Слайд 1Конспект урока по русскому языку
в 9 классе
Сложноподчиненные предложения с
придаточными образа действия, меры, степени, сравнительными
Учитель русского языка
и литературы МБОУ
«СОШ с.Чубар-Абдуллово»
Мияссарова Р.М.
Слайд 2
Тема урока:
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени,
сравнительными
Слайд 3Цели урока:
- познакомиться с новыми видами придаточных обстоятельственных - образа действия,
меры и степени, сравнительными;
определять средства их связи с главным предложением;
формировать умения правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях, составлять их схемы.
различать изученные виды придаточных предложений;
воспитывать умение работать самостоятельно.
Задание 1
1. Повторение пройденного материала.
Тест
Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.
А. Куда ни обращаю взор кругом синеет мрачный бор.
Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.
Д. В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами.
Е. До самой смерти, пока бьется сердце, ни минуты не стоять на месте.
Ж. Хороша земля если рук не жалеть.
З. Жизнь будет еще удивительней, потому что человеческий гений не знает границ.
И. Чтобы быть счастливым, надо верить в возможность счастья.
1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.
2. Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточное стоит в середине главного.
3. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.
4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.
5. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.
6. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
7. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины
9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.
Слайд 5Проверь себя
А. Куда ни обращаю взор кругом синеет мрачный бор.
Б.
Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.
Д. В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами.
Е. До самой смерти, пока бьется сердце, ни минуты не стоять на месте.
Ж. Хороша земля если рук не жалеть.
З. Жизнь будет еще удивительней, потому что человеческий гений не знает границ.
И. Чтобы быть счастливым, надо верить в возможность счастья.
1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.(а,б,ж)
2. Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточное стоит в середине главного. (б, д, е)
3. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия. (ж)
4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места. (а)
5. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели. (и)
6. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.(в, г)
7. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. (б)
8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины (з)
9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным времени. (е)
Взаимопроверка.
9-8 – «5»
7-6 – «4»
5-4 – «3»
Слайд 6Задание
Прочитайте предложения.
В каждом из них поставьте и запишите вопрос
от главного к придаточному.
Назовите средства связи между главным и придаточным предложениями.
В каком раскрывается образ, способ действия, в каком степень или мера действия; какое из них имеет сравнительное значение?
1. После войны в Пушкинских Горах нужно было восстановить всё так, как это было при Пушкине.
2. Язык прозы Пушкина так точен, что его способен понять каждый.
3. Как эта лампада бледнеет перед ясным восходом зари, так ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бессмертным ума.
Проверь себя
1.После войны в Пушкинских Горах нужно было восстановить всё так [как?], как это было при Пушкине. (образ действия)
[гл. + указ. сл.], (как – союз)
2.Язык прозы Пушкина так точен [насколько?],что его способен понять каждый. (степень действия)
[указ. сл], (что – союз)
3.Как эта лампада бледнеет перед ясным восходом зари, так [как?] ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бессмертным ума. (сравнение)
(как – союз), [указ. сл.]
Домашнее задание
1.Изучить § 27,
2.Выписать из художественной литературы
- 3 СПП с придаточным образа действия,
- 3 СПП с придаточным степени и меры,
- 3 СПП с придаточным сравнения
Задание 3.
Тренировочные упражнения.
1.Расставьте знаки препинания. Укажите вид придаточного предложения. Составьте схемы.
1.Башня была построена так что никто не смог бы подкрасться к ней незамеченным.
2. С тех пор она старалась всё делать так чтобы её хвалили .
3.Люди были интересны Самгину настолько насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них.
4. Жизнь выбросила его в мир как ветер сдувает с зеленого листика толстую божью коровку.
5. Лощины вдоль ручьев зарастают орешником и ольхой так что сквозь них невозможно пробраться без топора.
6. Тонкие волосы растрепаны будто ими шалит майский ветер.
Проверь себя
1.Башня была построена так [как?], что никто не смог бы подкрасться к ней незамеченным.
(образ действия) [гл. + указ. сл.], (что – союз)
2. С тех пор она старалась всё делать так [как?], чтобы её хвалили.
(образ действия) [гл. + указ. сл.], (чтобы – союз).
3.Люди были интересны Самгину настолько [насколько?], насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них.
(степень) [кр. прил. + указ. сл.], (насколько – союз. слово).
4. Жизнь выбросила его в мир, как ветер сдувает с зеленого листика толстую божью коровку.
(сравнения) [гл.], (как – союз)
5. Лощины вдоль ручьев зарастают орешником и ольхой так, что сквозь них невозможно пробраться без топора.
(образ действия) [гл. + указ. сл.], (что – союз)
6. Тонкие волосы растрепаны, будто ими шалит майский ветер.
(сравнения) [кр. прич.], (будто – союз).
Взаимопроверка.
6 - «5»
4-5 - «4»
3 - «3»
Слайд 13Задание 4.
Тренировочные упражнения.
2. Из каждой пары предложений составьте СПП с
придаточными образа действия, степени или сравнительное.
1.На железнодорожной насыпи поспела земляника. Рубиновые капельки сверкают на солнце.
2. Вода в Красном море прозрачна. Можно рассмотреть рыб, плавающих у дна.
3. Фильм мне очень понравился. Я смотрел его много раз.
4. В комнате был жуткий беспорядок. Кто-то открыл все шкафы и выбросил все вещи на пол.
5. Его улыбка произвела на меня неприятное впечатление. Я услышал лживые слова.
6. Я волновался перед экзаменом. Не мог спать и потерял аппетит.
Слайд 14Задание 5.
Тренировочные упражнения.
3. Добавьте к предложениям придаточные образа действия, степени
или сравнительные.
1.Сердце билось тревожно__________________.
2.Несмотря на раннюю весну было так тепло________.
3.Было мягко идти по зеленому мху_________.
4.Ветер выл___________.
5.Время текло медленно____________.
6.Чем выше мы поднимались в горы___________.
7.Снег был такой мягкий, белый____________.
8.На улице было темно________.
9.Малыш говорил так серьезно______________.
Задание 6.
4. Проверочная работа.
Не записывая предложения, укажите виды изученных придаточных.
1.Ему почудилось, будто скрипнула дверь.
2. Куда ни взглянешь, всюду тянулась невеселая степь.
3. Старик так поражен был моими словами, что всплеснул руками и остолбенел.
4. Кабы он получше платил за труды, так и Янко бы его не покинул.
5. Я пошел посмотреть, горит ли камин.
6. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми.
Слайд 16 Задание 6.
Проверь себя
1.Ему почудилось, будто скрипнула дверь. (изъяснительное )
2.
Куда ни взглянешь, всюду тянулась невеселая степь. (место)
3. Старик так поражен был моими словами, что всплеснул руками и остолбенел. (образа действия)
4. Кабы он получше платил за труды, так и Янко бы его не покинул.( условия )
5. Я пошел посмотреть горит ли камин. (цель )
6. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми. (уступки)
Взаимопроверка.
6 - «5»
4-5 - «4»
3 - «3»
Слайд 17Подведение итогов урока.
Оценивание всей работы
21-19 – «5»
18-15 – «4»
14-11 –
«3»