Презентация, доклад к уроку по повести Б.Васильева А зори здесь тихие

Содержание

“Әйел бір қолымен бала тербетсе, бір қолымен әлемді тербетеді”

Слайд 1 Сабақтың тақырыбы/Тема урока: «У войны не женское лицо» ( по мотивам повести

Б.Васильева «А зори здесь тихие»)
Сабақтың тақырыбы/Тема урока:  «У войны не женское лицо»  ( по мотивам повести Б.Васильева

Слайд 2“Әйел бір қолымен бала тербетсе,
бір қолымен әлемді тербетеді”

“Әйел бір қолымен бала тербетсе, бір қолымен әлемді тербетеді”

Слайд 3Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им

надо, а детей рожать, ведь матери – они!
Б. Л. Васильев
Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери

Слайд 5Қазақтың батыр қыздары Ұлы Отан соғысында - Казахстанские женщины в ВОВ

Қазақтың батыр қыздары Ұлы Отан соғысында - Казахстанские женщины в ВОВ

Слайд 6Борис Васильев (21.05.1924 - 11.03.2013)
Б—один из авторов произведений о Великой Отечественной

войне. Он родился 21 мая 1924 года в Смоленске. В 17-летнем возрасте будущий писатель пошел добровольцем на фронт. В 1943 году после тяжёлой контузии Васильев покинул действующую армию. Писатель вынес с фронта главные мысли и идеи своих будущих произведений, написанных в семидесятые годы.

Борис Васильев  (21.05.1924 - 11.03.2013)Б—один из авторов произведений о Великой Отечественной войне. Он родился 21 мая

Слайд 7В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью.

Печатается с 1954 года. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». Автор многих повестей, романов, пьес, а также публицистики. По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов.
В 1993 году подписал «Письмо 42-х».
В 2006г. участвовал в выпуске книги «Автограф века».
Центральное место в творчестве Бориса Васильева занимает тема Великой отечественной войны.

В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Печатается с 1954 года. Известность ему

Слайд 8Замысел повести:
Б.Васильев: «Замысел повести родился от «толчка памяти». На фронт я

попал, едва окончив 10 класс, в первые дни войны. Точнее 8 июля 1941 года. А 9 июля, было это под Оршей, мы, бойцы комсомольского истребительного батальона, задачей которого была борь­ба с диверсантами, вышли на своё первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мёртвых деревенских дев­чушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага...
Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых дево­чек забыть никогда не мог.»

Замысел повести:Б.Васильев: «Замысел повести родился от «толчка памяти». На фронт я попал, едва окончив 10 класс, в

Слайд 9А зори здесь тихие…
«Шел май 1942 года. На западе (в сырые

ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград.
А здесь был курорт…От тишины и безделья солдаты млели, как в парной, а в двенадцати дворах оставалось еще достаточно молодух и вдовушек, умевших добывать самогон чуть ли не из комариного писка. Три дня солдаты отсыпались и присматривались; на четвертый начинались чьи-то именины, и над разъездом уже не выветривался липкий запах местного первача.»
В повести "А зори здесь тихие..." трагические действия происходят на мало кому ведомом 171-м разъезде, в лесу, в стороне от которого немцы круглосуточно бомбят Мурманскую дорогу.



А зори здесь тихие… «Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул

Слайд 10К коменданту 171 разъезда Федоту Васкову, недовольному поведением солдат (в частности

пьянством и тягой к противоположному полу), присылают девушек- добровольцев, многие из которых только закончили школу. Вскоре приходит донесение, что через близлежащие болота идёт диверсионная немецкая группа. И эту группу надо остановить любой ценой

К коменданту 171 разъезда Федоту Васкову, недовольному поведением солдат (в частности пьянством и тягой к противоположному полу),

Слайд 12Работа над содержанием произведения
Подготовить рассказ о девушках по следующему плану:
1) К

какой среде принадлежит героиня?
2) Как складывалась довоенная судьба героини?
3) Какие черты характера героини можно считать определяющими?
4) Что привело героиню на войну? 5) Как проявила она себя на войне?

Работа над содержанием произведенияПодготовить рассказ о девушках по следующему плану:1) К какой среде принадлежит героиня?2) Как складывалась

Слайд 13Женя Комелькова
«Высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские – зеленые, круглые, как

блюдца». Женька Комелькова – душа компании, там, где она, - смех, шутки, песни. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение.

На глазах у дочери красного командира Жени Комельковой расстреляли маму, младшего брата и сестру. Её саму спрятала соседка.
И Женя отправляется добровольцем, чтобы мстить.

Женя Комелькова«Высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские – зеленые, круглые, как блюдца». Женька Комелькова – душа компании,

Слайд 14Рита Осянина
Мужество, рассудительность, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира

отделения младшего сержанта Риту Осянину. Уже на второй день войны Рита стала вдовой. Война уничтожила маленькую, дружную семью, превратив тихую домохозяйку в бесстрашного солдата.
Рита ОсянинаМужество, рассудительность, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Уже

Слайд 15Лиза Бричкина
Лиза Бричкина — простая деревенская девушка. С детства ей

пришлось самой вести хозяйство, так как мать ее сильно болела. Она кормила скотину, убирала в доме, готовила еду. Лиза — девушка, которая всю жизнь провела в ожидании счастья, до конца верила, что найдет его. Война помешала ее планам, и вместо счастья Лизу ждала смерть.
Лиза Бричкина Лиза Бричкина — простая деревенская девушка. С детства ей пришлось самой вести хозяйство, так как

Слайд 16Галя Четвертак
Галя Четвертак воспитывалась в детском доме и отличалась богатым

воображением. Жизнь Гали Четвертак - одна сплошная мечта, и о войне она тоже мечтала, но "осуществленная мечта всегда лишена романтики. Реальный мир оказался суровым и жестоким и требовал не героического порыва, а неукоснительного исполнения воинских уставов. Праздничная новизна улетучилась быстро, а будни были совсем непохожи на Галины представления о фронте".
Галя Четвертак Галя Четвертак воспитывалась в детском доме и отличалась богатым воображением. Жизнь Гали Четвертак - одна

Слайд 17Соня Гурвич
“Остренькое, некрасивое, но уж очень серьезное личико, умные проницательные

глаза”. Соня Гурвич – воплощение ученицы-отличницы и поэтической натуры. Она росла в дружной и очень большой семье, «донашивала платья, перешитые из платьев сестер». У студентки Сони Гурвич на момент начала войны в Минске осталась вся семья. Родные оказались в еврейском гетто.
Соня Гурвич “Остренькое, некрасивое, но уж очень серьезное личико, умные проницательные глаза”. Соня Гурвич – воплощение ученицы-отличницы

Слайд 18Гибель девушек:

Лиза Бричкина

“Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила. Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет – теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для нее…”.

Гибель девушек:             Лиза Бричкина “Лиза

Слайд 19Соня Гурвич
“А старшина весь заостренный был, на тот крик заостренный.

Единственный, почти беззвучный крик, который уловил он вдруг, узнал и понял. Слыхал он такие крики, с которыми все отлетает, все растворяется и потому звенит. Внутри звенит, в тебе самом, и звона этого последнего ты уже никогда не забудешь. Словно замораживает он и холодит, сосет, тянет за сердце.”
Соня Гурвич “А старшина весь заостренный был, на тот крик заостренный. Единственный, почти беззвучный крик, который уловил

Слайд 20Галя Четвертак
“Она всегда жила в воображаемом мире активнее, чем в

действительном, и сейчас хотела бы забыть все, вычеркнуть из памяти, хотела – и не могла. И это рождало тупой, чугунный ужас, и она шла под гнетом этого ужаса, ничего уже не соображая. – Коротко ударил автомат. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе. Замерло все на поляне. На секунду какую-то замерло, точно во сне”.

Галя Четвертак “Она всегда жила в воображаемом мире активнее, чем в действительном, и сейчас хотела бы забыть

Слайд 21Женька Комелькова
“Женька не расстраивалась, она вообще никогда не расстраивалась. Она

верила в себя и сейчас, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно. И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет”.

Женька Комелькова “Женька не расстраивалась, она вообще никогда не расстраивалась. Она верила в себя и сейчас, уводя

Слайд 22Рита Осянина
Рита Осянина, смертельно раненная осколком гранаты, знала, что будет умирать

долго и тяжело. Поэтому попросила Васкова позаботиться о ее сыне Алике и «выстрелила в висок, и крови почти не было».
Рита ОсянинаРита Осянина, смертельно раненная осколком гранаты, знала, что будет умирать долго и тяжело. Поэтому попросила Васкова

Слайд 23Федот Евграфович Васков
«Твердая немногословность», «крестьянская неторопливость», особая «мужская основательность» была характерна

для Федота Евграфовича. «Стариком» и «пеньком замшелым, у которого в запасе двадцать слов, да и те из устава» за глаза называют тридцатидвухлетнего Васкова подчиненные ему девушки-зенитчицы. «Всю свою жизнь Федот Евграфович выполнял приказания. Выполнял буквально, быстро и с удовольствием.».
Федот Евграфович Васков«Твердая немногословность», «крестьянская неторопливость», особая «мужская основательность» была характерна для Федота Евграфовича. «Стариком» и «пеньком

Слайд 24Девушки, не имея военного опыта, вступают в бой. Ценой своей

жизни они сумели остановить фашистов, в живых остаётся один старшина, который смог взять в плен несколько вражеских солдат. Он получает серьёзные ранения, демобилизовывается и усыновляет сына погибшей Риты Осяниной.
Приблизительно через двадцать лет он приезжает с приёмным сыном на место гибели матери и встречает там отдыхающих парней и девушек.
Девушки, не имея военного опыта,  вступают в бой. Ценой своей жизни они сумели остановить фашистов, в

Слайд 25«Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им

надо, а детей рожать, ведь матери – они!»
Погибли все девушки, и гибелью каждой из них «оборвалась маленькая ниточка в бесконечной пряже человечества».

«Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери

Слайд 26Дискуссионная карта:

Дискуссионная карта:

Слайд 27Как вы думаете, почему повесть названа «А зори здесь тихие...?»

Как вы думаете, почему повесть названа «А зори здесь тихие...?»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть