Презентация, доклад к уроку Наблюдение над текстом на уроках русского языка. Урок-исследование .Сказка Колобок.

Содержание

Цели и задачи урока-наглядное изучение логики языка, его грамматических законов через наблюдение над текстом , в котором языковые явления сосуществуют , находятся в гармоническом единстве;-учить определять лексическое значение простых слов , подбирать близкие и противоположные по

Слайд 1Наблюдение над текстом на уроках русского языка урок - исследование
Сказка
«К О

Л О Б О К»

Наблюдение над текстом на уроках русского языка урок - исследованиеСказка «К О Л О Б О К»

Слайд 2Цели и задачи урока
-наглядное изучение логики языка, его грамматических законов через

наблюдение над текстом , в котором языковые явления сосуществуют , находятся в гармоническом единстве;
-учить определять лексическое значение простых слов , подбирать близкие и противоположные по смыслу слова , различать прямое и переносное их значение;
-формировать абстрактное мышление, учить воспринимать слово, мысль как устойчивую конструкцию;
-устанавливать связь слов в предложении;
-формировать у детей представление о системе частей речи: самостоятельных и служебных;
-формировать осознанное восприятия понятий «члены предложения» и «части речи».

Цели и задачи урока-наглядное изучение логики языка, его грамматических законов через наблюдение над текстом , в котором

Слайд 3Лексика -Скажите , Что такое? Кто такой?
Колобок
Кто? - герой сказки,

что? – круглый хлеб,

Старик

Старый человек,

мука

Толченые зерна пшеницы, ржи,

сметана

Пища, молочный продукт,

сусеки

Сундуки для хранения хлеба,

песенка

Мелодия со словами,

куст

Растение.

Лексика -Скажите , Что такое? Кто такой?   КолобокКто? - герой сказки, что? – круглый хлеб,Старик

Слайд 4-Замените слова близкими по значению
Испеки колобок
Приготовь,
Румяный колобок
Поджаристый,
Румяный малыш
Розовощекий,
Горсть муки
Кучка,
Пригоженький колобок
Хорошенький.

-Замените слова близкими по значениюИспеки колобокПриготовь,Румяный колобокПоджаристый,Румяный малышРозовощекий,Горсть мукиКучка,Пригоженький колобокХорошенький.

Слайд 5-Замените слова словами с противоположным значением
Поднял уши
опустил
Покатился дальше
ближе
Стужён
подогрет
Сметана
Нет противоположного

-Замените слова словами с противоположным значениемПоднял уши опустилПокатился дальшеближеСтужёнподогретСметанаНет противоположного

Слайд 6Синтаксис

Найдите главные слова.
О ком говорится в предложении и что сказано об этом предмете?

Жил старик со старухой.

Старик жил.

Старуха изжарила колобок.

Старуха изжарила.

Покатился колобок по дорожке.

Колобок покатился.

Я от дедушки ушёл.

Я ушёл.

Синтаксис

Слайд 7Работа с предложением на бумажной ленточке
Покатился колобок по узкой дорожке.
Сколько слов

?

5 слов

Колобок покатился по дорожке узкой.

По узкой дорожке покатился колобок.

Работа с предложением на бумажной ленточкеПокатился колобок по узкой дорожке.Сколько слов ?5 словКолобок покатился по дорожке узкой.По

Слайд 8Определение основных слов
О ком говорится в предложении?
О колобке
Что сказано

о колобке?

Покатился

Колобок покатился – главные слова

Какая наземная часть дерева является главной, основной?

Ствол

Определение основных словО ком говорится в предложении? О  колобкеЧто сказано о колобке?ПокатилсяКолобок покатился – главные словаКакая

Слайд 9Давайте представим наше предложение деревом и приклеим главные слова на ствол.
Работа

в тетради
Давайте представим наше предложение деревом и приклеим главные слова на ствол.Работа в тетради

Слайд 10Сколько слов осталось?
Три
Эти слова будут веточками.
Посмотрим, к какому слову относятся оставшиеся

слова, от каких слов они как бы отрастают.
Приклеим слова к веточкам.
Сколько слов осталось?ТриЭти слова будут веточками.Посмотрим, к какому слову относятся оставшиеся слова, от каких слов они как

Слайд 11Давайте «разрастим» наше предложение-дерево.
Ответьте на вопросы.
Покатился как?
Бодро, весело ,быстро
Колобок какой?
Непослушный ,

глупый, хвастливый
Давайте «разрастим» наше предложение-дерево.Ответьте на вопросы.Покатился как?Бодро, весело ,быстроКолобок какой?Непослушный , глупый, хвастливый

Слайд 12- Составьте предложение с дополненными словами.
Непослушный колобок быстро покатился по узкой

дорожке.
- Составьте предложение с дополненными словами.Непослушный колобок быстро покатился по узкой дорожке.

Слайд 13Морфология
Непослушный колобок быстро покатился по узкой дорожке.
Сколько слов стало в предложении?
семь
Что

нарисовано на доске?

Шкафчик

Теперь мы будем слова из предложения раскладывать по ящичкам в этом шкафу

МорфологияНепослушный колобок быстро покатился по узкой дорожке.Сколько слов стало в предложении?семьЧто нарисовано на доске?ШкафчикТеперь мы будем слова

Слайд 14И. С.
Посмотрите вокруг себя. Вы видите много предметов. Назовите слова,

которыми эти предметы названы.

Попробуйте назвать предметы, которые нельзя увидеть.

Звук, радость

Найдите среди слов , лежащих на ваших партах, слова, называющие предметы.

Колобок , дорожке

Приклеим эти слова в первый ящичек. В нем будут лежать слова названия предметов

И. С. Посмотрите вокруг себя. Вы видите много предметов. Назовите слова, которыми эти предметы названы.Попробуйте назвать предметы,

Слайд 15И. П.
По каким признакам мы отличим один карандаш от другого?
Найдите слова,

называющие признаки колобка и дорожки

Непослушный, узкой

Приклеим эти слова во второй ящичек. В нем будут лежать слова- названия признаков предметов.

И. П.По каким признакам мы отличим один карандаш от другого?Найдите слова, называющие признаки колобка и дорожкиНепослушный, узкойПриклеим

Слайд 16И. Ч.
Сколько у меня карандашей?
Слово три называет число
Посчитано ли, сколько было

колобков, дорожек?

Ящичек со словами – названиями чисел останется пустым

М.

Закройте глаза. У меня за спиной он. Что это?

Вместо какого слова я употребила слово ОН?

Замените слова: колобок, лиса, тесто, деду

Есть ли в нашем предложении слова, взятые вместо названий предметов, признаков предметов?

Четвертый ящичек пуст.

И. Ч.Сколько у меня карандашей?Слово три называет числоПосчитано ли, сколько было колобков, дорожек?Ящичек со словами – названиями

Слайд 17Гл.
Что они делают?
Найдите слова – названия действий в предложении
Покатился
Приклеим это слово

в 5 ящичек. В нем будут жить слова – названия действий.

Н.

Как я пишу?

Моё действие имеет разные признаки (ровно, криво).

Найдите в предложении слово – название признака действия(покатился как?)

Быстро

В 6 ящичке будут лежать слова- названия признаков действий. Приклейте слово Быстро.

Гл.Что они делают?Найдите слова – названия действий в предложенииПокатилсяПриклеим это слово в 5 ящичек. В нем будут

Слайд 18Служебные слова
Какое слово осталось на парте?
По
Оно что – нибудь называет?
Нет
Какое слово

не могло обойтись без слова по?

Дорожке

Слово по служит слову дорожке, значит оно служебное. Приклеим его в 7 ящичек. В нем будут лежать служебные слова.

Когда мы расклеивали слова в схеме – деревце, мы смотрели, как слова между собой связаны в предложении.

Когда мы расклеивали слова по ящичкам, мы смотрели, что слова называют.

Выводы :

Служебные словаКакое слово осталось на парте?ПоОно что – нибудь называет?НетКакое слово не могло обойтись без слова по?ДорожкеСлово

Слайд 19Урок подготовлен учителем начальных классов Харцызской специализированной школы с углубленным изучением

иностранных языков №26 Донецкой Народной Республики Ивахненко Ольгой Алексеевной

В уроке использованы: педагогическое наследие К.Д.Ушинского и методические рекомендации И.А.Горячёвой.

Харцызск 2015г.

Урок подготовлен учителем начальных классов Харцызской специализированной школы с углубленным изучением иностранных языков №26 Донецкой Народной Республики

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть