Презентация, доклад по русскому языку Подготовка к ОГЭ по русскому языку. 9.1 Сочинение на лингвистическую тему

Содержание

«Слово – исключительная особенность человекавыражать мысли и чувства свои, дар говорить…»В.И.Даль.

Слайд 19.1 Сочинение-рассуждение
на лингвистическую тему
ОГЭ 9 класс
Автор: Соловых

Виктория Владиславовна
Учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №26»
Республика Саха (Якутия) г. Мирный

2020 г.

9.1 Сочинение-рассуждение на лингвистическую темуОГЭ 9 класс  Автор: Соловых Виктория ВладиславовнаУчитель русского языка и литературы

Слайд 2«Слово – исключительная особенность человека
выражать мысли и чувства свои, дар говорить…»
В.И.Даль.

«Слово – исключительная особенность человекавыражать мысли и чувства свои, дар говорить…»В.И.Даль.

Слайд 3Прежде всего, вы должны понимать и знать, что такое лингвистика?!
Лингвистика –

( от латинского «лингва» - язык) – наука о языке, языкознание.

Прежде всего, вы должны понимать и знать, что такое лингвистика?!Лингвистика – ( от латинского «лингва» - язык)

Слайд 4Формулировка задания 15.1.
«Напишите сочинение – рассуждение, приняв в качестве тезиса

слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Формулировка задания 15.1. «Напишите сочинение – рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь

Слайд 5Словарь – 1. Сборник слов, расположенных в алфавитном порядке, с пояснениями,

справками, толкованиями, переводом на другие языки. Орфографический словарь. Толковый словарь. Русско-французский словарь.
2.Совокупность всех слов какого-либо языка, а также слов, употребленных в каком-либо произведении или в произведениях какого-либо автора. Словарь поэзии Пушкина. Богатство словаря русского языка.

Словарь – 1. Сборник слов, расположенных в алфавитном порядке, с пояснениями, справками, толкованиями, переводом на другие языки.

Слайд 6Грамматика – (от греческ. «грамма» - «буква, мелкая мера») – 1.Наука

об изменении и сочетании слов, о том, как сочетаются и изменяются слова в языке.
2. Формальный строй языка: словообразование, морфология и синтаксис. Грамматическая форма (форма слова.)
Грамматическая категория
(род, число,падеж)

Грамматика – (от греческ. «грамма» - «буква, мелкая мера») – 1.Наука об изменении и сочетании слов, о

Слайд 7Тезис –1. В логике: положение, требующее доказательства.
2.Положение, кратко излагающее какую-нибудь

идею, а также одну из основных мыслей сочинения, доклада.
Тезисы доклада. Развернутые тезисы.

Тезис –1. В логике: положение, требующее доказательства. 2.Положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных

Слайд 8Аргументы – довод, доказательство.
Аргументировать – приводить аргументы, доказательства. Убедительная аргументация.

Аргументы – довод, доказательство.Аргументировать – приводить аргументы, доказательства. Убедительная аргументация.

Слайд 9Цитата – точная, дословная выдержка из какого-нибудь текста. Привести цитату из

произведения Антона Чехова.
Когда вы аргументируете свой ответ в сочинении, обязательно приводите по 1 примеру из прочитанного текста, который иллюстрирует лексические и грамматические явления языка. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать сочинение в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале







Цитата – точная, дословная выдержка из какого-нибудь текста. Привести цитату из произведения Антона Чехова.Когда вы аргументируете свой

Слайд 10Цитата
Прямая

Косвенная

Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать…»

Путешественник спросил, где центр города.


Командир строгим голосом сказал, чтобы к нему привели сержанта.

Цитата Прямая          Косвенная Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного

Слайд 11Композиция сочинения –рассуждения


Тезис. Рассуждение о смысле высказывания

Первый пример языкового явления

и его роль в тексте.


Второй пример языкового явления и его роль в тексте.


Вывод

Композиция сочинения –рассуждения Тезис. Рассуждение о смысле высказыванияПервый пример языкового явления и его роль в тексте.

Слайд 12( (1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять,

будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит её зелёная грива и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам.
(3)Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда.
(4)Подошёл как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нёс длинную тяжёлую рейку с белыми и чёрными отметинами.
(6)Парень спросил:
(7)– Березу объезжаешь, значит?
(8)– Нет, – тихо сказал Алька (9).– Это я играю.
(10)Парень закурил и лениво сообщил:
(11)– Ну, скоро твоей игре конец!
(12)– Почему? – спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя.
(13)Тот охотно объяснил:
(14)– Здесь мост через овраг построят. (15)А берёзу твою – под корешок.
(16)– Дяденька, не надо, она же красивая! – крикнул Алька и прыгнул на землю.
(17)– Ха! (18)Не надо! (19)А мост?

( (1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется,

Слайд 13(20)– А если в другом месте сделать мост? – попросил Алька.

(21)- Тут везде места много, чтобы его построить.
(22)Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.
(23)Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил:
(24)– Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне. (25)Меня помощник ждёт на той стороне.
(26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.
(27)– Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. (28)По рукам?
(29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы!
(30)– Хватай и двигай вперед, – ухмыляясь, велел парень.
(31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле тащил её и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался:
(33)– Ползёшь, пацан?
(34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (36)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?






(20)– А если в другом месте сделать мост? – попросил Алька. (21)- Тут везде места много, чтобы

Слайд 14





(37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке.
(38)– Ты откуда,

малец? – услышал он густой голос. (39)– Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял?
(43)Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним.
(44)– А ну, Касюков, – негромко сказал мужчина, – отвечай, ты что это с ребёнком делаешь?
(45)– А что, Матвей Сергеевич, – всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, – трудовое воспитание.
(46)На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы.
(47)– Вот возьму я эту рейку, – тихо сказал он, – и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чёртовой бабушке отошлю и в техникум напишу! (50)Я тебе устрою баню!(51)А зачем ты, малец, этого балбеса слушал?
(52)– Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, – прошептал Алька.
(53)– Берёзу?
(54)– Ага. (55)Вон ту.(56) Потому что будет мост… (57)Дяденька, правда срубят?

(37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке.(38)– Ты откуда, малец? – услышал он густой голос.

Слайд 15(58)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся.
(59)– Твоя, что ли, берёза-то? – поинтересовался он.
(60)–

Моя… (61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (63)Правда срубят? – снова со страхом спросил он.
(64)– Нет, – сказал Матвей Сергеевич. (65)– Чего же дерево губить?
(66)Он обнял Альку и прижал к себе.
(67)– Расти, сынок. (68)Из тебя настоящий человек выйдет.
(По Крапивину В.)
(58)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся.(59)– Твоя, что ли, берёза-то? – поинтересовался он.(60)– Моя… (61)То есть она ничья. (62)Я

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть