Презентация, доклад к уроку Однородные члены предложения

Содержание

ПЛАН 1.Понятие об однородности членов предложения 2.Знаки препинания при союзаха) одиночныхб) повторяющихсяв) составных 3.Определенияа) однородныеб) неоднородные4. Обобщающие слова при однородных членах

Слайд 1Однородные члены предложения 8 класс

5klass.net

Однородные члены предложения 8 класс5klass.net

Слайд 2 ПЛАН
1.Понятие об однородности членов предложения
2.Знаки препинания

при союзах
а) одиночных
б) повторяющихся
в) составных
3.Определения
а) однородные
б) неоднородные
4. Обобщающие слова при однородных членах
ПЛАН  1.Понятие об однородности членов предложения  2.Знаки препинания при союзаха) одиночныхб) повторяющихсяв) составных 3.Определенияа)

Слайд 3
Однородными могут быть любые члены предложения:






















Знак однородности

в схемах
(внутри – символ члена предложения)






Однородными могут быть любые члены предложения:    Знак однородности в схемах (внутри – символ члена

Слайд 4Признаки однородности
К однородным членам предложения задается один и тот же вопрос
Они

равноправны и независимы
Присутствует интонация перечисления
Связаны интонацией или интонацией и союзом
Признаки однородностиК однородным членам предложения задается один и тот же вопросОни равноправны и независимыПрисутствует интонация перечисленияСвязаны интонацией

Слайд 5Выразительно прочтите, запишите, подчеркните однородные члены, составьте схему предложений
Как я люблю

свои березы,
Свои леса, свои луга, и ночи летние, и грозы,
И зиму с стужей, и снега!
Люблю я речки серебристой
Хрустально-нежный
разговор
И травки бархатный,
душистый,
С цветами скромными
ковер.



Выразительно прочтите, запишите, подчеркните однородные члены, составьте схему предложенийКак я люблю свои березы,	Свои леса, свои луга, и

Слайд 6Проверка
Как я люблю свои березы,
Свои леса, свои луга, и ночи

летние, и грозы,
И зиму с стужей, и снега!
Люблю я речки серебристой
Хрустально-нежный
разговор
И травки бархатный,
душистый,
С цветами скромными
ковер.

















Проверка Как я люблю свои березы,	Свои леса, свои луга, и ночи летние, и грозы,И зиму с стужей,

Слайд 7
Определите, какому предложению соответствует схема. Докажите.




,
и
,
и


и

и






,

,

,

,

- -

- -

- -

- -

- -

- -

- -



Определите, какому предложению соответствует схема. Докажите. , и , и и и , , , , -

Слайд 8


и
,
,
,
Определите, какому предложению соответствует схема. Докажите.
- -
- -


и, , , Определите, какому предложению соответствует схема. Докажите.- -- -

Слайд 9Пунктуация при однородных членах предложения
Прочтите схемы, придумайте предложения





1)
и
и
2)
Не только
,
,
,


но и

Не путать со сложносочинённым предложением:



и

,



Пунктуация при однородных членах предложенияПрочтите схемы, придумайте предложения1)ии2)Не только, , , но иНе путать со сложносочинённым предложением:и,

Слайд 10Пунктуация при однородных членах предложения 1.Одиночные союзы






,



,
и
или
либо
да

= и

но

а

однако

зато

да = но


противительные союзы

соединительные союзы

Пунктуация при однородных членах предложения 1.Одиночные союзы   , , иилилибода = иноаоднакозатода = нопротивительные союзысоединительные

Слайд 11Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений.
Я часто ходил смотреть на

величавую реку и просиживал долгие часы на каменной скамье.
Девушка была грациозно сложена , но не вполне ещё развита.
Молодость не кипела в Гагине ключом , а светилась тихим светом.
Ася училась прекрасно была чрезвычайно понятлива , однако не хотела подойти под общий уровень , упрямилась , глядела букой.
Луна пристально глядела на город , и он чувствовал этот взгляд и стоял чутко и мирно.











Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений.Я часто ходил смотреть на величавую реку и просиживал долгие часы

Слайд 122.Повторяющиеся


,

,
,
,



и
и
не то
не то

ни
ни


ни
ни
,


В цельных выражениях (фразеологических оборотах) с повторяющимися союзами запятая не ставится


,


или

или


и

2.Повторяющиеся    , , , , иине тоне тонининини, В цельных выражениях (фразеологических оборотах) с

Слайд 13Однажды сидел я на своей любимой скамье и глядел то на

реку , то на небо то на виноградники.
Отец долго глядел мне в глаза не то испытующим , не то умоляющим взором.
Часа четыре мы провели вместе : или сидели на диване , или расхаживали перед домом.
И тут свободно потекли наши речи не то горячие , не то задумчивые , не то восторженные , но всегда неясные речи русского человека.
На другой день Ася проснулась ни свет ни заря.

Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений.








Однажды сидел я на своей любимой скамье и глядел то на реку , то на небо то

Слайд 14Определите значения фразеологических оборотов
Ни то ни сё
Ни свет ни заря
И так

и сяк
Ни рыба ни мясо
Ни днём ни ночью
Ни дать ни взять
Ни жив ни мёртв
Ни два ни полтора

Посредственный
Очень рано
С разных сторон
Нечто среднее
Нет покоя в любое время суток
Действительно
Сильно напуган

Определите значения фразеологических оборотовНи то ни сёНи свет ни заряИ так и сякНи рыба ни мясоНи днём

Слайд 153.Составные

,

не только
но и
как
так и

3.Составные, не тольконо икактак и

Слайд 16Барышни в пансионе не только не любили Асю но и язвили

и кололи её, как только могли.
Любовь Аси как радовала так и смущала меня.

Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений.

Барышни в пансионе не только не любили Асю но и язвили и кололи её, как только могли.Любовь

Слайд 17Определения 1.Однородные

Не зависят друг от друга
Интонация перечисления
Возможность постановки союза И между ними
Или

качественные, или относительные прилагательные
Отличительные признаки разных предметов
Эпитеты
Синонимы
Могут стоять после определяемого слова
Противопоставление при одном слове
Часто соединяются по схеме «прилагательное + причастный оборот»
Определения 1.ОднородныеНе зависят друг от другаИнтонация перечисленияВозможность постановки союза И между нимиИли качественные, или относительные прилагательныеОтличительные признаки

Слайд 18Докажите, что в этих предложениях определения однородные.
1) Приятный, нежный голосок птички

звенел не умолкая.
2) Темные, плотно стоящие ели отражались в воде.
3) Собака смотрела на зловещий, красный круг луны.
4) Я всегда любил наблюдать трудовую, хлопотливую жизнь скворцов.
Докажите, что в этих предложениях определения однородные.1) Приятный, нежный голосок птички звенел не умолкая.2) Темные, плотно стоящие

Слайд 19Определения 2. неоднородные
Поясняет первое слово всего словосочетания
Характеризует предмет с разных сторон:

материал и впечатление, размер и цвет, форма и возраст и т.д.
Качественное + относительное прилагательное
Нельзя поставить между ними союз «и»
Не ставится запятая
Определения 2. неоднородные Поясняет первое слово всего словосочетанияХарактеризует предмет с разных сторон: материал и впечатление, размер и

Слайд 20Найдите однородные и неоднородные определения. Докажите.
1) Это единственное решение трудной ?

математической задачи.
2) И очи синие ? бездонные цветут на дальнем берегу.
3) Наш путь преградила небольшая ? горная речонка.
4)Тонкий ? лунный свет создает странное ? пугающее впечатление.

,

,




Найдите однородные и неоднородные определения. Докажите.1) Это единственное решение трудной ? математической задачи.2) И очи синие ?

Слайд 21Дом с своей ветхой резьбой и острой черепичной кровлей казался огромной

, сгорбленной птицей.
В тёмной , холодной глубине реки колыхались и дрожали звёзды.
Несколько мгновений спустя лицо Аси побледнело и приняло сосредоточенное , печальное выражение.
Дорога к развалине вилась по скату узкой лесистой долины.

Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений.













Однородные

Неоднородные

Дом с своей ветхой резьбой и острой черепичной кровлей казался огромной , сгорбленной птицей.В тёмной , холодной

Слайд 22
Обобщающие слова при однородных членах
Любишь всё : каждую травинку

, поникшую от росы или согретую солнцем , каждое деревце над озером , трепещущее в безветрии листьями , каждое плывущее по бледному и высокому небу облако.
: , , .












Обобщающие слова при однородных членах  Любишь всё : каждую травинку , поникшую от росы или согретую

Слайд 23Везде: на стенах, над дверью, у окна – висели связки сухой

травы.
Далекие гулы повторяют и рев, и треск, и шум, и гром – все звуки моря.













Везде

:

,

,

,

,

-

,

-

все

…..

…….

1)

2)

Везде: на стенах, над дверью, у окна – висели связки сухой травы.Далекие гулы повторяют и рев, и

Слайд 24Всё : тонкий запах смолы по лесам , крик и стук

дятлов , немолчная болтовня светлых ручейков – слились в одно общее чувство.
В темноте ни гор , ни дороги – ничего не было видно.
Алый тонкий свет севшего солнца лежал повсюду : на зелёных лозах , на высоких тычинках , на сухой земле.
Ася и Гагин вдвоём несли большой поднос с горшком молока , тарелками , ложками , сахаром , ягодами и хлебом.

Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений.

















Всё : тонкий запах смолы по лесам , крик и стук дятлов , немолчная болтовня светлых ручейков

Слайд 25ТЕСТ
Где нужно поставить
1-запятую, 2-тире, 3-двоеточие?
а) В знакомой хижине огонёк 1)

то трепетал 2) то снова гас.
б) Иван Никифорович был 3) ни жив 4) ни мёртв.
в) Татьяна верила преданьям простонародной старины 5) и снам 6) и карточным гаданьям 7) и предсказаниям луны.
г) Стол 7) кресла 8) стулья 9) всё было самого тяжёлого 10) беспокойного свойства.
д) Всюду 11) вверху 12) и внизу 14) пели жаворонки.
ТЕСТГде нужно поставить 1-запятую, 2-тире, 3-двоеточие?а) В знакомой хижине огонёк 1) то трепетал 2) то снова гас.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть