Слайд 2М.Ю.Лермонтов.
«Три пальмы».
Тема поверженной красоты
Урок литературы в 6 классе.
Слайд 3«Три пальмы» Михаил Лермонтов
(Восточное сказание)
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы
высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
Слайд 4И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью
ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»
Слайд 5И только замолкли — в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком
раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Слайд 6Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой
подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.
Слайд 7И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И
белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.
Слайд 8Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины
звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.
Слайд 9Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И
пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.
Слайд 10Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом
печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
Слайд 11И ныне все дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с
гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
Слайд 12Словарная работа:
Караван - группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей в пустыне
Оазис
- место в пустыне, где есть растительность и вода
Шатры — большие палатки, крытые тканью, коврами
Роптать- упрекать
Фарис - породистый конь, скакун
Вьюк – ноша, поклажа, уложенная на верблюда
Урочный путь – определенный, условленный путь
Пророк – истолкователь воли Бога
Слайд 13Беседа с учащимися по вопросам.
1.Кто главные герои стихотворения?
("Три гордые
пальмы" и "звучный ручей").
2.Как проходит их жизнь?
(Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.)
3.Почему пальмы недовольны своей жизнью?
(Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).
4.Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения?
(Покой нарушен появлением людей).
Слайд 14Композиция стихотворения:
Жизнь гордых пальм в пустыне.
Обращение пальм к Богу.
Появление каравана.
Пальмы приветствуют
гостей.
Гибель пальм.
«Все дико и пусто кругом…»
Слайд 15Анализ стихотворения
О чём мечтали пальмы до прихода каравана? Прочитайте, почему пальмы
стали роптать на Бога ?
Почему они недовольны своей жизнью? Чего они хотят?
- Какое художественное средство использует поэт? Для чего?
олицетворение
Слайд 16Олицетворения
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студёный ручей…
Когда же на
запад умчался туман…
Не шепчутся листья с гремучим ключом…
Сумрак на землю упал…
Слайд 17Эпитеты
Гордые пальмы
Махровые главы
Пепел седой и холодный
Песчаные степи
Бесплодные почвы
Чуждая земля
Нежданные гости
Вороной конь
Слайд 18Сравнения
И прыгал, как барс, поражённый стрелой…
И шёл, колыхаясь, как в море
челнок…