Презентация, доклад к уроку по программе Гулина и Романовой Японские хокку (5 класс)

Содержание

ЭПИГРАФКак хорошо,Когда на столе развернувРедкостный свиток,Чтенью предашься душойИ созерцанью картин.Татибана Акэми.Из цикла «Мои маленькие радости»

Слайд 1




Культура Японии. Хокку как основной жанр японской поэзии.

Культура Японии. Хокку как основной жанр японской поэзии.

Слайд 2ЭПИГРАФ
Как хорошо,
Когда на столе развернув
Редкостный свиток,
Чтенью предашься душой
И созерцанью картин.

Татибана Акэми.

Из

цикла «Мои маленькие радости»

ЭПИГРАФКак хорошо,Когда на столе развернувРедкостный свиток,Чтенью предашься душойИ созерцанью картин.Татибана Акэми.Из цикла «Мои маленькие радости»

Слайд 3ЯПОНИЯ (по-японски Ниппон или Нихон) - государство в Восточной Азии, занимающее

цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку, архипелаг Рюкю и др., всего около 4 тыс.), омываемых Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями. 372 тыс. кв. км. Япония — конституционная монархия. Глава государства — император.


ЯПОНИЯ (по-японски Ниппон или Нихон) - государство в Восточной Азии, занимающее цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку,

Слайд 4Культура Японии
Японцы во всём стремятся к лаконизму, к наполнения минимальной формы

максимальным содержанием.
Наиболее популярные виды искусства:
- бонсай;
- икебана;
- оригами;
- нэцке
- литературная миниатюра (хокку, танка);
- синтетический вид искусства – хайга.


Культура ЯпонииЯпонцы во всём стремятся к лаконизму, к наполнения минимальной формы максимальным содержанием.Наиболее популярные виды искусства:- бонсай;-

Слайд 5Бонсай
БОНСАЙ (япон. bonsai, от bon — плоский поднос и sai —

выращивать), японское искусство выращивания миниатюрных деревьев, а также сами эти деревья.


БонсайБОНСАЙ (япон. bonsai, от bon — плоский поднос и sai — выращивать), японское искусство выращивания миниатюрных деревьев,

Слайд 6Икебана
Икебана - искусство создавать букеты-повествования, в которых каждый цветок несёт определённую

смысловую нагрузку.
ИкебанаИкебана - искусство создавать букеты-повествования, в которых каждый цветок несёт определённую смысловую нагрузку.

Слайд 7Каждое растение или цветок в икебане имеет символическое значение.
ива и сосна

- долголетие и выносливость,
бамбук - жизнестойкость,
цветущая ветка сливы - смелость и энергию,
ирис - честь.
Сосна и роза - вечную молодость,
сосна и сакура - преданность и рыцарство,
слива и пион - молодость и процветание,
пион и бамбук - процветание и мир.

Каждое растение или цветок в икебане имеет символическое значение.ива и сосна - долголетие и выносливость, бамбук -

Слайд 8Оригами
Многие увлекаются изготовлением фигурок и даже целых композиций из сложенной определённым

образом бумаги – оригами.

ОригамиМногие увлекаются изготовлением фигурок и даже целых композиций из сложенной определённым образом бумаги – оригами.

Слайд 9Международную известность оригами принесла фигурка бумажного журавлика, издревле считавшегося символом надежды.

Международную известность оригами принесла фигурка бумажного журавлика, издревле считавшегося символом надежды.

Слайд 10нэцкэ

нэцкэ

Слайд 11Хайга
Хайга – особый вид искусства, соединяющий в себе в единое целое

поэзию, каллиграфию и живопись или фотографию.



ХайгаХайга – особый вид искусства, соединяющий в себе в единое целое поэзию, каллиграфию и живопись или фотографию.

Слайд 13Сад камней

Сад камней

Слайд 15Литература Японии
Многое из ранней литературы Японии было написано женщинами, поскольку мужчины

писали с помощью китайских иероглифов , в то время как женщинам запрещалось заниматься образованием и изучать иностранные языки, поэтому большинство рукописей были написаны на оригинальном японском языке.

Более поздние произведения принадлежат в основном перу мужчин.

 

Литература ЯпонииМногое из ранней литературы Японии было написано женщинами, поскольку мужчины писали с помощью китайских иероглифов ,

Слайд 16Танка (короткая песня) - жанр японской поэзии, нерифмованные пятистишия из 31

слога (5+7+5+7+7). Выражает мимолетное настроение, полно недосказанности.
Танка (короткая песня) - жанр японской поэзии, нерифмованные пятистишия из 31 слога (5+7+5+7+7). Выражает мимолетное настроение, полно

Слайд 17Японские танка

САРУМАРУ-ДАЮ
годы жизни неизвестны Далеко в горах По

красной листве кленов Ступает олень. Я услышал его крик, Так грустно осень идет. ОНО-НО КОМАТИ начало IX века Пожухли краски Летних цветов, вот и я Вглядываюсь в жизнь Свою и вижу только Осени долгие дожди.
Японские танка САРУМАРУ-ДАЮ    годы жизни неизвестны   Далеко в горах  По красной

Слайд 18Японский поэт Мацоу Басе
в полнолуние сложил хокку:
НОВОЛУНИЕ!
С ТОЙ ПОРЫ Я

ЖДАЛ –
И ВОТ В НЫНЕШНЮЮ НОЧЬ…
Японский поэт Мацоу Басе в полнолуние сложил хокку:НОВОЛУНИЕ!С ТОЙ ПОРЫ Я ЖДАЛ – И ВОТ В НЫНЕШНЮЮ

Слайд 19Хокку, или хайку (начальные стихи) - жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие

из 17 слогов (5+7+5).
Саби (изящная простота)
Сиори (гармония с природой)
Хосоми (глубина проникновения)
Каруми (легкость)

Хокку, или хайку (начальные стихи) - жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5). Саби (изящная

Слайд 20Басё (1644-1694)

Тишина кругом. Проникают в сердце скал Голоса цикад.


* * * Вода так холодна! Уснуть не может чайка, Качаясь на волне.
* * * Жизнь свою обвил Вкруг висячего моста Этот дикий плющ.
Басё (1644-1694)   Тишина кругом. Проникают в сердце скал Голоса цикад.

Слайд 21
Иссё (1653-1688)

Видели все на свете Мои глаза - и вернулись К вам, белые хризантемы.

Рансэцу (1654-1707)

Осенняя луна Сосну рисует тушью На синих небесах.

Тиё (1703-1775)
На смерть маленького сына О мой ловец стрекоз! Куда в неведомую даль Ты нынче забежал?
Иссё (1653-1688)    Видели все на свете Мои

Слайд 22
Бусон (1716-1783)

Грузный

колокол. А на самом его краю Дремлет бабочка.
Исса (1768-1827)

О, с какой тоской Птица из клетки глядит На полет мотылька!
* * * В зарослях сорной травы, Смотрите, какие прекрасные Бабочки родились!
Бусон (1716-1783)    Грузный колокол. А на самом его краю

Слайд 23
Сакура
Сакура – один из видов вишни. Ветка сакуры – символ Японии.

Когда она зацветает, все от мала до велика целыми семьями собираются в парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми нежными цветами.
СакураСакура – один из видов вишни. Ветка сакуры – символ Японии. Когда она зацветает, все от мала

Слайд 24Ханами

Ханами

Слайд 25 Кимоно

Кимоно

Слайд 27Анализ содержания хокку
Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под

вишнями в цвету.

Мысль всеобщего единства; любование красотой природы и соблюдение традиций делает людей ближе, без разделения на богатых и бедных, вражда забывается.

«Вишни, вишни цветут!» -
И об этих старых деревьях
Пели когда-то.

Ничего вечного в жизни нет, всё меняется, на смену старому идёт новое. Но и отжившее не забывается, а хранится в памяти.

От людских голосов
Пугливо вздрагивают по вечерам
Красавицы-вишни.

В природе гармония и покой. Люди же криком и суетой нарушают тишину, идут вразрез с природой.

В стране моей родной
Цветёт вишневым цветом
И на полях трава.

Красота родины во всем: в любой травинке, камне, листке. На родине всё дорого, достойно любования и любви.






Анализ содержания хокку Чужих меж нами нет!Мы все друг другу братьяПод вишнями в цвету. Мысль всеобщего единства;

Слайд 28ОСЕННИЙ ДОЖДЬ ВО МГЛЕ!
НЕТ, НЕ КО МНЕ, К СОСЕДУ
ЗОНТ ПРОШЕЛЕСТЕЛ.
1. Какое

настроение вы почувствовали
в этой миниатюре?
2. Каково состояние души поэта?
3. Что помогает понять это состояние?
ОСЕННИЙ ДОЖДЬ ВО МГЛЕ!НЕТ, НЕ КО МНЕ, К СОСЕДУЗОНТ ПРОШЕЛЕСТЕЛ.1. Какое настроение вы почувствовали 	в этой миниатюре?2.

Слайд 29Старый пруд.
Лягушка прыгает.
Воды звук.

Старый пруд.Лягушка прыгает.Воды звук.

Слайд 30
Старый пруд. Прыгнула в воду лягушка. Всплеск в тишине.
(В.Маркова)

Старый-старый пруд.

Вдруг прыгнула лягушка. Громкий всплеск воды.
(В.Соловьев)

- Нарисуйте картину, которая предстает перед вашим внутренним взором.
- Что изображено в хокку: звук или тишина?
- В каком варианте менее понятна тема?
- С помощью чего появляется общий смысл стихотворения?
- Чем отличаются переводы?
- Сравним построчно варианты.
- Какой перевод ближе оригиналу? Почему?
- Какие особенности хокку стараются сохранить русские поэты в переводах?

Старый пруд.  Прыгнула в воду лягушка.  Всплеск в тишине. (В.Маркова)Старый-старый пруд.  Вдруг прыгнула лягушка.

Слайд 31Попробуйте объяснить смысл следующих хокку:

Басё.
Всюду поют соловьи:
Там – за бамбуковой рощей,
Тут

– перед ивой речной.

Исса.
Смотри-ка, соловей
Поёт всё ту же песню
И пред лицом господ.


Что объединяет эти хокку? Почему оба автора выбрали один сюжет? В чём разница между произведениями, какие «оттенки» мысли несёт каждое из них?
Попробуйте объяснить смысл следующих хокку:Басё.Всюду поют соловьи:Там – за бамбуковой рощей,Тут – перед ивой речной.Исса.Смотри-ка, соловейПоёт всё

Слайд 32Анализ формы хокку

Хокку – это 17-сложное трёхстишие со строгим делением

слогов по строчкам: пять в первой, семь во второй, пять в третьей. Но это касается именно японского языка. При переводе такая чёткость может исчезнуть.

Оригинал.
Фуруике я 5
Кавакадзу тобикому 7
Миндзу-но ото. 5

Перевод.
Старый пруд. 3
Лягушка прыгает. 6
Всплеск воды. 3

Вывод: Хокку обладает устойчивым метром, однако это не исключает поэтической вольности.

Анализ формы хокку Хокку – это 17-сложное трёхстишие со строгим делением слогов по строчкам: пять в первой,

Слайд 33Композиция хокку

Хокку может быть построено одним из двух следующих способов:

Сначала идёт

общий план, обобщенная мысль, а затем – резко выделенная деталь.

Начинается миниатюра с конкретного предмета, детали, за которой следует некий вывод, обобщение.
Композиция хоккуХокку может быть построено одним из двух следующих способов:Сначала идёт общий план, обобщенная мысль, а затем

Слайд 34
Даже на лошадь всадника
Засмотришься – так дорога пустынна.
А утро такое снежное!
(Басё)

Как

развивается мысль автора в этой миниатюре?

От частного – к общему.

Любая деталь, в данном случае всадник, бросается в глаза, тешит взор. Почему это происходит?

Пустынная заснеженная дорога слишком однообразна, глазу не за что «зацепиться», и он отмечает малейшее движение.
Даже на лошадь всадникаЗасмотришься – так дорога пустынна.А утро такое снежное!(Басё)Как развивается мысль автора в этой миниатюре?

Слайд 35
Как же это, друзья?
Человек глядит на вишни в цвету,
А на поясе

длинный меч?
(Мукай Керай)










На первый план автор ставит проблему, недоумение, эмоцию, а затем «расшифровывает» причину своего удивления: воинственный вид человека не соответствует его занятию – созерцанию цветущей сакуры.

Какова композиция этого хокку?

Как же это, друзья?Человек глядит на вишни в цвету,А на поясе длинный меч?(Мукай Керай)

Слайд 36Обобщение изученного на уроке.

Японцы во всём стремятся к лаконизму, к наполнения

минимальной формы максимальным содержанием.

Японская поэзия основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но большое внимание уделяется звуковой и ритмической организации стихотворения.

Хокку – это особая форма трёхсложной лирической миниатюры без рифмы со строго определённым количеством слогов в строке (5-7-5), отличающаяся выразительностью и лаконизмом.

В основе внутренней логики хокку, а следовательно, и его композиции, может лежать либо синтез (от частного к общему), либо анализ (от общего к частному). Но главным является именно движение, развитие мысли, внутренняя динамика.
Обобщение изученного на уроке.Японцы во всём стремятся к лаконизму, к наполнения минимальной формы максимальным содержанием. Японская поэзия

Слайд 37…Почти каждый образованный японец сочинил в жизни несколько хокку. Конечно, из

этого не следует, что в Японии миллионы поэтов… часто это только дань обычаю; но даже машинальные жесты накладывают на человека свой отпечаток. … Автор если и не возвысился, его (хокку) сочиняя, то, во всяком случае, не принизил при этом своего человеческого образа.
Илья Эренбург.
…Почти каждый образованный японец сочинил в жизни несколько хокку. Конечно, из этого не следует, что в Японии

Слайд 38Сочиняем хокку

Сочиняем хокку

Слайд 39Попробуем сочинить хокку вместе. Задаю образ – белый лист бумаги. Философская

тема – “жизнь-смерть”.
Сформулируем строку – картинку. Что мы видим?
Этот лист живой или мертвый? Что произойдет, когда мы начнем писать на нем?
Сформулируйте окончание хокку, используя полученные знания.
Возможные варианты хокку:
Белый лист бумаги Лежит на моем столе. Не буду мешать ему жить…
Передо мной на столе
Лежит чистый лист. Сейчас я вдохну в него жизнь…

Попробуем сочинить хокку вместе. Задаю образ – белый лист бумаги. Философская тема – “жизнь-смерть”. Сформулируем строку –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть