Слайд 1
Тема: Жизненный и творческий путь Николая Степановича Гумилёва
Слайд 2Цели и задачи:
-познакомиться с жизнью и творчеством
Н. С. Гумилева;
-отметить
особенности лирики Гумилева;
-показать многогранность личности поэта;
- развивать навыки выразительного чтения.
Слайд 3Разве не хорошо сотворить свою жизнь, как художник творит свою картину, как
поэт создает поэму? Правда, материал очень неподатлив, но разве не из твердого камня высекают самые дивные статуи?
Слайд 5Николаевская Царскосельская гимназия
Слайд 9 К таким нежданным и певучим бредням
Зовя с собой умы людей,
Был Иннокентий Анненский последним
Из царскосельских лебедей.
Слайд 19Африканские фотографии Николая Гумилева из коллекции Кунсткамеры
Слайд 20Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого
Слайд 27Сборники Н.Гумилева
"Путь конквистадоров" (1905)
"Романтические цветы" (1908)
"Жемчуга" (1910)
"Чужое небо" (1912)
"Колчан" (1916)
"Костер" (1918)
"Фарфоровый
павильон" (1918)
"Шатер" (1921)
"Огненный столп" (1921)
Слайд 31Анализ стихотворения «Жираф»
Каково настроение стихотворения?
Где происходит действие?
Когда происходит действие?
Кто ведет
повествование?
Каким вы представляете его себе?
Что можно сказать о героине?
Как вы считаете, рассказ героя выдумка?
Что можно сказать о композиции стихотворения?
Какие факты из биографии легли в основу стихотворения?
Помогла ли девушке рассказанная сказка?
Какова основная мысль стихотворения?
Слайд 32Какие средства художественной выразительности использует автор
Лирический герой пытается
утешить героиню, развеять её печаль и тоску рассказом о красотах и чудесах далёкой Африки. Его описание подробно, многоцветно, зримо, чему помогают красочные ………….._ (изысканный…, грациозная…, волшебный…, стройные…, немыслимые…). Плавный бег жирафа мы представляем благодаря …………(и бег его плавен, как радостный птичий полёт). Сам рассказ об «изысканном жирафе» волшебен, напоминает сказку, поэтому, наверно, автор использует ………………(«далёко, далёко…», «про чёрную деву, про страсть…», «про стройные пальмы, про запах немыслимых трав»). Преображению и без того прекрасной реальности способствует использование …………….(«много чудесного видит земля»). Но почему-то «весёлые сказки таинственных стран» лишь усугубляют ощущение одиночества и отчуждённости, лирический герой несколько недоумевает, поэтому в последней строфе мы встречаем …………… и дважды – ……………….
Слайд 33Проверь себя
«Лирический герой пытается утешить героиню, развеять её печаль
и тоску рассказом о красотах и чудесах далёкой Африки. Его описание подробно, многоцветно, зримо, чему помогают красочные эпитеты_ (изысканный…, грациозная…, волшебный…, стройные…, немыслимые…). Плавный бег жирафа мы представляем благодаря сравнениям (и бег его плавен, как радостный птичий полёт). Сам рассказ об «изысканном жирафе» волшебен, напоминает сказку, поэтому, наверно, автор использует лексические повторы («далёко, далёко…», «про чёрную деву, про страсть…», «про стройные пальмы, про запах немыслимых трав»). Преображению и без того прекрасной реальности способствует использование олицетворений(«много чудесного видит земля»). Но почему-то «весёлые сказки таинственных стран» лишь усугубляют ощущение одиночества и отчуждённости, лирический герой несколько недоумевает, поэтому в последней строфе мы встречаем многоточие и дважды – вопросительное предложение.
Слайд 351912 г.
Акмеистические черты сборника:
- яркая изобразительность
- повествовательность
-
выразительность описаний
- точность деталей
- тяготение к раскрытию
объективного мира
Слайд 42«ПАМЯТЬ»
Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями
не схожи,
Мы меняем души, не тела.
Память, ты рукою великанши
Жизнь ведешь, как под уздцы коня,
Ты расскажешь мне о тех, что раньше
В этом теле жили до меня.
Слайд 48Подведение итогов
В чем же особенности поэтического творчества Н. Гумилева?
Во-первых, романтический дух большинства
произведений поэта.
Во-вторых, в творчестве поэта видно пристрастие к экзотике, африканской мифологии и фольклору.
В-третьих, стихам Гумилева присуща отточенность, филигранность формы, изысканность рифм, гармония и благозвучность звуковых повторов, возвышенность и благородство поэтической интонации.
Слайд 49Используя данные словосочетания, выразите свое мнение
сегодня я узнал(а)…
было интересно…
было
трудно…
я понял(а), что…
я почувствовал(а), что…
я научился…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
Слайд 50Домашнее задание
Выучить наизусть понравившееся вам стихотворение Гумилева
*Написать эссе «Размышляя над
стихотворением Гумилева»
** Нарисовать иллюстрацию к стихотворению Н.Гумилёва