
Слайд 5Кавказские горы. Ущелье. Фото
Слайд 6Работа по вопросам:
Почему рассказ называется «Кавказский пленник», если в нём два
главных действующих лица?
Что общего у наших героев?
1) Служили на Кавказе.
2) Жилин и Костылин - дворяне.
3) Оба офицера русской армии, оба отправляются в отпуск попадают в плен.
4) Найдите и зачитайте портретные характеристики героев.
Слайд 7Знакомство Жилина с Костылиным
1)Как познакомились
Жилин и Костылин?
2)Найдите в тексте описание
внешности
героев.
3)Почему они решили ехать вместе впереди обоза?
Слайд 8Вывод:
Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для
создания образа.
Слайд 9Есть ли в тексте монолог героев?
Учащиеся находят монолог Жилина, зачитывают:
-Матушка, вынеси,
не зацепись ногой…
Жилин разговаривает с лошадью, называет её «матушкой», «сердечной». Он любит лошадь, жалеет, видя её страдания. Жилин не стремится представить себя героем, он не любит красивых слов, он наблюдателен, умен, точно и лаконично передаёт свои мысли и чувства. Костылин не способен любить и понимать кого-либо, кроме себя самого. Поэтому у него нет внутреннего монолога, автор с иронией говорит о нём «закатился, что есть духу, ожаривает лошадь».
Слайд 10Вывод:
Монолог как форма речевой характеристики помогает глубже понять характер героя, выявить
авторское понимание.
Слайд 11Как вели себя Жилин и Костылин
во время нападения татар?
Жилин
пытается уйти
от погони
надеется на
помощь товарища
«Не дамся же живой!»
до последнего
сражается с татарами
Костылин
не думает помогать Жилину
даже не пытается отпугнуть татар
трусливо сбегает
Слайд 12Сцена выкупа.
Как ведут себя Жилин и Костылин?
Жилин
торгуется с татарами
пишет неправильный
адрес
Костылин
соглашается сразу писать письмо
не торгуется, просит выслать 5000рублей
Слайд 13Используя данные иллюстрации, расскажите, как жили в плену Жилин и Костылин
Слайд 14Сравнительная характеристика героев.
Слайд 16Первый побег.
Костылин
Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше.
Выдает себя
и Жилина (громко вскрикивает от боли)
Жилин
Знает дорогу, ведет за собой товарища.
Помогает Костылину
«Бросать товарища не годится»
Слайд 17
Второй побег - результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина.
Костылин
отказывается от побега
не
может превозмочь свою боль
Прекращает бороться:
«Уже мне, видно, отсюда не выйти»
Жилин
постоянно думает о вольном житье
уговаривает Дину помочь ему
шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил
не стал дожидаться помощи, когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам
Слайд 18Почему же все-таки побег не удался?
Из проделанной работы по сравнению поведения
и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге.
В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою.
Слайд 19«говорящие» фамилия героев
От каких слов образованы фамилии героев?
Жила - сухожилие,
прочное окончание мышц; жилистый, двужильный - сильный, упругий;
Костыль - палка для хромых, безногих.
Часто говорили про стОящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила».
Или «подкостыливает» - плетется помаленьку.
Слайд 20Почему так по-разному сложились судьбы героев?
Разница в характерах в сцене нападения
татар
«Джигит» Жилин и «смирный» Костылин
в сцене выкупа
Активная жизнь Жилина и пассивная
Костылина в плену
Физическая и духовная слабость Костылина и забота о товарище, стойкость Жилина во время первого побега
Побег Жилина - результат жизнестойкости и жизнелюбия героя
Человек (по Л.Н. Толстому) сам отвечает за свою судьбу
Слайд 21Татарская девочка Дина
Что заставляет Дину помогать Жилину?
Почему девочка относится к
пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от других горцев?
В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?)
Слайд 22Учебные вопросы:
Можно ли назвать Дину смелой, решительной?
Найдите
описание Дины.
Как относится к Дине Жилин?
Как менялось отношение Дины к Жилину? И от чего это зависело?
Проведите исследование:
Слайд 23Спасительница
Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Все
поглядывает вверх. Звезды
видны, а месяц еще не всходил.
Вдруг на голову ему глина посыпалась; глянул кверху — шест длинный в тот край ямы тыкается. Потыкался, спускаться стал, ползет в яму. Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил — шест здоровый. Он еще прежде этот шест на хозяйской крыше видел.
Поглядел вверх,— звезды высоко на небе блестят; и над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся. Нагнулась она лицом на край ямы и шепчет: «Иван, Иван!» — а сама руками у лица все машет,— что «тише, мол».
Слайд 24Учебные вопросы:
Расскажите о горцах.
Как показана жизнь аула?
Почему Абдул-Мурат полюбил
Жилина?
Проведите исследование:
В чём заключаются особенности традиций и обычаи горцев?
Слайд 25«На всё добро ответим мы добром,
На всю любовь ответим мы любовью».
Н.Рубцов
Слайд 26Домашняя работа. Напишите сочинение на тему «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина».
Слайд 27Рефлексия
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Оцените свою работу на уроке.
Слайд 28Библиография
Текст «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого
«Литература. 5 класс». Поурочные планы к учебнику
КоровинойВ.Я.
http://900igr.net/kartinki/literatura/Kavkazskij-plennik/Kavkazskij-plennik-Tolstogo.html
http://gana4vas.moy.su/publ/l_tolstoj_quot_kavkazskij_plennik_quot/6-1-0-63
http://www.uroki.net/docrus/docrus106.htm