Презентация, доклад к уроку Паронимы

Зубастая щука в зубном кабинетеСыграла эффектно на старом кларнете. А врач эффективно ей зубы лечил.Поступком он смелым всех- всех удивил.Меня же друзья за проступки ругают.Порой осуждают, порой обсуждают.Удачливым парнем считают меня.Удачной покупкой хвалилась сестра. Короткое платье

Слайд 1
Это антонимы- слова одной и той же части речи с противоположным

лексическим значением.
Это синонимы - слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по- разному, но одинаковы или очень близки по лексическому значению.
Это омонимы - слова , которые пишутся и звучат одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения.
 

Белозёрова Татьяна

Это антонимы- слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.Это синонимы - слова одной

Слайд 2Зубастая щука в зубном кабинете
Сыграла эффектно на старом кларнете.
А врач

эффективно ей зубы лечил.
Поступком он смелым всех- всех удивил.
Меня же друзья за проступки ругают.
Порой осуждают, порой обсуждают.
Удачливым парнем считают меня.
Удачной покупкой хвалилась сестра.
Короткое платье купила она
И краткий отчёт о покупке дала.

Белозёрова Татьяна

Зубастая щука в зубном кабинетеСыграла эффектно на старом кларнете. А врач эффективно ей зубы лечил.Поступком он смелым

Слайд 3 Паронимы

Паронимы

Слайд 4
Усвоить лексическое понятие “паронимы”. Разграничивать по значению и употреблению близкие по форме,

но разные по значению однокоренные слова.
Использовать их в речи как средство художественной выразительности.

Белозёрова Татьяна

Усвоить лексическое понятие “паронимы”. Разграничивать по значению и употреблению близкие по форме, но разные по значению однокоренные

Слайд 5Кто прав?
Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда

с горячим супом. Прибегает Павлик, садится за стол и бормочет:
- Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.
- Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя.
- Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.
 

Белозёрова Татьяна

Кто прав?Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится

Слайд 6
В книге «Думы о русском слове» А.Югов заметил: «Знающий язык своего

народа писатель не спутает пустошь и пустырь: пустошь распахивают, а пустырь застраивают».
Как вы понимаете замечание писателя?
Пустошь и пустырь - они похожи? Чем? Укажите разницу в словоупотреблении.
Составьте словосочетания с этими словами.

Белозёрова Татьяна

В книге «Думы о русском слове» А.Югов заметил: «Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и

Слайд 7

Луговая пустошь, засеять пустошь, раскорчевать пустошь, благоухающая пустошь.


  Городской пустырь, застроить пустырь.

Белозёрова Татьяна

Луговая пустошь, засеять пустошь,  раскорчевать пустошь, благоухающая пустошь.    Городской пустырь, застроить пустырь.Белозёрова

Слайд 8

Надеть одежду.
Одеть Надежду.
Буква Н в каждой фразе употребляется один только раз.

Либо в первом, либо во втором слове. Если человека (Надежду), то одеть, если вещь (одежду), то надеть.

Белозёрова Татьяна

Надеть одежду.Одеть Надежду.Буква Н в каждой фразе употребляется один только раз. Либо в первом, либо во втором

Слайд 9
Исправь ошибки.
Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок. Первое

время новая тема ребятам поддавалась нелегко. Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью. Проверяя дневники учащихся, классный руководитель ставит в них свою роспись.

Белозёрова Татьяна

Исправь ошибки. Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок. Первое время новая тема ребятам поддавалась нелегко.

Слайд 10Составь словосочетания!
Военный - воинский
тайна, звание, база ,завод, корабль, самолёт, чин.
Надеть-

одеть
пальто, ребёнка, перчатки, очки, чехлы на мебель.



Составь словосочетания!Военный  - воинскийтайна, звание, база ,завод, корабль, самолёт, чин.Надеть- одетьпальто, ребёнка, перчатки, очки, чехлы на

Слайд 11Лингвистическая задача
В каком предложении вместо слова «двойной» нужно употребить «двойственный»?
а) Мы

решили засадить аллею двойным рядом лип.
б) Он вернулся домой со смешанным чувством зависти и презрения, это двойное чувство не покидало его ещё долго.
в) Сотрудник вошёл в доверие и начал двойную игру.
г) Многие старинные купеческие фамилии были двойными.

Лингвистическая задачаВ каком предложении вместо слова «двойной» нужно употребить «двойственный»?		а) Мы решили засадить аллею двойным рядом лип.		б)

Слайд 12Информационные источники
Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для

учащихся/ Под ред. Л. П. Крысина. – М., Просвещение, 1995
На берегах Лингвинии: Занимательный задачник по русскому языку: Кн. Для учащихся/ Л. Д. Чеснокова, С. Г. Букаренко, Л. Л. Дроботова и др.; Под ред. Л. Д. Чесноковой. – М.: Просвещение, 1996.
Юминова Е. В. Система работы с паронимами. –Газета «Первое сентября. Русский язык» № 20/2007
http://salikova.ucoz.ru/load/gotovimsja_k_egeh/a2_
Шаблон для презентации – Белозеровой Т.
Информационные источникиАрсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся/ Под ред.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть