Слайд 1Обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении комедии
Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Голяшова
Светлана Викторовна
Учитель русского языка и литературы
Слайд 3 Драма - это род литературных произведений, построенных в форме диалога без
авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене
Слайд 5 Комедия - это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие или нравственные
пороки
Слайд 6Основные требования классицизма в литературе
1. Деление героев на положительных и отрицательных
2.
Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия.
3. Утверждение идей патриотизма, гражданственности.
4. Обращение к общественным проблемам.
5. Герои - “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин.
6. Исключалось использование простонародного языка.
Слайд 7Какие отступления от традиций классицизма присутствуют в комедии?
Слайд 8«-« Простаковы,Скотинин, Митрофан, «+» - Софья, Милон, Правдин, Стародум
События происходят в
течение одних суток и в одном месте (в доме помещицы Простаковой)
Проблема воспитания является основной в комедии, что подчеркивается самим названием.
Проблема крепостного права, государственной власти.
Да. (Простакова??????????????)
Нет. Привести примеры! (работа с учебником) Просторечные слова, частицы (неужто-таки), пословицы и поговорки (Век живи, век учись, сон в руку, всякая вина виновата….)
Слайд 9Чем отличается речь положительных и отрицательных героев?
Слайд 10 Разница между языком Простаковой и языком Еремеевны, Тришки и даже Цыфиркина
менее ощутима, чем грань, отделяющая его от языка Стародума или Правдина
Слайд 11 Для чего автору было необходимо подчеркнуть особенности языка героев?
Слайд 12 Все эти особенности языка нужны для их социально-бытовой характеристики
Слайд 13Проблемы, обозначенные в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»:
проблема воспитания;
проблема крепостного права и
дворянства.
Слайд 14 Проблема воспитания
(Высмеивание моды на иностранных учителей, которые были сами глупы
или плуты. Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества.
Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сынка? (Безумно любя своего сынка, она старается оградить его от учения, чтобы Митрофанушка не перетрудился).
Слайд 15 Проблема крепостного права и дворянства
(Помещики, подобные Простаковым и Скотининым, смело творят
беззакония, потому что знают: они охраняемы самим государством. Они вовсе не считают грубое обращение с крепостными преступлением. Большинство дворян приняло указ Екатерины «О вольности дворян…» (она формально освободила дворян от служения государству) как полную, безотчетную власть над крепостными).
Слайд 17 Слова «Вот злонравия достойные плоды» принадлежат Стародуму.
Причина краха Простаковой
– злонравие, дурные наклонности, которые порождены вседозволенностью. Плоды дурного воспитания связываются с влиянием крепостного права, которое одинаково пагубно, как для народа, так и для дворянства.