Слайд 1
Урок русского языка в 9 классе
«Пишем сжатое изложение»
Разработала учитель русского языка
и литературы
МБОУ Мурзицкой школы
Малинкина Е.В.
Слайд 2Форма проведения: творческая мастерская.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Цель урока:
научить писать сжатое изложение, составить алгоритм написания сжатого изложения.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Задачи урока:
Предметные:
повторить и закрепить знания о приемах
сжатия текста;
научить выделять главную информацию;
Рефлексивные:
научить приемам самостоятельной работы;
активизировать мыслительную деятельность; Коммуникативная:
развивать письменную и устную речь;
Воспитательные:
формировать культуру речи;
воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Способы компрессии текста
1.Исключение.
2. Обобщение.
3.Упрощение.
Слайд 5Пишем сжатое изложение
Прежде чем начать писать,
я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.
М.Горький.
Слайд 7Алгоритм написания сжатого изложения
1.Прослушать текст, определить тему текста
(о чем текст).
2.Сформулировать
основную мысль текста
(чему учит текст, ради чего написан)
3.Разбить текст на части, составить план текста.
4.Определить микротему каждой части, составить план.
5.Найти ключевые слова в каждой части текста, передающие главную информацию
6.Подумать, что можно исключить из каждой части, от каких подробностей отказаться, что можно обобщить.
7.Обдумать средства связи между частями.
8.Записать сжатый текст.
Слайд 8Текст для 1 группы
Посылаю тебе, дружище, книгу «Живое
слово» – в ней собраны лучшие образцы русского языка, ты должен хорошо знать и понимать его, потому я тебе очень рекомендую изредка почитывать эту книжку.
Маленький ты еще у меня и, живя за границей, можешь разучиться говорить по-русски, а это было бы худо. Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говорить, чтобы, при случае, передать свою мысль другому человеку ясно и просто.
Будешь понимать людей и их мысли – легче будет жить и умнее станешь, да и тебя все сразу будут понимать, а это – хорошо.
Слайд 9Текст для 2 группы
И если ты хочешь, чтобы
вокруг тебя были хорошие, добрые люди, – попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне.
Ну, это скучно для тебя, потому я перестану.
Бегаю здесь по музеям каждый день до усталости, – ты, я знаю, этого не любишь, но, – погоди немножко, лет в 16 ты сам почувствуешь, какое великое удовольствие дают картины и статуи.
Собираю для тебя снимки со всех редких картин, со временем ты будешь иметь великолепную коллекцию снимков со всех музеев Европы...
Учись, дружище, это только сначала немножко скучно и трудно, а потом – сам не оторвешься, так хорошо – и легко и приятно – будет узнавать, как люди жили, живут и как думают жить.
Слайд 10Текст для 3 группы
Мама пишет, что ты
теперь собираешь цветы – чудесно! Это здоровое, приятное и очень умное дело. Тебе следует немножко познакомиться с ботаникой, – напиши сегодня же Пятницкому, чтобы он прислал тебе хорошую ботанику!
Когда ты познакомишься с этой наукой – цветы еще более интересны будут для тебя, ты увидишь, что это живые существа, поймешь, что жизнь – всюду вокруг тебя, и сам ты окружен ее ярким радостным потоком и ты – человек – самое лучшее, интересное и умное в этом бесконечном потоке жизни.
Чем глубже ты погрузишься в него, чем больше поймешь – тем богаче будет твоя душа – твой разум, – тогда ты увидишь себя как бы на вершине горы, с которой пред тобою развертывается прекрасная картина, и все в ней – твое.
Слайд 11Изложение 1 группы
Посылаю тебе книгу «Живое слово» – в
ней собраны лучшие образцы русского языка, рекомендую тебе её почитывать. Ты должен хорошо знать и понимать русский язык.
За границей можешь разучиться говорить по-русски. Родной язык надо любить и надо уметь хорошо говорить, чтобы передать свою мысль другому человеку ясно и просто.
Будешь понимать людей и их мысли – легче будет жить и умнее станешь, да и тебя все сразу будут понимать.
Слайд 12Изложение 2 группы
Если ты хочешь, чтобы вокруг
тебя были хорошие люди, попробуй относиться к ним по- доброму. Увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого.
Бегаю здесь по музеям, собираю для тебя снимки со всех редких картин. Потом сам почувствуешь, какое великое удовольствие дают картины и статуи.
Сначала учиться тяжело. Потом легко и приятно будет узнавать о жизни людей.
Слайд 13Изложение 3 группы
Ты теперь собираешь цветы – чудесно!
Это нужное дело. Тебе следует познакомиться с ботаникой.
Когда ты познакомишься с этой наукой, ты увидишь, что это живые существа, поймешь, что жизнь всюду вокруг тебя. Человек – самое лучшее, в этом бесконечном потоке жизни.
Чем глубже ты погрузишься в него, тем богаче будет твоя душа – твой разум. Перед тобой откроется прекрасная картина, и всё- в ней твоё.
Слайд 14Рефлексия
-Понравился ли вам урок?
- Что особенно запомнилось на уроке?.
Что нового вы
узнали о Горьком?
- О чем письма М.Горького к сыну заставили вас задуматься?
-Какой этап алгоритма вызывает у вас наибольшее затруднение?
- Оцените свою работу на уроке.
Слайд 15Домашнее задание
Написать сжатое изложение по данному отрывку из письма М.Горького.
Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее – цветы.
Вот если бы ты всегда и везде, всю твою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, – легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным и это чувство сделало бы тебя богатым душой.
Знай, что всегда приятнее отдать,
чем взять.